Мухаметшин, Р.
    Ислам в постсоветском Татарстане [Текст] : обновление и утраты / Рафик Мухаметшин // Россия и мусульманский мир. - 2007. - N 12 (186). - С. 20-35
УДК
ББК 86.38 + 86.38
Рубрики: Религия
   Ислам--Россия--Татарстан, 19 в.; 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
духовенство -- ислам -- мусульмане -- мусульманские учебные заведения -- мусульманское образование -- религии -- реформы -- учебные заведения
Аннотация: Проблемы исламского возрождения в Волго-Уральском регионе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Топычканов, Петр.
    Деобанд с утра и до вечера [Текст] / П. Топычканов // Восточная коллекция. - 2009. - N 1 (36). - С. 68-75 : фот. цв. . - ISSN 1681-7559
УДК
ББК 86.38 + 74.04 + 74.4
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ислам

   Образование. Педагогика

   Организация образования

   Педагогика взрослых--Индия--Деобанд, город

Кл.слова (ненормированные):
мусульмане -- индусы -- индийские мусульмане -- учебные заведения -- школы -- ильм -- религиозное образование -- образование религиозное -- мусульманское образование -- носители знаний -- улама -- улемы -- система образования -- начальное образование -- начальные школы -- мактаб -- среднее образование -- медресе -- мадраса -- дар-ул-улум -- религиозные центры -- образовательные центры -- образовательные программы -- программы обучения -- финансовое обеспечение -- терроризм -- исламское просвещение -- просвещение исламское -- исламская миссия -- исламская политика -- политика
Аннотация: История основания негосударственного Деобандского мусульманского религиозно-образовательного центра (дар-ул-улум). Система, организация и программа обучения в дар-ул-улуме, структура центра, финансовое обеспечение. Направления общественной активности преподавателей и выпускников дар-ул-улума. День студента в дар-ул-улуме.


Доп.точки доступа:
Мухаммад, Касим Нанаутиви (1833-1877); Рашид, Ахмад Гангохи (1829-1905); Мусульманский религиозно-образовательный центр




    Нефляшева, Наима Аминовна (канд. ист. наук ; доц.; ст. науч. сотр. Цетра цивилизационных и региональных исследований).
    Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе [Текст] : (вторая половина XIX - начало XX в. ) / Н. А. Нефляшева // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2009. - N 4. - С. 72-92. - Библиогр.: с. 90-92 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 63.3(2)5 + 74.03
Рубрики: История
   Россия в XVIII в. - 1917 г.--Кавказ--Российская империя, 19 в.; 20 в.

   Образование. Педагогика--Кавказ--Российская империя, 19 в.; 20 в.

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
мусульманское образование -- исламское образование -- медресе -- эфенди -- епархиальные школы -- формы мусульманского образования -- религиозное образование -- адыги -- горские школы -- ислам -- российская имперская система образования
Аннотация: Выявляются формы мусульманского образования на Северо-Западном Кавказе, рассматривается их трансформация в 19-20 вв. в связи с организацией российской имперской системы образования в регионе. Политическая ситуация, обусловленная завоеванием Северного Кавказа и его последующей интеграцией в состав Российской империи, предопределила изменения образовательного ландшафта. Преподавание ислама было введено в учебные заведения для детей городской аристократии и служило инструментом формирования лояльных элит. В то же время обучение Корану и арабскому письму сохранялось в школах при мечетях, находившихся вне контроля российской учебной администрации. Низкий уровень религиозного образования в таких школах позже, в начале 1910-х гг., подтолкнул адыгскую интеллигенцию к активной организации новометодных религиозных школ.


Доп.точки доступа:
Ставропольская гимназия




    Захарьин, А. Б. (кандидат культурологии).
    Эволюция мусульманского образования в Китае [Текст] / А. Б. Захарьин // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2010. - N 4. - С. 56-70. . - Библиогр.: с. 69-70
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Китай

Кл.слова (ненормированные):
мусульманское образование -- ислам -- реформа образования -- исламское образование -- учебные программы -- мусульмане
Аннотация: В результате реформ, начатых китайскими лидерами в 1978 г., продолжительность мусульманского религиозного образования сократилась, изменились форма и содержание классической учебной программы. Начальное и среднее исламское образование в значительной степени было приватизировано, высшее образование осталось под полным контролем государства. Социальное неравенство, ставшее результатом неравномерного экономического развития, побуждает исламскую молодежь обращаться к идеям салафизма.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Перфилова, Татьяна Владимировна (аспирантка).
    К проблеме мусульманского образования в России [Текст] / Т. В. Перфилова // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 4, ч. 1. - С. 143-147. - Библиогр.: с. 147 (12 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 86.38
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ислам--Россия

Кл.слова (ненормированные):
исламское образование -- исламские вузы -- исламские образовательные центры -- традиционный ислам -- ваххабизм -- экстремизм -- религиозное образование -- исламские университеты -- система исламского образования -- мусульманское образование
Аннотация: Рассматривается проблема становления мусульманского образования как основы развития культуры традиционного ислама в России, анализируются процессы, происходящие со становлением исламского образования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Нуруллина, Роза Вагизовна (кандидат социологических наук).
    Имамы Татарстана и проблема возрождения мусульманских общин [Текст] / Р. В. Нуруллина // Мониторинг общественного мнения. - 2012. - № 5 (111). - С. 151-158. - Библиогр.: с. 158 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология--Татарстан--Россия
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
ислам -- религия -- имамы -- мусульманская умма -- мусульманская община -- махалли -- мечеть -- мусульманское духовенство -- мусульманское образование -- социологические исследования
Аннотация: Обсуждаются проблемы и основные факторы возрождения первичных ячеек мусульманских общин (махалли) в нашей стране. Анализируется роль и место служителей мечетей в этом процессе. Приводятся предварительные результаты социологического исследования, проводимого среди имамов Татарстана.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Витенко, Н. П.
    Гражданская идентичность в российских проектах мусульманского образования первой четверти XIX века [Текст] / Н. П. Витенко // Образование. Наука. Инновации. - 2011. - № 2. - С. 21-27. - Библиогр.: с. 27 (9 назв. ) . - ISSN 1996-6792
УДК
ББК 74.03 + 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
обучение -- мусульманское образование -- образовательный проект -- гражданская идентичность -- этнорегиональная идентичность -- оценка проектов -- мусульмане
Аннотация: Статья посвящена анализу содержания авторских образовательных проектов начала XIX в., посвященных развитию системы мусульманского образования. Анализируются позиции, связанные с разработкой авторами проектов проблем идентичности и финансированием проектов. Особое внимание уделяется педагогическим средствам формирования гражданской идентичности, оценке проектов со стороны официальных лиц.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Родионова, Ольга Витальевна (кандидат культурологии; доцент кафедры мировой культуры).
    Конфессиональное образование в России в контексте глобализации [Текст] / Ольга Витальевна Родионова // Ученый совет. - 2013. - № 4. - С. 44-48 : ил. - Библиогр.: с. 48 (2 назв. ) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
исламская культура -- исламское образование -- коммуникативные компетенции -- компетенции -- конвенции -- конфессиональное образование -- культурная политика -- международная культурная политика -- международные организации -- межкультурные коммуникативные компетенции -- мультикультурализм -- мусульманское образование -- образовательные программы -- официальные материалы -- подготовка кадров -- приказы -- программы -- религиозное образование -- университеты
Аннотация: В последнее десятилетие главным расхождением между мусульманами и представителями западной цивилизации стали "культурные" противоречия. Статья посвящена анализу современных тенденций в высшем конфессиональном образовании России и на постсоветском пространстве на примере программ с исламским компонентом.


Доп.точки доступа:
МГЛУ; Московский государственный лингвистический университет; МИЯ СНГ; Международный институт языков СНГ; СНГ; Содружество независимых государств; УШОС; Университет Шанхайской организации сотрудничества; ШОС; Шанхайская организация сотрудничества
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ишмухамедова, Резеда Илгизовна (магистр информационных наук; соискатель).
    Процесс перехода на рубеже XIX-XX веков к новометодной школе у татар (в восприятии саратовских чиновников) [Текст] / Р. И. Ишмухамедова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 5. - С. 142-145. - Библиогр.: с. 145 (4 назв.) . - ISSN 1994-5094
УДК
ББК 63.3(2)5
Рубрики: История
   Россия в XVIII в. - 1917 г.--Россия--Саратовская губерния, 19 в.; 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
медресе -- мектеб -- мусульманское образование -- новометодная школа -- светское образование -- татары
Аннотация: В статье на основе анализа письма Саратовского губернатора князя Мещерского земским начальникам в уездах и соответствующих донесений земских начальников раскрывается точка зрения официальной власти по поводу возникших на рубеже XIX – XX вв. в татарском обществе «новых веяний». Царские чиновники не смогли занять определенную позицию в разгоравшейся борьбе между «стародумами» мусульманства и татарскими «прогрессистами». Тем не менее тенденция перехода к новометодной школе и светскому образованию в татарском социуме усиливалась.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сидоров, Д.
    Проблемы традиционного ислама в России [Текст] / Д. Сидоров // Россия и мусульманский мир. - 2015. - № 4 (274). - С. 40-50. - Библиогр.: с. 50 . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 86.38
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ислам--Россия

Кл.слова (ненормированные):
ваххабизм -- государственная поддержка -- исламские учебные заведения -- исламский мир -- исламский радикализм -- исламский экстремизм -- мусульмане -- мусульманское образование -- развитие традиционного ислама -- традиционный ислам
Аннотация: Проанализирована история ислама советского и постсоветского периодов в истории страны. Раскрыта тема поддержки традиционного ислама в России. Сделаны выводы о путях преодоления проблем, связанных с развитием и усилением среди мусульман позиций традиционного ислама.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Насибуллов, К. (кандидат психологических наук).
    Начальный сегмент мусульманского образования [Текст] : итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан / К. Насибуллов // Россия и мусульманский мир. - 2015. - № 11 (281). - С. 37-55 : табл., рис. - Библиогр.: с. 54-55 . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 86.38
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ислам--Россия--Татарстан

Кл.слова (ненормированные):
мусульманское образование -- сегменты мусульманского образования -- мониторинг -- организация образовательного процесса -- татары -- поволжские татары -- примечетские курсы -- медресе -- религиозно-просветительская деятельность
Аннотация: Представлены результаты мониторинга начального сегмента мусульманского религиозного образования в Республике Татарстан, проведенного в 2013 году. Представлены статистические данные о составе учащихся, преподавателей, организаторов примечетских курсов. Проанализирован опыт работы наиболее успешных примечетских курсов из различных регионов республики. Выявлены характерные черты организации образовательного процесса, которые определяют успешность примечетских курсов: учет особенностей пола, возраста, образовательных потребностей, уровня религиозности, национальности и языка обучающихся при формировании образовательной программы и привлечении слушателей; ориентация не столько на передачу религиозных знаний, сколько на воспитание личности настоящего мусульманина; индивидуальный подход к каждому слушателю; обеспечение культурного и спортивного досуга для слушателей-мусульман.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Насибуллов, К. (кандидат психологических наук).
    Общественная аккредитация в сфере мусульманского образования [Текст] : на пути к открытости и доверию / К. Насибуллов // Россия и мусульманский мир. - 2016. - № 10 (292). - С. 37-52 : 1 табл. - Библиогр. в примеч. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 74.04 + 86.38
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Ислам--Россия--Татарстан

Кл.слова (ненормированные):
мусульманское образование -- медресе -- поволжские татары -- общественная аккредитация -- образовательный стандарт -- аккредитация
Аннотация: Рассмотрены предпосылки внедрения процедур аккредитации в сфере мусульманского образования. Общественная аккредитация впервые рассмотрена как способ обеспечения "идеологического признания" мусульманского сообщества со стороны иных общественных групп. Привлечены исторические примеры использования общественной оценки образовательной деятельности в дореволюционном медресе "Хусаиния". Предложены три варианта внедрения процедур общественной аккредитации в системе мусульманского образования; проанализированы условия, которые необходимо создать для достижения этой цели.


