Черноусова, Анастасия Степановна (соискатель каф. общ. и славянского языкознания Перм. гос. ун-та).
    Вербальное запоминание в лингвистическом эксперименте со школьниками 13-14 лет [Текст] / А. С. Черноусова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 8. - С. . 116-122
УДК
ББК 74.26 + 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов--Общеобразовательная школа, 21 в. нач.
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
социопсихолингвистика -- вербальное запоминание -- запоминание -- лингвистические эксперименты -- психология -- мыслительные операции -- языковая деятельность -- лексические единицы -- школьники -- информанты -- запоминание -- слова -- эксперименты -- лингвистические эксперименты -- лексика -- лексические характеристики -- семантика слова -- фонетические характеристики -- фонетика
Аннотация: В работе предпринимается попытка решения вопроса о взаимодействии мыслительного и языкового процессов, реализации их друг в друге; выявляется влияние на запоминание самого слова, его лексических, семантических и фонетических характеристик; определяется, какие социопсихологические факторы будут иметь значение при запоминании ряда лексических единиц.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маршинин, Б. А.
    Психофизиологические механизмы произвольных мыслительных действий [Текст] / Маршинин Б. А. // Мир психологии. - 2009. - N 2. - С. 49-59. - Библиогр.: с. 57-59 (40 назв. )
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- мозг и мышление -- потенциал мозга -- мыслительные операции -- модель мозгового обеспечения произвольного мыслительного действия -- мыслительное действие -- психофизиология
Аннотация: Сформулирован функционально-компонентный подход к психофизиологическому изучению произвольных мыслительных действий. Предложена модель мозгового обеспечения произвольного мыслительного действия, которая схематически представлена в виде стадий, соответствующих отдельным фазам связанных с этим действием потенциала мозга.





    Ивлева, Н. В. (преподаватель медицины катастроф Орловского базового медицинского колледжа).
    Использование графических схем для развития диагностического мышления у студентов медицинского колледжа [Текст] / Н. В. Ивлева // Инновации в образовании. - 2009. - N 4. - С. 97-109. - Библиогр.: с. 108-109 (14 назв. ) . - ISSN 1609-4646
УДК
ББК 53.4 + 74.57
Рубрики: Здравоохранение. Медицинские науки
   Общая диагностика

   Образование. Педагогика

   Среднее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
графические схемы -- диагностика -- диагностические задачи -- диагностический процесс -- диагностическое мышление -- медицинская диагностика -- медицинские колледжи -- медицинское образование -- методы обучения -- мыслительные операции -- ориентировочная основа действия -- постановка диагноза -- симптомокомплексы -- симптомы -- студенты -- студенты-медики -- фельдшеры
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме медицинского образования - обучению диагностике студентов медицинского колледжа. Основной причиной диагностических ошибок у фельдшеров является неорганизованность медицинского мышления как следствие низкой степени систематизации сообщаемых знаний. В статье рассматриваются дидактические возможности использования графических схем для системной организации знаний у студентов и формирования ориентировочной основы действия при обучении диагностике. Раскрываются гносеологические, логические, семиотические и семантические аспекты обучения диагностической деятельности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Долинский, М. С. (канд. техн. наук).
    Как учить думать школьников и студентов? [Текст] / М. С. Долинский, М. А. Кугейко // Информатизация образования. - 2010. - N 2. - С. 62-72. - Библиогр.: с. 71-72 (6 назв. ) . - ISSN 2079-522X
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
школьное обучение -- мыслительные операции -- логические операции -- комплексные операции -- навыки мышления -- развитие навыков мышления -- обучение студентов -- обучение школьников -- обучение дошкольников -- базовые мыслительные операции -- обучение программированию -- программирование
Аннотация: Система упражнений на развитие мышления.


Доп.точки доступа:
Кугейко, М. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гилев, А. А.
    Методика измерения уровня выполнения когнитивных операций в практикуме по решению физических задач [Текст] / А. А. Гилев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 5. - С. 209-216. - Библиогр.: с. 216 . - ISSN 1995-1140
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные операции -- физические задачи -- решение физических задач -- теория тестирования IRT -- IRT -- тестирование студентов -- мыслительные операции -- методики
Аннотация: В работе предложено измерять уровень совершения когнитивных операций по качеству действий, используемых учащимися и студентами при решении физических задач.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, С. В.
    Генезис и функциональная организация мышления в контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 198-211. - Библиогр.: с. 210-211 (32 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- интуиция -- операции -- понятие -- рефлексивность -- умственные действия -- умственные операции -- мыслительные действия -- мыслительные операции
Аннотация: Рассматриваются знаково-символические средства в развитии мышления человека, умственные мыслительные действия и операции как обобщенные способы ориентировки на основе установления межпредметных отношений и связей. Обсуждаются эмпирические и теоретические формы мышления, рефлексивность и интуиция в организации умственных (мыслительных) операций и действий.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)


