Фролов, Александр Александрович (д-р физ.-иат. наук). Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания [Текст] / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова> // Образование и наука. - 2007. - N 5. - С. 11-21 : 4 рис. - Библиогр.: с. 20-21 (17 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): научные работники -- алгоритм -- алгоритмический подход -- эвристика -- эвристический подход -- профессиональное мышление -- научное мышление -- научная познавательная деятельность -- продуктивное мышление -- познавательное мышление -- познавательная деятельность -- творческое мышление -- научные знания Аннотация: Показано, что эвристика на основе представлений о законах продуктивного мышления организует процесс творческого мышления, включая в себя направляющее системное алгоритмическое структурирование этого процесса. Соотношение алгоритмизации и эвристики продемонстрировано на примере реализации алгоритма научного продуктивного мышления (научной познавательной деятельности). Развитое в статье представление о соотношении алгоритмизации и эвристики в процессах формирования и трансляции научного знания в принципе может лечь в основу стандартизации современных методов преподавания, а также экспертизы и оценки качества знаний. Доп.точки доступа: Фролова, Юлия Николаевна |
Иванова, Валерия Айбасовна (канд. филос. наук). Формирование новых смыслов и значений в языке науки [Текст] = Formation of new meanings and senses in the science language / В. А. Иванова> // Философия образования. - 2008. - N 3 (24). - С. 24-30. - Библиогр.: с. 30 . - ISSN 1811-0916
Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки Кл.слова (ненормированные): язык науки -- научное познание -- языковая среда -- мышление -- логическое мышление -- абстрактное мышление -- научное мышление Аннотация: О языке науки, изучении процессов роста научного знания и статуса субъекта познания. Об актуальности такого изучения для философии и науки. |
Лагнадо, Д. Э. Время как проводник причины [Текст] : дайджест / Лагнадо Д. Э., Сломан С. Э.> // Психология обучения. - 2007. - N 9. - С. 121-123. - Полностью ст. опубл.: Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. - 2006, Vol. 32. - N 3. - P. 451-460. . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): научное мышление -- время -- причинная логика -- темпоральный порядок -- ковариационные данные Аннотация: Использование временного порядка, чтобы вывести основную причинную структуру, которая свяжет события. Исследование верификации модели познавательного потока. Доп.точки доступа: Сломан, С. Э. |
Бочко, Владимир Степанович (канд. экон. наук ; проф.; заслуж. экономист РФ ; рук. центра инновац. -инвестиц. развития). Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления [Текст] / В. С. Бочко> // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2008. - N 3. - С. 190-201. - Библиогр.: с. 201 (10 назв. ) . - ISSN хххх-хххх
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия Кл.слова (ненормированные): инновационное мышление -- интеграция образования -- интеграция науки -- интеграционные процессы -- научное мышление -- академии -- вузы -- подготовка специалистов -- качество подготовки Аннотация: Доказывается необходимость интеграции науки и образования; исследуются сущность, цели, задачи и принципы интеграции, условия формирования инновационного мышления; анализируется деятельность Института экономики УрО РАН по развитию интеграционных процессов с вузами. Доп.точки доступа: Уральское отделение Российской академии наук \институт экономики\; УрО РАН \институт экономики\ |
Мядатзаде, К. М. Синергетика и глобализация научно-теоретического мышления [Текст] / Мядатзаде К. М.> // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 3. - С. 35-39
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Синергетика Кл.слова (ненормированные): синергетика -- научное мышление -- глобализационные процессы -- хаос -- человеческое мышление Аннотация: Рассматривается современное состояние синергетики в условиях глобализации научно-теоретического мышления. Автором отмечено, что как новая отрасль знания синергетика создает условия для перехода от линейного мышления к нелинейному, и это имеет важное значение для философско-гносеологического анализа явлений бытия и познания. |
Толстенко, А. М. Религиозно-мистический контекст научного мировосприятия [Текст] / А. М. Толстенко> // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2009. - С. 99-108. - Библиогр.: с. 107-108 (35 назв. ) . - ISSN 1995-0055
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие Религиоведение Кл.слова (ненормированные): герметизм -- магия -- научное мировосприятие -- научное мышление -- оккультизм -- религиозное отношение Аннотация: В статье исследуется проблема связи слова и явления в научном описании мира. В результате обнаруживается двусмысленность научного мышления в его отношении к логике и точности. |
