Хачатурова, Антонина Вячеславовна (аспирант Государственного университета гуманитарных наук).
    Становление модели психического в условиях семейной депривации [Текст] / А. В. Хачатурова, Е. А. Сергиенко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Т. 6, N 2 (апрель-июнь). - С. 161-172 : табл., рис. - Библиогр.: с. 171-172 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.5 + 88.8
Рубрики: Психология
   Социальная психология

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
семья -- семейная депривация -- модель психического -- эмоции -- понимание эмоций -- детские эмоции -- детский психический мир -- социальный опыт -- интеллектуальное развитие детей -- оценка развития
Аннотация: Изучаются особенности понимания эмоций как показателя развития модели психического детьми, воспитывающимися в условиях семейной депривации.


Доп.точки доступа:
Сергиенко, Елена Алексеевна (доктор психологических наук, заведующая лабораторией Института психологии РАН)




    Мелехин, Алексей Игоревич (аспирант; медицинский психолог; психотерапевт).
    Модель психического в поздних возрастах: актуальность, проблемы и перспективы [Текст] / А. И. Мелехин // Психология зрелости и старения. - 2014. - № 2. - С. 28-47 : схемы. - Библиогр.: с. 45-47 (35 назв.) . - ISSN 0236-4999
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
поздний возраст -- модель психического -- геронтогенез -- пожилой возраст -- ментализация -- мета-анализ -- инволюционная парадигма -- компетентностная парадигма -- старение -- поздний отогенез
Аннотация: О мета-анализе точек зрения на геронтогенез.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)


373.2
Н 63


    Николаева, Елена Ивановна (доктор биологических наук).
    Факторы, влияющие на формирование модели психического у детей 5-7 лет [Текст] / Е. И. Николаева, авт. И. А. Фомина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - Т. 1, № 29. - С. 69-76 : табл. - Библиогр.: с. 74-76 (17 назв.) . - ISSN 2073-8439
УДК
ББК 74.1 + 88.8
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика

   Психология

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дошкольники -- дети -- 5 лет -- 6 лет -- 7 лет -- дошкольный возраст -- модель психического -- интеллект -- логопеды -- исследования
Аннотация: Доказано, что сформированность модели психического не связана с уровнем интеллекта ребенка и его полом, но индивидуальная работа с логопедом способствует ее формированию. Исследование проводилось в детских садах города Воронежа.


Доп.точки доступа:
Фомина, Инна Александровна




    Сергиенко, Елена Алексеевна.
    Развитие модели психического в дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Сергиенко // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 63-64 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дети-сироты -- дошкольники -- коммуникативная успешность -- модель психического -- неверные мнения -- обман -- понимание ментальной причинности -- понимание обмана -- понимание физической причинности -- понимание эмоций -- социализация
Аннотация: В статье представлены данные, которые дают возможность рассматривать развитие модели психического как психологического механизма социального познания и социализации в целом.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сергиенко, Елена Алексеевна.
    Становление сознания: эволюционные и онтогенетические перспективы [Текст] / Е. А. Сергиенко // Мир психологии. - 2018. - № 2. - С. 89-103. - Библиогр.: с. 101-103 (38 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- эволюция -- онтогенез -- предсознание -- различия животных и человека -- модель психического -- непрерывность развития
Аннотация: В статье предпринята попытка анализа становления сознания как непрерывного процесса, имеющего эволюционные корни и постепенное развитие в онтогенезе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Королева, Н. А.
    Модель психического и символические функции в разных видах деятельности: возрастная специфика [Текст] / Н. А. Королева, А. Ю. Уланова // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2019. - Вып. 4. - С. 586-593. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дошкольный возраст -- игра -- коммуникация -- модель психического -- понимание неверных мнений -- рисование -- символические функции
Аннотация: Статья посвящена проблеме соотношения понимания психического мира (подход «модели психического») и символических функций в дошкольном возрасте.


