Хачатурова, Антонина Вячеславовна (аспирант Государственного университета гуманитарных наук). Становление модели психического в условиях семейной депривации [Текст] / А. В. Хачатурова, Е. А. Сергиенко> // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Т. 6, N 2 (апрель-июнь). - С. 161-172 : табл., рис. - Библиогр.: с. 171-172 . - ISSN 1813-8918
Рубрики: Психология Социальная психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): семья -- семейная депривация -- модель психического -- эмоции -- понимание эмоций -- детские эмоции -- детский психический мир -- социальный опыт -- интеллектуальное развитие детей -- оценка развития Аннотация: Изучаются особенности понимания эмоций как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации. Доп.точки доступа: Сергиенко, Елена Алексеевна (доктор психологических наук, заведующая лабораторией Института психологии РАН) |
Мелехин, Алексей Игоревич (аспирант; медицинский психолог; психотерапевт). Модель психического в поздних возрастах: актуальность, проблемы и перспективы [Текст] / А. И. Мелехин> // Психология зрелости и старения. - 2014. - № 2. - С. 28-47 : схемы. - Библиогр.: с. 45-47 (35 назв.) . - ISSN 0236-4999
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): поздний возраст -- модель психического -- геронтогенез -- пожилой возраст -- ментализация -- мета-анализ -- инволюционная парадигма -- компетентностная парадигма -- старение -- поздний отогенез Аннотация: О мета-анализе точек зрения на геронтогенез. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
373.2 Н 63 Николаева, Елена Ивановна (доктор биологических наук). Факторы, влияющие на формирование модели психического у детей 5-7 лет [Текст] / Е. И. Николаева, авт. И. А. Фомина> // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - Т. 1, № 29. - С. 69-76 : табл. - Библиогр.: с. 74-76 (17 назв.) . - ISSN 2073-8439
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- дети -- 5 лет -- 6 лет -- 7 лет -- дошкольный возраст -- модель психического -- интеллект -- логопеды -- исследования Аннотация: Доказано, что сформированность модели психического не связана с уровнем интеллекта ребенка и его полом, но индивидуальная работа с логопедом способствует ее формированию. Исследование проводилось в детских садах города Воронежа. Доп.точки доступа: Фомина, Инна Александровна |
Сергиенко, Елена Алексеевна. Развитие модели психического в дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Сергиенко> // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 63-64 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дети-сироты -- дошкольники -- коммуникативная успешность -- модель психического -- неверные мнения -- обман -- понимание ментальной причинности -- понимание обмана -- понимание физической причинности -- понимание эмоций -- социализация Аннотация: В статье представлены данные, которые дают возможность рассматривать развитие модели психического как психологического механизма социального познания и социализации в целом. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сергиенко, Елена Алексеевна. Становление сознания: эволюционные и онтогенетические перспективы [Текст] / Е. А. Сергиенко> // Мир психологии. - 2018. - № 2. - С. 89-103. - Библиогр.: с. 101-103 (38 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): сознание -- эволюция -- онтогенез -- предсознание -- различия животных и человека -- модель психического -- непрерывность развития Аннотация: В статье предпринята попытка анализа становления сознания как непрерывного процесса, имеющего эволюционные корни и постепенное развитие в онтогенезе. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Королева, Н. А. Модель психического и символические функции в разных видах деятельности: возрастная специфика [Текст] / Н. А. Королева, А. Ю. Уланова> // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2019. - Вып. 4. - С. 586-593. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дошкольный возраст -- игра -- коммуникация -- модель психического -- понимание неверных мнений -- рисование -- символические функции Аннотация: Статья посвящена проблеме соотношения понимания психического мира (подход «модели психического») и символических функций в дошкольном возрасте. Доп.точки доступа: Уланова, А. Ю. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сергиенко, Елена Алексеевна. Социализация: подходы и механизмы [Текст] / Е. А. Сергиенко> // Мир психологии. - 2019. - № 4. - С. 59-72. - Библиогр.: с. 71-72 (21 назв.)