Режабек, Е. Я. Концепция культуры в школе Л. С. Выготского [Текст] / Е. Я. Режабек> // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - N 3. - С. 150-158. - Библиогр.: с. 157-158 . - ISSN 1997-2377
Рубрики: Культурология История культурологических учений Кл.слова (ненормированные): культура -- культурное развитие -- концепция сознания -- стадиальность -- человек и мир -- комплексное мышление -- научное мышление -- человеческий интеллект Аннотация: Рассмотрен культурно-исторический подход к становлению и содержанию культуры, развитый в школе Л. С. Выготского. Сама культура понимается как система надындивидуальных регулятивов, пронизывающая ментальные и вещественно-предметные формы жизни. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Афоничкина, Н. В. Категориальный аппарат фундаментальной науки правоведения как инструмент познания в образовательном процессе [Текст] / Афоничкина Н. В.> // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - N 3, март. - С. 4-11. - Библиогр.: с. 11 . - ISSN 1814-6457
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): общеправовые категории -- научное мышление -- инструменты познания -- образовательный стандарт -- общечеловеческие ценности -- гармонизация образовательного процесса Аннотация: Поднимаются актуальные вопросы о роли в образовательном процессе основных категорий и понятий фундаментальной науки правоведения в условиях его унификации и гармонизации. Высказаны предложения по совершенствованию федерального компонента в общей программе подготовки юридических кадров. Доп.точки доступа: Васильев, А. М.; Марченко, М. Н.; Поляков, А. В.; Тимошина, Е. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жеребцова, Елена Евгеньевна (канд. юрид. наук). Характеристика деятельности как элемент структуры методологии исследования института судебного конституционного контроля [Текст] / Е. Е. Жеребцова> // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - N 8. - С. 115-121. . - Библиогр.: с. 120-121 (35 назв. )
Рубрики: Право Общая теория права Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): методология исследования -- научное исследование -- конституционный контроль -- судебный контроль -- логический полифундаментализм -- научное познание -- научное мышление -- теория права -- организация познавательной деятельности Аннотация: Анализируются особенности современной познавательной ситуации в социальных науках, излагаются авторские представления об особенностях организации познавательной деятельности в процессе исследования института судебного конституционного контроля. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шевченко, Лариса Владимировна. Современная отечественная литература в поисках онтологических возможностей слова [Текст] / Л. В. Шевченко> // Философия и культура. - 2010. - N 6 (30). - С. 85-91. . - Библиогр.: с. 91 (21 назв. )
Рубрики: Литературоведение Поэтика Художественная литература Современная русская литература (произведения) Кл.слова (ненормированные): научное мышление -- художественное мышление -- бытие -- христианство -- онтологические концепции -- энергийные концепции -- энергийная онтология -- культура -- искусство -- художественная реальность -- творческий процесс -- эстетическое мировоззрение -- стили -- слова -- творческая деятельность -- символы -- литература -- художественные произведения -- энергийные дискурсы -- сюжетные линии -- русский язык -- поэтика -- критика -- архитектоника произведений -- метафоры -- позиции автора -- эстетика -- художественно-эстетические принципы -- писатели Аннотация: Рассмотрена проблема онтологического значения произведений современной отечественной литературы. Анализируются художественно-эстетические принципы энергийной концепции бытия, демонстрируется их применение в области анализа художественных произведений. Доп.точки доступа: Славникова, О. А. (писательница ; 1957-); Быков, Д. Л. (писатель ; 1967-); Полянская, И. Н. (писательница ; 1952-2004); Шишкин, М. П. (писатель ; 1961-); Бахтин, М. М. (филолог ; 1895-1975) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рубанов, Виталий Георгиевич. Диалектическая взаимосвязь старого и нового в формировании личности ученого: история и современность [Текст] / В. Г. Рубанов> // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310, N 3. - С. 119-124. : ил. - Библиогр.: с. 124 (10 назв. )