Доп.точки доступа:
Уланова, А. Ю.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сергиенко, Елена Алексеевна.
    Социализация: подходы и механизмы [Текст] / Е. А. Сергиенко // Мир психологии. - 2019. - № 4. - С. 59-72. - Библиогр.: с. 71-72 (21 назв.)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
концепция социализации -- механизмы социализации -- модель психического -- социализация -- социальное взаимодействие -- социальное воздействие
Аннотация: В статье ставилась задача показать продолжение изучения разработок процесса социализации, который занимал важное место в работах Д. И. Фельдштейна. Представлены современные подходы к пониманию процесса социализации. Показаны междисциплинарный характер данного процесса и особенности его изучения разными науками. Подчеркивается, что психология развития фокусируется на генезисе процесса социализации, его механизмах в разные возрастные периоды, на взаимодействии биологических и социальных факторов и их роли в становлении социальной личности и ее изменениях. Приводятся различные периодизации социализации и ее механизмы, которые могут быть дополнены когнитивным механизмом - пониманием психических состояний (моделью психического), который становится внутренним ментальным механизмом понимания социальных воздействий и взаимодействий, т. е. социализации ребенка. На примере исследования понимания телевизионной рекламы детьми-дошкольниками показано опережение в развитии понимания социальных взаимодействий по сравнению с пониманием социальных воздействий.


Доп.точки доступа:
Фельдштейн, Д. И. (психолог ; 1929-2015)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косилова, Елена Владимировна (кандидат философских наук; доцент).
    Понимание как переживание [Текст] / Е. В. Косилова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2021. - № 2. - С. 50-63. - Библиогр.: с. 62-63
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
аналитическая традиция -- интуиция -- квалиа -- логика -- модель психического -- переживание -- познание -- понимание -- феноменологическая традиция -- феноменология
Аннотация: В статье рассматриваются различные виды понимания в аналитической и феноменологической традиции - от понимания в математике до понимания Другого. Автор делает вывод, что понимание возможно на формальном уровне, но у человека оно не ограничивается этим уровнем и присутствует как особое ментальное состояние - понимание как переживание.


Доп.точки доступа:
Пуанкаре, А. (ученый; математик); Захави, Д. (профессор философии); Вейль, Г. (немецкий математик ; 1885-1955); Гейзенбер, B. (ученый; физик); Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кашапов, Мергаляс Мергалимович (доктор психологических наук).
    Разработка программы формирования модели психического и толерантности подростков в контексте инклюзивного образования [Текст] = Development of the Program of Nurturing Tolerance and Theory of Mind in Adolescents in the Context of Inclusive Education / М. М. Кашапов, А. А. Волченкова // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. - 2021. - № 36. - С. 38-52 : табл. - Библиогр.: с. 50. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 88.37 + 88.8
Рубрики: Психология
   Психология личности

   Детская психология--Россия--Ярославская область--Ярославль

Кл.слова (ненормированные):
инклюзивное образование -- толерантность -- внутренний мир -- подростки -- ограниченные возможности здоровья -- модель психического
Аннотация: Актуальным и современным подходом к изучению генезиса понимания внутреннего мира других людей является "модель психического". В модели психического дается описание того, как человек учится понимать свое собственное психическое состояние (убеждения, чувства, стремления и прочее), а также психические состояния других личностей. Изучение понимания подростками внутреннего мира людей является важным и научно значимым, так как раскрывает психологические механизмы социального поведения подростка. Особое внимание в статье уделено этапу выработки программы формирования толерантности у детей подросткового возраста в рамках инклюзивного образования. Исследование проводилось на базе школ города Ярославля и Ярославской области.


Доп.точки доступа:
Волченкова, Анастасия Александровна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Социальная компетентность у подростков с разным уровнем развития модели психического [Текст] = Social Competence in Adolescents with Different Level of Theory of Mind / Е. И. Лебедева, Г. А. Виленская, А. Ю. Уланова [и др.] // Психологический журнал. - 2023. - Т. 44, № 1. - С. 43-54 : табл. - Библиогр.: с. 50-51, 53-54 (35 назв.). - Прил. . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
модель психического -- социальная компетентность -- социальное познание -- просоциальное поведение -- подростки -- дети -- уровень развития -- психология личности
Аннотация: Изучение роли модели психического - способности приписывать ментальные состояния другим людям для объяснения их поведения - в развитии социальной компетентности и проявлении просоциального поведения в подростковом возрасте. Предполагается существование различия в проявлении просоциального поведения и социальной компетентности у подростков с разным уровнем развития модели психического.


Доп.точки доступа:
Лебедева, Е. И.; Виленская, Г. А.; Уланова, А. Ю.; Филиппу, О. Ю.; Павлова, Н. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)