Доп.точки доступа:
Булгарская исламская академия; Медресе "Хусаиния"; Хусаиния, медресе
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ефимова, Л. (доктор исторических наук).
    Мусульманское образование в современной Индонезии [Текст] / Л. Ефимова // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 4. - С. 99-116. - Библиогр.: с. 116. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 66.3(4/8)
Рубрики: Политика. Политология
   Внутреннее положение. Внутренняя политика зарубежных стран в целом--Индонезия

Кл.слова (ненормированные):
ислам -- мусульмане -- система национального образования -- мусульманское образование -- медресе -- исламские университеты -- исламские учебные заведения -- песантрены -- идеология -- мусульманское воспитание
Аннотация: О специфике мусульманского образования в современной Индонезии. Хотя большинство общеобразовательных учебных заведений по всей стране с помощью Министерства религии организует преподавание ислама, главную роль в деле исламского просвещения играет самостоятельная специализированная система мусульманского образования, которое представляет собой особую подсистему национального образования. Мусульманское образование находится в фокусе внимания центрального правительства, которое осуществляет руководство им через каналы Министерства религии. Освещается структура исламского образования и воспитания, институты, идейные основы и особенности. Исламское образование представляет собой многоступенчатую систему и включает несколько типов учебных заведений, которые оказывают серьезное влияние на процессы формирования мировоззрения и образа жизни индонезийских мусульман.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Клычев, О.
    О порядке направления российских подданных на обучение в медресе Бухары [Текст] / О. Клычев // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 4. - С. 143-154 : табл. - Библиогр.: с. 154. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Бухара--Бухарский эмират, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
мусульманское образование -- богословские училища -- медресе -- российские подданные -- татары -- русские -- муллабачи
Аннотация: Рассмотрено состояние просвещения в Бухарском эмирате. Освещен процесс направления российских подданных на обучение в медресе Бухары.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ахунов, А. (кандидат филологических наук).
    Роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане [Текст] : проблемы и пути их преодоления / А. Ахунов // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 6 (300). - С. 33-43. - Библиогр.: с. 43. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 66.3(2Рос)
Рубрики: Политика. Политология
   Внутреннее положение. Внутренняя политика России в целом--Россия--Татарстан

Кл.слова (ненормированные):
религиозное образование -- мусульманское образование -- исламское образование -- молодежь -- зарубежное образование -- исламские вузы -- ваххабизм -- мусульманское духовенство
Аннотация: С созданием в Татарстане Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Татарстана возникла острая необходимость в подготовке религиозных кадров. Основную помощь оказали различные арабские фонды, преимущественно из стран Персидского залива. Обученные там сотни татар-мусульман сыграли важную роль в становлении религиозных институтов, одновременно породив феномен "конфликта поколений". Адресуется исследователям институциональной истории российского ислама, а также дискурса о месте религии в светском пространстве.


Доп.точки доступа:
Духовное управление мусульман Татарстана, религиозная организация
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жамалова, Д.
    Последователи кадимизма и джадидизма среди улемов Бухары в начале ХХ в. [Текст] / Д. Жамалова // Россия и мусульманский мир. - 2018. - № 3 (309). - С. 54-63. - Библиогр. в сносках. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 86.38
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ислам--Бухара--Узбекистан, 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
эмираты -- улемы -- фетвы -- шииты -- сунниты -- консерватизм -- мусульманское образование -- история ислама
Аннотация: Проанализированы участие представителей двух религиозно-просвещенных групп Бухары - консерваторов и сторонников социально-политических реформ в Бухарском эмирате и их взгляды на обновление общества. Консерваторы и реформаторы в основном состояли из улем. В общественной жизни консерваторы следовали исламским канонам, в управлении обществом беспрекословно подчинялись законам Корана и шариата. Реформаторы старались оказывать влияние на развитие образования и реформированию управления государством.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)