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Общие вопросы общенаучного и междисциплинарного знания Кл.слова (ненормированные): диалектическая взаимосвязь -- формирование личности ученого -- ученые -- научная деятельность -- научная преемственность -- философы -- научные продукты -- парадигма научного мышления -- научное мышление -- социокультурные явления -- научные парадигмы -- информационное давление -- субъекты научной деятельности -- интерференция Аннотация: Взаимосвязь нового и старого в деятельности ученого является основополагающей закономерностью научной деятельности. Механизмы научной преемственности совершенствуются в зависимости от объективных и субъективных факторов. Философы различных времен и поколений предлагали свое их видение. Автор предлагает свой вариант решения проблемы. С его точки зрения, на основе существующего совокупного научного продукта, формируется парадигма научного мышления. Это сложное социокультурное явление, имеющие несколько видов (определяющая, периферическая, блуждающая) каждый из которых имеет свою орбиту существования. В обществе научные парадигмы взаимодействуют между собой. В силу информационного давления и активности субъекта научной деятельности происходить разрыв защитного пояса господствующей парадигмы, интерференция блуждающего и периферического содержания других парадигм, замена существующих парадигм, сопровождающаяся трансформацией, преемственностью с предшествующим накопленным совокупным научным продуктом. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Корниенко, Алла Александровна. Научная тема как элемент структурной схемы современной науки [Текст] / А. А. Корниенко, Н. В. Погукаева> // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 60-63. . - Библиогр.: с. 63 (10 назв. )
Рубрики: Этика Общие вопросы этики Кл.слова (ненормированные): научная тема -- современная наука -- научное знание -- эпистемологические образы -- научное мышление -- научное познание -- научное исследование -- научное творчество Аннотация: Анализируются социокультурные факторы, определяющие направление и характер роста научного знания. Научная тема представлена как когнитивная матрица, главными элементами которой являются эпистемологические образы. Выделены когнитивные основания темообразования. Раскрыты функции темы, осуществляемые в научном познании. Доп.точки доступа: Погукаева, Наталия Вячеславовна Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Розин, Вадим Маркович. Эволюция представлений о мышлении Г. П. Щедровицкого [Текст] / В. М. Розин> // Философия и культура. - 2011. - N 8 (44). - С. 29-38. . - Библиогр.: с. 38 (15 назв. ). - Примеч. в сносках
Рубрики: Философия Философия России и СССР Кл.слова (ненормированные): мышление -- логика -- реальность -- деятельность -- мыслительная работа -- методологическое мышление -- методологические схемы -- рефлексия -- научное мышление -- проектирование -- коммуникации -- мыследеятельность -- мыслительные практики -- культура -- философы Аннотация: Анализируются основные концепции мышления Г. П. Щедровицкого. Доп.точки доступа: Щедровицкий, Г. П. (философ ; 1929-1994) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенов, С. С. (кандидат физико-математических наук). Историческое и логическое во взаимодействии наук [Текст] / Семенов С. С.> // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 5. - С. 85-88. . - Библиогр.: с. 88 (4 назв. )
Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки Кл.слова (ненормированные): научное мышление -- пространство культуры -- переработка информации -- взаимодействие наук -- охрупчивание -- трехпараметрическая переработка информации Аннотация: Качественный рост научного знания как показатель формирования новых схем жизнедеятельности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Тошпулатова, Ш. О. Проблема развития научного и логического стилей мышления учащихся при обучении физике [Текст] / Тошпулатова Ш. О., Ибрагимов Х. И.> // Актуальные проблемы современной науки. - 2012. - № 4. - С. 56-63 : ил. - Библиогр.: с. 63 (4 назв. ) . - ISSN 1680-2721
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): качество обучения -- научное мышление -- логическое мышление -- школьники -- общеобразовательные школы -- логическое познание -- педагогическая деятельность -- принципы педагогической деятельности -- образовательные стандарты Аннотация: Подходы и методы преподавания физики в общеобразовательной школе. Доп.точки доступа: Ибрагимов, Х. И. (доктор педагогических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ильин, Г. Л. О сходстве, различии и взаимосвязи мантического, магического, религиозного и научного мышления [Текст] / Г. Л. Ильин> // Вестник развития науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 64-72. - Библиогр.: c. 72 (3 назв. ) . - ISSN 1991-9484
Рубрики: Философия Теория познания Религия. Мистика. Свободомыслие Религиоведение Магия, мантика Кл.слова (ненормированные): взаимосвязь мышления -- магическое мышление -- мантическое мышление -- мышление -- научное мышление -- религиозное мышление -- сходство форм мышления -- формирование мировоззрения -- формы мышления Аннотация: Описываются особенности названных форм мышления, определяются различия между ними: наблюдение и активное вмешательство, аналогия и рациональное объяснение. Делается вывод о предоставленности всех форм мышления в формировании мировоззрения современного человека. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Балан, Оксана Владимировна (преподаватель). Методика обучения будущих магистров педагогического образования научному дискурсу на основе технологии диалогизации [Текст] / О. В. Балан> // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 1, ч. 1. - С. 124-127. - Библиогр.: с. 127 (9 назв.) . - ISSN 2073-9613
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Кл.слова (ненормированные): высшая школа -- высшее образование -- высшие учебные заведения -- подготовка будущих педагогов -- студенты педагогических вузов -- научный дискурс -- педагогический дискурс -- педагогические компетенции -- методические умения -- диалогическое общение -- технология диалогизации -- магистратура -- модели обучения -- методическое мышление -- педагогическое мышление -- научное мышление -- вузы -- магистры педагогики -- будущие педагоги -- диалогизация Аннотация: Рассматривается проблема формирования методических умений в обучении научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе технологии диалогизации. Представлена модель обучения в виде заданий и упражнений, направленных на обучение научному диалогическому дискурсу. Данная модель обучения способствует формированию педагогической компетенции в данной области обучения. Представленные упражнения носят коммуникативный и проблемный характер, что способствует развитию методического, педагогического и научного мышления магистрантов. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нормаматова, М. Н. (докторант). К эпистемологии постнеклассической науки [Текст] / М. Н. Нормаматова> // Вопросы гуманитарных наук. - 2013. - № 3 (66). - С. 55-57. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1684-2618
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): научное мышление -- постнеклассические науки -- бинаризм -- теория познания Аннотация: О формировании постнеклассической науки, а вместе с ней и новой парадигмы научного мышления. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Самоненко, Юрий Анатольевич (доктор педагогических наук; профессор). Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования педагогического мышления школьников [Текст] / Ю. А. Самоненко, О. А. Жильцова, И. Ю. Самоненко> // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 81-93. - Библиогр.: с. 92-93 (12 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): педагогические способности -- научное мышление -- умение учиться -- системно-деятельностный подход -- полисубъект деятельности -- самообразование школьника -- рефлексия -- самообучение -- школьники Аннотация: Предложена модель учебной деятельности, нацеленная на обретение учеником главного новообразования школьного обучения- умения учиться самостоятельно. Теоретической основой данной разработки явились положения деятельностной теории психики А. Н. Леонтьева и культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Методологические установки этих научных направлений применительно к целям исследования воплотились в четырехполюсную полисубъектную модель учебной деятельности. Полюса соответствуют функциям участников учебной деятельности, принимающих участие в ее осуществлении. Соответственно были выделены следующие позиции: «ученик», «учитель», «референтная группа», «методолог (технолог) образования». Освоение школьником закрепленных за ними функций обеспечивает существенное повышение самостоятельности ученика в организации собственной учебной деятельности. Экспериментальные циклы обучения подтвердили эффективность предложенной модели. Доп.точки доступа: Жильцова, Ольга Александровна (кандидат химических наук; доцент); Самоненко, Илья Юрьевич (кандидат социологических наук; начальник отдела); Выготский, Л. С. (психолог); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Филиппова, О. В. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной личности учащегося [Текст] / О. В. Филиппова> // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - С. 93-94. - Материалы круглого стола "Актуальные проблемы преподавания русского языка как государственного в условиях полиэтнического и поликультурного региона". - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 1991-9468
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): коммуникативная культура -- коммуникативность -- научно-исследовательская деятельность -- научное мышление -- проектная деятельность -- формирование коммуникативной личности -- языковедческие проекты Аннотация: Проектная деятельность завоевывает все большую популярность как средство приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности по предмету. Она является средством развития интереса к науке и научного мышления, способности к научной коммуникации. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |