Копылова, Татьяна Рудольфовна (ст. преподаватель).
    Национальная специфика научного знания [Текст] : (на примере концепта коммуникация в русской и испанской лингвистике) / Т. Р. Копылова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 8. - С. . 26-31
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание--Теория и философия языка, 21 в. нач.
   Россия
    Испания

Кл.слова (ненормированные):
научное знание -- коммуникация -- лингвистика -- русская лингвистика -- испанская лингвистика -- концепты -- объекты научного знания -- концептуальный анализ -- опрос -- респонденты -- лексико-семантические поля -- ЛСП -- русисты -- испанисты -- языковый субъективизм -- когнитивная лингвистика -- межкультурные коммуникации -- языки -- лингводидактика -- дидактика
Аннотация: Автор ставит под сомнение тезис об универсальности и объективности научного знания. Отражение концепта "коммуникация" в испанской и российской лингвистике, сопоставление его структуры и содержания основных характеристик позволяет выделять как универсальное, так и специфическое в его понимании.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кучерук, И. В.
    Диалог как интегративная категория научного знания [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. - 2007. - N 9 (сентябрь). - С. . 17-19. - Библиогр.: с. 19
УДК
ББК 71.0
Рубрики: Культура--Теоретическая культурология
Кл.слова (ненормированные):
культурные сообщества -- диалог культур -- диалоги -- межкультурные взаимоотношения -- межличностное взаимодействие -- коллективная деятельность -- научное знание -- матрица диалога -- интегративные категории
Аннотация: В процессе системного анализа категорий диалога и взаимодействия автор выделяет сущностные признаки диалога, важные для разработки концепции диалога культур.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Суслова, Е. А.
    О некоторых психолого-педагогических и психолого-акмеологических проблемах непрерывного образования в контексте личностно-профессионального развития [Текст] / Е. А. Суслова // Мир психологии. - 2007. - N 3. - С. 91-97. - Библиогр.: с. 97 (3 назв. ). - 1; О некоторых проблемных ситуациях и парадигмах развития образования: отечественные и зарубежные концепции. - 1; Научные и прикладные основы акмеологического подхода к созданию системы непрерывного профессионального образования
УДК
ББК 88.37 + 74.05
Рубрики: Психология
   Образование. Педагогика

   Психология личности

   Непрерывное образование

Кл.слова (ненормированные):
профессионализм -- специалисты -- научное знание -- непрерывное образование -- профессиональная деятельность -- личностное развитие -- педагогика сотрудничества
Аннотация: О возрастающей роли психологических и акмеологических наук в процессе становления нового типа человека в изменяющихся условиях общества, которые должны обосновывать и сопровождать процесс образования и воспитания человека на протяжении всего его жизненного пути.





    Слободчиков, В. И.
    Толерантность к нетерпимости [Текст] / В. И. Слободчиков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4, N 4 (октябрь-декабрь). - С. 13-17
УДК
ББК 88.3 + 86.2
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Религия

   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- научные дискуссии -- религия -- психология и религия -- наука и религия -- научное знание -- религиозная вера -- толерантность -- нетерпимость
Аннотация: Предлагается мнение автора, который считает, что универсум психологического знания должен включить в себя и строго научные, и вненаучные, и даже паранаучные знания. Дискуссия по статье: Лоргус А. Психология - с религией или без нее? // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- 2007.- Т. 4, N 2.- С. 58-64.


Доп.точки доступа:
Лоргус \а.\




    Аллахвердов, В. М.
    Вера в психологию как науку [Текст] / В. М. Аллахвердов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4, N 4 (октябрь-декабрь). - С. 25-34. - Библиогр.: с. 34 (23 назв. )
УДК
ББК 88.3 + 86.2
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Религия

   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- научные дискуссии -- психология и религия -- религиозная психология -- религиозное знание -- научное знание -- наука и религия
Аннотация: Обсуждаются материалы дискуссии о соотношении религии и психологии. Утверждается, что психология может быть научной, а может быть церковной. Дискуссия по статье: Лоргус А. Психология - с религией или без нее? // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- 2007.- Т. 4, N 2.- С. 58-64.


Доп.точки доступа:
Лоргус \а.\




    Любичанковский, С. В.
    Методологический анализ ситуаций практического выбора [Текст] / Любичанковский С. В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - N 80, январь. - С. 4-9. - Библиогр.: с. 9 (3 назв. )
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
практический выбор -- методологический анализ -- анализ ситуаций -- многообразие ситуаций -- глобальные условия -- научное знание -- теория познания
Аннотация: Выделяются основные глобальные условия, в которых возникает все многообразие ситуаций практического выбора, а также дается анализ ситуаций, неизбежно ведущих к теоретическим и практическим ошибкам.





    Щетинин, В. И.
    Синергетическая схема знаниевого катализатора и рефлексия [Текст] / Щетинин В. И., Яковлева Р. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - N 80, январь. - С. 16-21. - Библиогр.: с. 21 (18 назв. )
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
синергетическая схема -- метод рефлексии -- философия синергетики -- научное знание -- рефлексия -- знаниевый катализатор -- рефлексивный подход -- сознание -- синергетика -- познание
Аннотация: В рамках философии синергетики сравниваются синергетическая схема научного знания и рефлексия. Сравнительный анализ выявил некоторое подобие и сходство знаниевой схемы и рефлексии как мыслеразмерных процессов, способствующих появлению явного знания из неявного знания, отражающих возникновение и развитие научного знания.


Доп.точки доступа:
Яковлева, Р. А.




    Ерохина, Т. А. (аспирант).
    Проблема истинности научного знания в историческом развитии в вузовском естественнонаучном образовании [Текст] / Ерохина Т. А. // Аспирант и соискатель. - 2008. - N 3. - С. 53-56
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
научное знание -- истинность -- научные теории -- научные гипотезы -- гипотезы -- вузовское образование -- естественнонаучные знания
Аннотация: Подробно обсуждается проблема истинности знания применительно к естественно-математическому вузовскому образованию.





    Пушкарева, Елена Александровна (канд. филос. наук).
    Философское фундаментальное знание в системе современного образования [Текст] = Philosophical fundamental knowledge in the system of modern education / Е. А. Пушкарева // Философия образования. - 2008. - N 3 (24). - С. 55-61. - Библиогр.: с. 61 . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
УДК
ББК 87 + 74.00
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Образование. Педагогика

   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
научная среда -- образовательная среда -- философское знание -- философия образования -- системное мышление -- образовательные теории -- научное знание -- образовательное знание
Аннотация: Рассматривается проблема интеграции научной и образовательной сфер современного общества. Анализируется философское знание, которое представляет наиболее значимый уровень образовательного знания.





    Чернов, Александр Юрьевич (канд. пед. наук, доцент).
    Онтологический и эпистемологический статус социальной психологии [Текст] / А. Ю. Чернов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - Вып. 6. - С. 16-24. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 87.25 + 88.5
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
исследовательские практики -- методология науки -- научное знание -- научные исследования -- позитивизм -- природные объекты -- психологи -- социальное поведение -- социальные объекты -- философы
Аннотация: Определяется научный статус социальной психологии, прослеживается процесс становления психологии как науки. Подвергается критике позитивистская ориентация в социальной психологии.


Доп.точки доступа:
Серль, Дж. (1932-); Хэкинг, И.; Уинч, П.




    Турбина, Ирина Сергеевна.
    Обыденное знание в контексте повседневности и науки [Текст] / И. С. Турбина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - Вып. 6. - С. 31-33. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
житейское знание -- наука -- научное знание -- обыденное знание -- повседневность (философия) -- познание -- познавательная деятельность -- гносеология
Аннотация: Рассматривается тема обыденного знания, выделяются его специфические черты. Раскрывается связь обыденного знания и науки.





    Вербин, А. А.
    Научное знание и экономический рост [Текст] / А. А. Вербин // Инновации. - 2009. - N 1. - С. 96-98 . - ISSN 2071-3010
УДК
ББК 65.01
Рубрики: Экономика
   Общая экономическая теория

Кл.слова (ненормированные):
знания -- научное знание -- экономический рост -- экономика знаний -- дискуссии -- экономисты -- исследования
Аннотация: В статье анализируется утверждение о том, что научное знание, а не труд во все возрастающей степени определяет экономический рост, т. е. тезис, часто обсуждаемый в контексте дискуссий и проведенных исследований (в частности, в США) об экономике знания.


Доп.точки доступа:
Стэр, Н. (американский экономист)




    Павлова, Е. Д.
    Научное знание как важнейшая составляющая культуры информационного общества [Текст] / Е. Д. Павлова // Вопросы культурологии. - 2008. - N 11 (ноябрь). - С. 11-13. - Библиогр.: с. 13 (5 назв. )
УДК
ББК 60.561.8
Рубрики: Социология
   Социология науки

Кл.слова (ненормированные):
информационное общество -- культура информационного общества -- знание -- научное знание
Аннотация: В статье освещаются властные функции культуры информационного общества, обосновывается статус научного знания как неотъемлемой части и основания культуры.





    Игнатов, А. В.
    Ф. Брентано и Э. Гуссерль [Текст] : феномен интернациональности / А. В. Игнатов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право. - 2008. - Вып. 3. - С. 120-124. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
феноменология -- интернациональность -- научное знание -- сознание (философия) -- философские проблемы
Аннотация: Статья посвящена одной из главных проблем феноменологии - интернациональности. В работе рассматриваются два подхода к проблеме. Первый подход представлен оригинальной концепцией Ф. Бретано, который является главной фигурой. Главной характеристикой его учения, по мненю автора, является об интернациональном содержании актов сознания и их отличие от "объектных" отношений мира. Второй подход представлен философией последователя Бретано - Э. Гуссерля. Интернациональность у Гуссерля выступает как смыслодающий акт. В отличие от Бретано, Гуссерль признает за феноменом интернациональности наиболее важные познавательные функции и полагает интернациональность в фундамент научного знания.


Доп.точки доступа:
Брентано, Ф.; Гуссерль, Э.




    Пазина, Людмила Олеговна (кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры).
    Проблема вариабельности форм рациональности в современной теории познания [Текст] / Л. О. Пазина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - N 3 (40). - С. 5-9. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
рациональность -- вариантность -- научное знание -- историко-философский подход -- многообразие форм -- философия -- познание -- теория познания
Аннотация: Автор анализирует современные подходы к проблеме вариабельности форм рациональности, отмечает, что сегодня вывод о нетождественности научности и рациональности находит своих приверженцев среди методологов и логиков научного исследования.





    Волков, Алексей Владимирович.
    От обыденного к философскому образу научного познания (социокультурный аспект) [Текст] / А. В. Волков // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2009. - N 1/2. - С. 3-17. - Библиогр.: с. 17 (17 назв. ) . - ISSN 1817-7174
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
философские основы научного познания -- научное знание -- научно-познавательная деятельность -- обыденное сознание -- исследовательская деятельность
Аннотация: Статья посвящена проблеме «наука и человек». Привлекая материал из области истории, философии, социологии и медицины автор рассматривает научно-исследовательскую и научно-познавательную деятельность в контексте социальных и культурных факторов.





    Шадрина, Е. Н.
    Философия науки: понятие и перспективы развития [Текст] / Е. Н. Шадрина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - Вып. 3. - С. 53-58. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1814-733X
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
науковедческие дисциплины -- научная рациональность -- научное знание -- структура науки -- методология науки
Аннотация: Исследуется проблемное поле современной философии науки, осмысливается ее эпистемический статус в системе науковедческих дисциплин. Обращаясь к ряду базовых концепций западной и отечественной философии науки, предпринимается попытка дефиниции философии науки и выяснения дальнейших перспектив развития данной исследовательской области.





    Лунев, С. И.
    Восток: от научного знания к системе науки (опыт для России) [Текст] / С. И. Лунев, Ю. В. Любимов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2009. - N 3. - С. 109-117. - Библиогр.: с. 117 . - ISSN 1562-0484
УДК
ББК 60.52 + 60.561.8
Рубрики: Социология--Япония--Китай--Турция, 20 в.; 21 в.
   Социология общества--Сиам--Иран--Индия

   Социология науки

Кл.слова (ненормированные):
научное знание -- традиционные ценности -- высокие технологии -- высококвалифицированные специалисты -- подготовка кадров -- наукоемкое производство -- постиндустриализация
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования системы современного научного знания в развивающихся обществах Востока. Проведенный анализ показал, что проблемы восприятия достижений новой технологии, умения пользоваться ими, внедрения европейской системы знаний остаются крайне сложными для подавляющего большинства государств третьего мира. Анализ ситуации полезен для России, так как наша страна обладает еще пока высоким потенциалом как в области естественных, так и в области гуманитарных знаний, ей требуются не столь обширные инновации, сколько реновации, соответствующие системе ценностей и способствующие разработке стратегии ее социокультурного развития. При этом соединение российской научной мысли с инженерной мыслью наиболее продвинутых азиатских стран может провести к парадоксальной вещи: проведение преобразований в России в целях стадиального сближения с Западом будет осуществлено на основе развития политических и экономических связей с Востоком.


Доп.точки доступа:
Любимов, Ю. В.




    Павлов, Павел.
    Методы философии науки и герменевтики в свете диалектической логики Ильенкова [Текст] / Павел Павлов. // Логос. - 2009. - N 1. - С. 151-162. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 87 + 72
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Наука. Науковедение

   Общие вопросы науки

Кл.слова (ненормированные):
герменевтика -- диалектика -- знание -- методология науки -- методология философии -- научное знание
Аннотация: Методология философии Ильенкова и современная философия науки.


Доп.точки доступа:
Ильенков, Э. В. (философ ; 1924-1979)




    Мареева, Елена.
    Ильенков и Поппер о своеобразии социальной науки [Текст] / Елена Мареева // Логос. - 2009. - N 1. - С. 163-174. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
диалектика -- знание -- идеальное -- истина -- истинность знания -- научное знание -- позитивизм -- познание -- природа знания -- социальные науки
Аннотация: Диалектический подход Ильенкова к изучению природы научного знания. Различие взглядов Поппера и Ильенкова. Отрицание Поппером истинности знания.


Доп.точки доступа:
Ильенков, Э. В. (философ ; 1924-1979); Поппер, К. Р. (философ ; 1902-1994)