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): концепция социализации -- механизмы социализации -- модель психического -- социализация -- социальное взаимодействие -- социальное воздействие Аннотация: В статье ставилась задача показать продолжение изучения разработок процесса социализации, который занимал важное место в работах Д. И. Фельдштейна. Представлены современные подходы к пониманию процесса социализации. Показаны междисциплинарный характер данного процесса и особенности его изучения разными науками. Подчеркивается, что психология развития фокусируется на генезисе процесса социализации, его механизмах в разные возрастные периоды, на взаимодействии биологических и социальных факторов и их роли в становлении социальной личности и ее изменениях. Приводятся различные периодизации социализации и ее механизмы, которые могут быть дополнены когнитивным механизмом - пониманием психических состояний (моделью психического), который становится внутренним ментальным механизмом понимания социальных воздействий и взаимодействий, т. е. социализации ребенка. На примере исследования понимания телевизионной рекламы детьми-дошкольниками показано опережение в развитии понимания социальных взаимодействий по сравнению с пониманием социальных воздействий. Доп.точки доступа: Фельдштейн, Д. И. (психолог ; 1929-2015) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Косилова, Елена Владимировна (кандидат философских наук; доцент). Понимание как переживание [Текст] / Е. В. Косилова> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2021. - № 2. - С. 50-63. - Библиогр.: с. 62-63
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): аналитическая традиция -- интуиция -- квалиа -- логика -- модель психического -- переживание -- познание -- понимание -- феноменологическая традиция -- феноменология Аннотация: В статье рассматриваются различные виды понимания в аналитической и феноменологической традиции - от понимания в математике до понимания Другого. Автор делает вывод, что понимание возможно на формальном уровне, но у человека оно не ограничивается этим уровнем и присутствует как особое ментальное состояние - понимание как переживание. Доп.точки доступа: Пуанкаре, А. (ученый; математик); Захави, Д. (профессор философии); Вейль, Г. (немецкий математик ; 1885-1955); Гейзенбер, B. (ученый; физик); Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кашапов, Мергаляс Мергалимович (доктор психологических наук). Разработка программы формирования модели психического и толерантности подростков в контексте инклюзивного образования [Текст] = Development of the Program of Nurturing Tolerance and Theory of Mind in Adolescents in the Context of Inclusive Education / М. М. Кашапов, А. А. Волченкова> // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. - 2021. - № 36. - С. 38-52 : табл. - Библиогр.: с. 50. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология личности Детская психология--Россия--Ярославская область--Ярославль Кл.слова (ненормированные): инклюзивное образование -- толерантность -- внутренний мир -- подростки -- ограниченные возможности здоровья -- модель психического Аннотация: Актуальным и современным подходом к изучению генезиса понимания внутреннего мира других людей является "модель психического". В модели психического дается описание того, как человек учится понимать свое собственное психическое состояние (убеждения, чувства, стремления и прочее), а также психические состояния других личностей. Изучение понимания подростками внутреннего мира людей является важным и научно значимым, так как раскрывает психологические механизмы социального поведения подростка. Особое внимание в статье уделено этапу выработки программы формирования толерантности у детей подросткового возраста в рамках инклюзивного образования. Исследование проводилось на базе школ города Ярославля и Ярославской области. Доп.точки доступа: Волченкова, Анастасия Александровна Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Социальная компетентность у подростков с разным уровнем развития модели психического [Текст] = Social Competence in Adolescents with Different Level of Theory of Mind / Е. И. Лебедева, Г. А. Виленская, А. Ю. Уланова [и др.]> // Психологический журнал. - 2023. - Т. 44, № 1. - С. 43-54 : табл. - Библиогр.: с. 50-51, 53-54 (35 назв.). - Прил. . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): модель психического -- социальная компетентность -- социальное познание -- просоциальное поведение -- подростки -- дети -- уровень развития -- психология личности Аннотация: Изучение роли модели психического - способности приписывать ментальные состояния другим людям для объяснения их поведения - в развитии социальной компетентности и проявлении просоциального поведения в подростковом возрасте. Предполагается существование различия в проявлении просоциального поведения и социальной компетентности у подростков с разным уровнем развития модели психического. Доп.точки доступа: Лебедева, Е. И.; Виленская, Г. А.; Уланова, А. Ю.; Филиппу, О. Ю.; Павлова, Н. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |