Малышева, Людмила Васильевна (канд. пед. наук).
    Педагогические аспекты концепций социального интеллекта [Текст] / Л. В. Малышева // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2008. - N 3. - С. 79-82. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 60.561.9
Рубрики: Социология
   Педагогическая социология

Кл.слова (ненормированные):
концепции -- социальный интеллект -- теория социального научения -- ситуативное научение
Аннотация: О вопросах исследования педагогических аспектов социального интеллекта (лидерстве, управлении, социальном научении), которым в настоящее время уделяется недостаточное внимание.





    Тихонов, В. В.
    Комбинированное воздействие бензола и хрома на "навигационное научение" и долговременную пространственную память у крыс [Текст] / В. В. Тихонов, Е. В. Ермолина, И. В. Мирошниченко // Гигиена и санитария. - 2009. - N 4. - С. 78-80. - Библиогр.: с. 80 (8 назв. ) . - ISSN 0016-9900
УДК
ББК 52.84
Рубрики: Здравоохранение. Медицинские науки
   Токсикология

Кл.слова (ненормированные):
эксперименты -- крысы -- токсичные вещества -- бензол -- хром -- память -- пространственная память -- навигация
Аннотация: Хроническое нейротоксическое действие бензола характеризуется ухудшением долговременной памяти, при комбинированном воздействии его с хромом не изменяется и не блокирует реализацию положительного влияния хрома на механизмы навигационного научения.


Доп.точки доступа:
Ермолина, Е. В.; Мирошниченко, И. В.




    Слободчиков, Виктор Иванович (д-р псих. наук ; чл. -кор. РАО ; проф.).
    Концептуальные основы антропологии современного образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Образование и наука. - 2010. - N 1. - С. 11-22 : 1 рис. - Библиогр.: с. 21-22 (11 назв. ) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
антропология образования -- образовательная антропология -- антропо-практика -- антропный потенциал -- взросление -- инкультурация -- образовательное знание -- научение -- социализация -- психолого-педагогическая антропология
Аннотация: Раскрывается содержание философских и теоретическо-методологических основ антропологического подхода в образовании.





    Уточкин, Игорь Сергеевич (старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ, кандидат психологических наук).
    Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении [Текст] / И. С. Уточкин, К. Г. Большакова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7, N 3 (июль-сентябрь). - С. 139-149. : рис. - Библиогр.: с. 149 (12 назв. )
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
эффект Струпа -- Струпа эффект -- эффекты дистрактора -- дистракторы -- интерференция -- избыточность -- энтропия -- вероятностное научение -- иерархическая гипотеза -- психологические исследования
Аннотация: Анализируется феноменология перцептивного внимания в условиях отвлечения стимулами-дистракторами. Выделяются два противоположных по направленности эффекта - эффект интерференции и эффект избыточности. Предлагается формальное предсказание эффекта на основе математической теории связи. Рассматривается иерархическая гипотеза, определяющая правила взаимодействия разнотипных эффектов дистракторов.


Доп.точки доступа:
Большакова, Ксения Георгиевна (студентка магистратуры факультета психологии ГУ-ВШЭ); Струп, Дж. Р. (психотерапевт)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Резапкина, Г. В.
    Главное измерение личности [Текст] / Г. В. Резапкина // Педагогическая диагностика. - 2011. - N 2. - С. 17-31. . - Библиогр. в примеч.: [10 назв. ]
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Теория и методика воспитания
   Образование. Педагогика

Кл.слова (ненормированные):
морально-нравственный уровень личности -- измерение личности -- личность -- моральный выбор -- нравственный выбор -- теория морального развития -- теория социального научения -- социальное научение -- диагностика направленности личности -- психологическая диагностика -- направленность личности -- учение о доминанте -- принцип доминанты -- доминанты -- эгоистическая доминанта -- альтруистическая доминанта -- мораль -- политкорректность -- искусственная регламентация речи -- регламентация речи -- речь -- нравственный потенциал личности -- потенциал личности
Аннотация: Автор рассматривает подходы к измерению морально-нравственного уровня личности. Описываются различные дилеммы в литературе, предлагается собственная методика "Нравственный потенциал личности".


Доп.точки доступа:
Колберг, Л. (американский психолог); Роттер, Д.; Ухтомский, А. А. (русский физиолог); Франклин, Б.; Форд, Г.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бортновский, С. В.
    Компьютерная диагностика научения решению задач: результативный и процессуальный аспекты [Текст] / С. В. Бортновский, П. П. Дьячук, П. П. Дьячук // Открытое образование. - 2011. - N 3. - С. 8-14. : фото, рис. - Библиогр.: с. 14 (12 назв. )
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
компьютерная диагностика -- математические задачи -- вербальные задачи -- изучение способностей -- обучающиеся -- адаптация -- итеративное научение -- искусственный интеллект -- решение задач -- итеративное обучение
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы диагностики научения решению задач в проблемных средах. Приведены результаты экспериментов по выявлению индивидуальных различий стратегий решения задач обучающимися. Выяснено, как соотносятся между собой результативный и процессуальный аспекты научения решению вербальных и математических задач.


Доп.точки доступа:
Дьячук, П. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бим-Бад, Б. М. (доктор педагогических наук; профессор).
    Теория первоначального становления человека [Текст] / Б. М. Бим-Бад, Л. И. Егорова // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 30-38.
УДК
ББК 18
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Человековедение

Кл.слова (ненормированные):
личность -- становление личности -- педагогическая антропология -- индивидуальное развитие -- генотип -- нормальное развитие -- аномальное развитие -- наследственность -- приобретенные черты -- окружающая среда -- культура -- культурное поведение -- культурные объекты -- знаковые системы -- знаковое опосредствование -- научения -- перцептивное научение -- идентификация -- автоматизмы -- микрофакторы научения
Аннотация: Постулируется идея дуальной сущности онтогенеза человека как процесса и промежуточных результатов взаимодействия природных и культурных факторов, обуславливающего становление человека. Рассмотрены движущие силы первоначального становления личности.


Доп.точки доступа:
Егорова, Л. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Максутова, Наталья Григорьевна (кандидат психологических наук).
    Психодрама как метод обучения взрослых. Чему? [Текст] / Н. Г. Максутова // Журнал практического психолога. - 2011. - № 4: Специальный выпуск "Психодрама в практике". - С. 75-98 : 2 табл. - Библиогр.: с. 97-98 (6 назв.) . - ISSN 1990-9349
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
психодрама -- концепции обучения -- ассоциативно-рефлекторное обучение -- умственные действия -- процессы обучения -- обучение взрослых -- усвоение информации -- наблюдение -- рефлексия -- абстрактная концептуализация -- активное экспериментирование -- обучение через действие -- обучение через опыт -- некогнитивное научение -- андрагогика -- интерактивные методы обучения -- игровые методы обучения -- психодраматические техники
Аннотация: Психодрама рассмотрена в качестве метода обучения взрослых. Описаны психодраматические техники, чаще всего применяемые в обучении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Медведева, Татьяна (доцент).
    Методы социального научения как средство формирования работника нового типа [Текст] / Татьяна Медведева // Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 1. - С. 23-28 : 1 рис. - Библиогр.: с. 28 (12 назв. ) . - ISSN 2073-5790
УДК
ББК 65.24 + 65.291.6
Рубрики: Экономика
   Экономика труда

   Персонал. Кадры организации

Кл.слова (ненормированные):
социально-трудовые отношения -- работники нового типа -- научение -- социальное научение -- формы социального научения -- адаптационное научение -- окружающая среда -- методы социального научения -- управление качеством -- всеобщее управление качеством -- методы управления качеством -- модели поведения -- совместное проектирование -- интерактивное планирование -- вовлеченность работников -- уважение к работнику
Аннотация: О социальном научении как механизме развития социально-трудовых отношений. Приведены примеры методов социального научения, способствующих формированию работника нового типа.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Стулов, Андрей (начальник отдела).
    Электронный учебный курс: фокус на научение сотрудников [Текст] / А. Стулов // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 12 (декабрь). - С. 61-66 . - ISSN 1727-1029
УДК
ББК 60.823.3
Рубрики: Социальное управление
   Управление персоналом

Кл.слова (ненормированные):
СДО -- обучение персонала -- развитие персонала -- система дистанционного обучения -- электронное дистанционное обучение -- электронные учебные курсы
Аннотация: Автором статьи рассмотрена система электронного дистанционного обучения персонала.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 133-144. - Библиогр.: с. 142-144 (61 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
индивидуальный опыт -- консолидация -- научение -- норма эмоций -- память -- патология эмоций -- реконсолидация -- системогенез -- специализация нейронов -- экспрессия генов
Аннотация: Анализируются системные закономерности, лежащие в основе научения и динамики памяти. Научение рассматривается как системогенез - формирование новых элементов индивидуального опыта. Рассматриваются особенности структуры индивидуального опыта у представителей разных видов, а также у индивидов одного вида при разной истории его формирования. Обсуждается роль процессов селекции, реконсолидационных модификаций ранее сформированной памяти, экспрессии генов, появления новых нейронов (нейрогенеза) у взрослых и гибели нейронов (апоптоза) при научении.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией); Горкин, Александр Георгиевич (кандидат психологических наук; психофизиолог; старший научный сотрудник); Созинов, Алексей Александрович (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Кузина, Евгения Алексеевна (психофизиолог; ассоциированный член лаборатории); Гаврилов, Владимир Викторович (психофизиолог; кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    Два альтернативных теоретических подхода к исследованию генезиса и функциональной организации памяти [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 84-94. - Библиогр.: с. 92-94 (25 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
механическое запоминание -- мнемические действия -- мнемические операции -- мнемические функции -- мнемотехнические приемы -- научение -- память -- произвольное запоминание -- смысловое запоминание -- функции памяти
Аннотация: В статье обсуждается проблема локализации мнемических процессов на структурах и функциях организма. Выделяется два альтернативных основания, на которые опираются исходные гипотезы о развитии мнемических функций у животных организмов. Гипотеза о "порождении психических явлений мозгом в мозге" и гипотеза о "порождении психических явлений во взаимодействиях организма с окружающим миром". Противопоставляются теоретические подходы к анализу памяти в психологии и в культурно-деятельностной психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Формирование поведения достижения поощрения или избегания потери у финских и российских школьников [Текст] / А. А. Созинов [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 26-37. - Библиогр.: с. 36-37 (53 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
научение -- избегание потери -- поощрения -- поведение избегания -- мотивация -- школьники -- достижение поощрения -- избегание -- перенос научения -- межкультурные различия -- домены -- домены индивидуального опыта
Аннотация: На основе предположения о большей дифференцированности, когнитивной сложности, детализированности поведения избегания по сравнению с поведением достижения проведено сопоставление показателей выполнения простых заданий и переноса научения школьников в ситуации получения очков за успешные действия или ситуации избегания потери очков при совершении ошибок. Исследование было проведено в России и Финляндии, поскольку склонность к достижению успеха или избеганию неудачи различается в разных культурах. Выявлены различия показателей выполнения заданий и переноса научения между ситуациями достижения и избегания, характеризующиеся рядом культурных особенностей. Полученные результаты соответствуют предположению о большей дифференцированности "негативного" домена опыта избегательного поведения по сравнению с "позитивным" доменом опыта достижения.


Доп.точки доступа:
Созинов, Алексей Александрович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Ширинкина, Александра Игоревна (магистрант); Сиипо, Анти (инженер-исследователь); Нопанен, Марку (студент); Туоминен, Тууликки (аспирант); Лаукка, Сеппо (ассистент-профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Виханский, О. С. (доктор экономических наук).
    Научение как основа стратегичности поведения [Текст] / О. С. Виханский // ЭКО. - 2016. - № 4. - С. 103-116. - Библиогр.: с. 116 . - ISSN 0131-7652
УДК
ББК 74.58 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в.
   Высшее профессиональное образование

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
стратегичность поведения -- стратегическое мышление -- бизнес-образование -- личностные качества -- саморазвитие -- адаптация
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы выработки стратегичности в поведении и указывается на то, что бизнес-образование в последнее время подвергается критике, так как не способствует в должной мере формированию стратегического мышления. Подчеркивается, что в современных условиях существенно изменилось само понимание стратегичности поведения, произошло смещение с целей на потенциал и динамику развития ситуации. В новых условиях одним из немногих способов обретения стратегичности поведения становится научение. Поэтому бизнес-образование должно сделать решительный шаг в направлении формирования у обучающихся стратегического мышления. Необходимо использовать методологию обучения, ориентированную не на передачу информации, а на развитие поведения. Акцент в образовании должен сместиться со знаний и навыков на ценности, поведенческие нормы и, в конечном счете, на поведение.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зыков, Михаил Борисович.
    Научение свободе во все более конкурентном мире [Текст] / М. Б. Зыков // Российское образование. - 2016. - № 3. - С. 74-78. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика--США, 2005 г.

Кл.слова (ненормированные):
американская система образования -- безграмотность -- дистанционное обучение -- информационные технологии -- общее среднее образование -- чартерные школы
Аннотация: Положение в американской системе общего среднего образования еще совсем недавно было, прямо скажем, не блестящее. Например, проведенный в 2005 году опрос среди учащихся восьмых классов выявил следующие любопытные факты. Оказалось, что 42% из них не знают, что человек может жить без аппендицита. Только 17% знали, что земная атмосфера состоит в основном из азота и кислорода. 26% оказались ниже установленных норм в чтении, то есть оказались функционально безграмотны.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гершкович, Валерия Александровна (кандидат психологических наук; доцент).
    Эффект "проигрыша" при выполнении простой сенсомоторной задачи в ситуации соревнования [Text] = The "I Am Losing" Effect in a Simple Sensorimotor Task / В. А. Гершкович, Д. К. Урих // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - Т. 14, № 1 (январь-март). - С. 178-188 : рис. - Библиогр.: с. 186-187. - Статья публикуется на английском языке . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.35 + 88.43
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

   Психология спорта

Кл.слова (ненормированные):
восприятие времени -- когнитивный контроль -- сенсомоторное научение -- соревнования -- соревновательный стресс -- уровень притязаний -- эффект проигрыша
Аннотация: В статье рассматриваются особенности выполнения сенсомоторного навыка в ситуации соревновательного давления. Выдвигается предположение, что разрушение навыка не является отдельным феноменом - эффект лучше объясняется специфической реакцией на уже совершенное ошибочное действие, которое, в свою очередь, приводит к последующей деавтоматизации навыка и дальнейшим ошибкам.


Доп.точки доступа:
Урих, Дина Константиновна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ильин, Александр Валерьевич (начальник; кандидат психологических наук; полковник внутренней службы).
    Концептуальные основы педагогизации исправительной среды мест лишения свободы в процессе пенитенциарной социальной работы [Текст] / Ильин Александр Валерьевич, Виноградов Виктор Викторович // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2017. - № 3. - С. 29-31. - Библиогр.: с. 31 (7 назв. ) . - ISSN 2072-4438
УДК
ББК 67.409 + 67.409
Рубрики: Право
   Уголовно-исполнительное право

Кл.слова (ненормированные):
исправление осужденных -- образовательная деятельность -- осужденные -- психосоциальная работа -- ресоциализация осужденных -- социальное воспитание -- социальное научение -- социальное развитие -- социально-педагогическая поддержка
Аннотация: В статье определяется концептуальный подход к педагогизации исправительной среды мест лишения свободы в процессе пенитенциарной социальной работы, основанный на реализации в нем комплекса выявленных психолого-педагогических компонентов.


Доп.точки доступа:
Виноградов, Виктор Викторович (ведущий научный сотрудник; доктор педагогических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Котов, Алексей Александрович (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Контекст как фактор переключения стратегий категоризации в ходе научения [Текст] / А. А. Котов, Т. Н. Котова // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 109-120. - Библиогр.: с. 120 (14 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
категории информации -- научение -- категориальное научение -- эксплицитное знание -- имплицитное знание -- память
Аннотация: При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категоризации, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их комплекс. В данном исследовании мы предъявляли испытуемым задачу на формирование новой искусственной категории, для которой оптимальная стратегия зависела от контекста предъявления примера.


Доп.точки доступа:
Котова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 80-91. - Библиогр.: с. 87-91 (72 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
память -- научение -- индивидуальный опыт -- системогенез -- специализация нейронов -- экспрессия генов -- алкоголизация -- регрессия -- просоциальное поведение -- обратимая дедифференциация
Аннотация: В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода. а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Знаменская, Ирина Игоревна (ассоциированный научный сотрудник); Арутюнова, Карина Роландовна (соискатель); Колбенева, Марина Геннадьевна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Крылов, Андрей Константинович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Булава, Александра Игоревна (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Стресс, болезнь и научение как условие регрессии [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 87-101. - Библиогр.: с. 98-101 (59 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
научение -- индивидуальный опыт -- норма -- патология -- специализация нейронов -- экспрессия генов -- регрессия
Аннотация: Приведены результаты экспериментально-теоретического исследования по выявлению закономерностей динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежащих в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявленных при разнородных состояниях и воздействиях, таких как эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Знаменская, Ирина Игоревна (ассоциированный научный сотрудник); Арутюнова, Карина Роландовна (соискатель); Колбенева, Марина Геннадьевна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Крылов, Андрей Константинович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Булава, Александра Игоревна (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)