371.3
Д 21


    Дашкевич, И. С. (кандидат педагогических наук; доцент).
    Технология мониторинга интеллектуальных универсальных учебных действий учащихся [Текст] / И. С. Дашкевич = Technology to Monitor Learners’ General Purpose Intellectual Educational Activities // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 1. - С. 22-31. - Библиогр.: с. 31 (11 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 78.39 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
внутришкольный контроль -- интеллектуальные умения -- качество знаний -- логические ошибки -- мониторинг учебных действий -- мыслительные операции -- мышление -- обобщение -- проверочные задания -- процесс обучения -- сравнение -- универсальные учебные действия -- успеваемость -- школьники
Аннотация: В статье рассматривается технология мониторинга сформированности интеллектуальных универсальных учебных действий (интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) на основе выделенных автором критериев, разработанной уровневой характеристики проявления их сформированности у учащихся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от конкретного учебного предмета. Автор считает, что, если определить характер допускаемых учащимися логических ошибок при выполнении ими мыслительных операций, это позволит проводить целенаправленную работу по их устранению, что будет способствовать повышению уровня сформированности интеллектуальных умений, повышению качества знаний учащихся, позволит прогнозировать результаты успеваемости отдельных учащихся, класса в целом. В заключение представлены результаты практической реализации мониторинга в практике работы общеобразовательной школы, обозначившие как особенности развития интеллектуальных умений, так и пути коррекции ошибок в процессе их формирования.
The paper considers technologies on how to monitor completeness of general purpose intellectual educational activities (such as skills to analyze, to synthesize, to compare, to generalize and to classify) based on criteria, put forward by the author, and also on the author’s proprietary level-sensitive description of the degree of these activities’ completeness, as displayed by learners. Universality of educational activities manifests itself in their abovedisciplinary nature, as these actions provide for consistency of common cultural, individual and cognitive development of a learner’s personality and underpin organization and control of any activity of a learner, regardless of an academic subject area. The author believes that identifying the nature of logical faults, made by learners in the course of intellectual operation, would facilitate the focused efforts to eliminate such faults, which in turn would help: to improve the degree of intellectual skills’ completeness; to increase the quality of learners’ knowledge as well as to forecast training outcomes of individual learners and of the class as a whole. In conclusion the author presents outcomes of monitoring, implemented within the practical work of a general secondary school, and emphasizes, that the outcomes obtained give insights in concrete specifics of intellectual skills mastering and ways to eliminate errors in the process of mastering of such skills.


Доп.точки доступа:
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Екатеринбург)




    Берберян, Эрмине Самвеловна (стажер-исследователь; аспирант Департамента психологии факультета социальных наук).
    Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления [Текст] / Э. С. Берберян // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 1. - С. 19-28. - Библиогр.: с. 26-28 (20 назв.) . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология, 21 в.
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- способности -- мыслительные операции -- ментальное развитие человека -- гетерохронность развития -- нелинейность развития
Аннотация: Представлен анализ понятия мыслительных операций с позиции места данного понятия в ментальном развитии человека.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Широбакина, Е. А.
    О повышении уровня обучаемости студентов вузов [Текст] / Е. А. Широбакина, М. А. Вершинин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 11. - Библиогр.: с. 11 (1 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
студенты вузов -- обучаемость -- образовательные технологии -- инновационные технологии -- учебные дисциплины -- мыслительные операции -- творческое мышление
Аннотация: Подбор образовательной технологии и определение учебной дисциплины, в рамках которой возможно целенаправленно осуществлять формирование мыслительных операций.


Доп.точки доступа:
Вершинин, М. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Буслаева, Е. Л.
    Возможности развития логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Буслаева, Н. В. Власова // Психология обучения. - 2017. - № 5. - С. 13-21. - Библиогр.: с. 20-21 (9 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
логическое мышление -- дошкольный возраст -- дошкольники -- мыслительные операции -- сравнение -- классификация -- систематизация -- обобщение
Аннотация: Особенности и возможности формирования логического мышления детей дошкольного возраста с помощью развития отдельных мыслительных операций, таких как сравнение, классификация, систематизация и обобщение.


Доп.точки доступа:
Власова, Н. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мохова, Светлана Юрьевна.
    К вопросу о психологических требованиях к электронному образовательному ресурсу [Текст] = To the Question of Psychological Requirements to a Digital Educational Resource / С. Ю. Мохова // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. - 2017. - С. 67-73. - Библиогр.: с. 72-73 (5 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2304-1226
УДК
ББК 88.49
Рубрики: Психология
   Другие виды отраслевой психологии

Кл.слова (ненормированные):
информационные технологии -- образовательные задачи -- компьютерные программы -- электронные образовательные ресурсы -- изучение математики -- начальное образование -- функции слова -- мыслительные операции -- речевое мышление -- психологические исследования -- психическое развитие
Аннотация: На какие психологические требования важно ориентироваться при создании электронного образовательного ресурса.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чмыхова, Е. В.
    Динамика интеллектуальных способностей студентов вуза с дистанционной формой обучения (лонгитюдное исследование) [Текст] / Е. В. Чмыхова, Д. Г. Давыдов // Психология обучения. - 2018. - № 11. - С. 5-18 : ил. - Библиогр.: с. 18 (8 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.40 + 74.58
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

   Образование. Педагогика

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
студенты вузов -- интеллектуальные способности -- дистанционное обучение -- лонгитюдные исследования -- образовательная среда -- операции классификации -- мыслительные операции -- интеллектуальное развитие -- возрастные группы -- когнитивные способности
Аннотация: Выявление динамики темпа операций классификации у студентов, обучающихся в дистанционной образовательной среде. Установление различий в уровне и динамике темпа операций классификации у студентов разных возрастных групп и образовательных уровней. Оценка вклада обучения в дистанционном вузе в прирост когнитивных способностей для разных групп студентов.


Доп.точки доступа:
Давыдов, Д. Г.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мезинова, Оксана Владимировна.
    Задания по формированию догадки как умения в чтении на иностранном языке (на материале английского языка) [Текст] / О. В. Мезинова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2022. - № 2 (58). - С. 113-123 : табл. - Библиогр.: с. 122-123 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8439
УДК
ББК 74.202 + 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
догадка -- задания -- формирование догадки -- чтение на иностранном языке -- английский язык -- мыслительные действия -- мыслительные операции
Аннотация: Приводятся примеры заданий на материале английского языка, дается анализ этих заданий и обосновывается необходимость их использования для формирования и развития догадки как умения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)