Фурс, Л. А.
    Автопрезентация как метакогнитивный процесс [Текст] / Л. А. Фурс, А. П. Чернышева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 3. - С. 5-11. : ил. - Библиогр.: с. 11 (19 назв. )
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- когнитивная лингвистика -- когнитивные состояния -- когнитивные процессы -- метакогнитивные процессы -- метакогниция -- автопрезентации (языкознание) -- политики -- я (языкознание) -- другой (языкознание) -- я-другой (языкознание) -- информационная конгруэнтность
Аннотация: Автопрезентация политиков как метакогнитивный процесс, направленный на обработку и переформатирование знаний с учетом результатов ориентирования на "Другого".


Доп.точки доступа:
Чернышева, А. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Соколова, Е. Т.
    Мотивационные источники и регуляторные функции манипуляции [Текст] / Е. Т. Соколова, Г. А. Иванищук // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 87-102. - Библиогр.: с. 101-102 (31 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
манипуляция -- власть над Другим -- защитные функции -- проективная идентификация -- метакогнитивные процессы -- саморегуляция -- нарушения ментализации -- психотерапия
Аннотация: Рассматривается nонятие манипуляции как отношения к Другим, противоположноrо сотрудничеству, доверию и признанию автономии партнеров. Манипуляция, прообразом которой являются примитивные защитные процессы (расщепление, идеализация/обесценивание, проективная идентификация), выполняет ряд регуляторных функций: она позволяет с одной стороны, «вложить» в Другого интенсивные переживания с тем, чтобы сделать их переносимыми, а с другой - уменьшить тревогу, дистанцировавшись от внутреннего мира Другого. Для объяснения психологических механизмов манипуляции и принципов психотерапии используется предложенное П. Фонаги понятие ментализации как метакогнитивной способности человека представлять психические состояния самого себя и других людей. Формулируется предположение о роли дефицита метакогнитивных способностей (нарушений ментализации) в качестве триrгера манипулятивных паттернов поведения. По мнению авторов, эффективная психотерапия предполагает создание терапевтических отношений привязанности, способствующих восстановлению ментализационных процессов, а также связей между противоречивыми фрагментами и аспектами эмоционального опыта репрезентирования внутреннего мира Я и Другого, «контейнирует», организует и интегрирует его, обеспечивает его регуляцию сложными процессами символизации.


Доп.точки доступа:
Иванищук, Г. А.; Фонаги, П. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий Викторович.
    Психологические закономерности взаимосвязи процессов мышления и метамышления [Текст] / А. В. Карпов // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 32-45. - Библиогр.: с. 44-45 (9 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- метамышление -- метакогнитивные процессы -- фасилитация -- когнитивная подсистема
Аннотация: Представлены теоретические и экспериментальные данные, раскрывающие и объясняющие специфические закономерности взаимосвязи процессов мышления и метамышления. Установлена и проинтерпретирована общая закономерность, согласно которой их результативные параметры связаны между собой отношениями оптимума. Рассматриваются особенности процессуального содержания метамышления. Анализируются эффекты фасилитирующего и контрпродуктивного влияния метамышления на результативные параметры мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Серафимович, Ирина Владимировна (кандидат психологических наук, доцент).
    Влияние прогностической метакогниции на конфликтную компетентность в профессиях типа «человек — человек» [Текст] / И. В. Серафимович // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 34. - С. 6-14. - Библиогр.: с. 13-14. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 88.37 + 88.36
Рубрики: Психология
   Психология личности

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивные процессы -- конфликтная компетентность -- конфликты -- метакогниции
Аннотация: Доказано, что прогнозирование как компонент профессионального педагогического мышления и одна из форм метакогнитивных процессов способствует развитию конфликтной компетентности. Раскрыта проблема влияния прогностической метакогниции на конфликтную компетентность в профессиях типа «человек — человек».

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий Викторович.
    Метасистемный подход к проблеме сознания [Текст] / А. В. Карпов // Мир психологии. - 2016. - № 2. - С. 15-31. - Библиогр.: с. 29-31 (34 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- метасистемный подход -- уровневая организация -- идеальность -- самосензитивность -- метакогнитивные процессы
Аннотация: Сформулирован и реализован новый методологический подход к разработке одной из основных психологических проблем - проблеме сознания. В его основе лежит доказательство необходимости дифференциации особого, качественно специфического класса систем - систем со "встроенным" метасистемным уровнем. Показано, как конкретно данный подход содействует конструктивной разработке целого ряда важных, но не решенных до настоящего времени проблем, возникающих при исследовании сознания. Охарактеризованы основные направления реализации метасистемного подхода по отношению к разработке основных аспектов общепсихологической проблемы сознания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бабикова, Надежда Николаевна (кандидат педагогических наук).
    Планирование метакогнитивных результатов обучения информатике в вузе [Текст] = Planning of informatics metacognitive learning outcomes at university / Н. Н. Бабикова // Информатика и образование. - 2016. - № 8. - С. 30-35 : 6 табл., рис. - Библиогр.: с. 35 (9 назв.). - Рез. англ. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
таксономия Блума -- Блума таксономия -- планирование результатов обучения -- вузы -- планирование метакогнитивных результатов -- информатика -- метакогнитивные знания -- метакогнитивные процессы -- модифицированная таксономия Блума -- метакогнитивные результаты -- обучение информатики -- предметные знания -- способы демонстрации достижения
Аннотация: Планирование метакогнитивных результатов обучения на основе предметных результатов с использованием модифицированной таксономии Блума. На примере дисциплины "Информатика" сформулированы результаты в форме "активный глагол + объект изучения + способ демонстрации достижения".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий Викторович.
    Проблема предмета в современном метакогнитивизме [Текст] / А. В. Карпов // Мир психологии. - 2016. - № 4. - С. 28-42. - Библиогр.: с. 41-42 (17 назв.)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивизм -- метакогнитивные процессы -- метакогнитивные качества -- самосензитивность -- самопрезентированность -- сознание -- бессознательное
Аннотация: В статье представлены материалы, направленные на решение центральной проблемы современного метакогнитивизма - проблемы определения содержания и границ его предмета, а также его дифференциации от других предметных областей психологии. Сформулирован и реализован новый подход к решению данной проблемы, являющийся наиболее полным среди существующих в настоящее время и включающий их как свои частные случаи. Обосновано положение, согласно которому основным критерием принадлежности исследуемых психических феноменов и структур к предметной сфере метакогнитивизма является их функциональная направленность на обеспечение фундаментальных атрибутов психики в целом и сознания в частности - свойств самосензитивности и самопрезентированности. Раскрыты и охарактеризованы основные компоненты, образующие общее содержание предмета метакогнитивизма; представлена их психологическая характеристика.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий В..
    Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности [Текст] / А. В. Карпов, А. А. Карпов, Л. Ю. Субботина // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 1. - С. 149-175 : табл. - Библиогр.: с. 172-175 (25 назв.). - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология, 21 в.
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивизм -- метакогнитивные процессы -- метакогнитивные качества -- деятельностное опосредствование -- деятельностное зондирование -- рефлексия -- метакогнитивный мониторинг -- экологическая валидность
Аннотация: О новом методологическом подходе к исследованию метакогнитивных детерминант организации и регуляции деятельности.


Доп.точки доступа:
Карпов, Александр А.; Субботина, Лариса Ю.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Серафимович, И. В.
    К вопросу о показателях интегрированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса "Педагог-психолог года") [Текст] / И. В. Серафимович // Психология обучения. - 2017. - № 4. - С. 91-105 : табл. - Библиогр.: с. 103-104 (21 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология--Российская Федерация--Россия--Ярославская область

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивные процессы -- социально-психологические особенности -- профессионализация субъектов -- профессиональные конкурсы -- областные конкурсы -- педагогические конкурсы -- педагоги-психологи -- профессиональное мышление -- надситуативное мышление -- метакогнитивные признаки -- стрессовые ситуации -- психологическое консультирование
Аннотация: Особенности проявления качеств профессионального надситуативного мышления и его метакогнитивных признаков в условиях консультирования в ситуации стресса: на примере анализа видеоматериалов областного конкурса (Ярославская область) "Педагог-психолог года" 2012, 2014 годов.


Доп.точки доступа:
Педагог-психолог года, областной конкурс; Педагог-психолог года, областной конкурс
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий Викторович.
    Проблема предмета в современном метакогнитивизме [Текст] / А. В. Карпов // Мир психологии. - 2017. - № 3. - С. 167-180. - Библиогр.: с. 179-180 (13 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивизм -- метакогнитивные процессы -- метакогнитивные качества -- самосензитивность -- саморепрезентированность -- самопрезентированность -- сознание -- бессознательное
Аннотация: В статье представлены материалы, направленные на решение центральной проблемы современного метакогнитивизма - проблемы определения содержания и границ его предмета, а также его дифференциации от других предметных областей психологии. Сформулирован и реализован новый подход к решению данной проблемы, являющийся наиболее полным среди существующих в настоящее время и включающий их как свои частные случаи. Обосновано положение, согласно которому основным критерием принадлежности исследуемых психических феноменов и структур к предметной сфере метакогнитивизма является их функциональная направленность на обеспечение фундаментальных атрибутов психики в целом и сознания в частности - свойств самосензитивности и самопрезентированности. Раскрыты и охарактеризованы основные компоненты, образующие общее содержание предмета метакогнитивизма; представлена их психологическая характеристика.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Александр Анатольевич.
    Механизмы самосензитивности в организации сознания [Текст]. Статья первая / А. А. Карпов // Мир психологии. - 2018. - № 2. - С. 47-58. - Библиогр.: с. 57-58 (15 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- самосензитивность -- саморепрезентация -- метакогнитивные процессы -- идеальное -- системные качества -- функциональные качества -- когнитивные функции -- рефлексия -- метасистемный подход -- оператор -- операнд -- функциональная обратимость
Аннотация: Рассматривается ключевая и во многом определяющая проблема психологии сознания, сущность которой состоит в выявлении и объяснении механизмов, обеспечивающих его важнейший атрибут - саморепрезентированность в нем психики в целом. Он раскрывается как частное проявление фундаментального и еще более общего ее свойства - свойства самосензитивности. Раскрыта и объяснена совокупность основных средств и механизмов, лежащих в основе этих свойств психики и сознания. На основе этого осуществлена новая интерпретация главных положений метакогнитивной психологии, а основные метакогнитивные процессы и свойства раскрыты в качестве базовых операционных средств сознания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Александр Анатольевич.
    Метакогнитивный контроль регулятивных функций сознания [Текст] / А. А. Карпов // Мир психологии. - 2018. - № 2. - С. 135-149. - Библиогр.: с. 149 (17 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- функции сознания -- метакогнитивный контроль -- управленческая деятельность -- регулятивные функции -- метакогнитивные процессы -- метакогнитивные качества -- рефлексия -- управленческие решения
Аннотация: Предоставлены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие содержание и специфику метакогнитивного контроля за реализацией важнейших функций сознания - собственно регулятивных. На основе предложенного в статье структурно-феноменологического подхода к их исследованию показано, что одним из основных средств, лежащих в их основе, является механизм трансформации целого ряда основных метакогнитивных явлений и эффектов из статуса феноменов в статус операционных средств. Сформулированы и развиты преставления об особой - ингибиционной - функции метакогнитивного контроля, состоящей в минимизации рефлексивного обеспечения регулятивных функций. Развитые теоретические представления реализованы по отношению к раскрытию содержания метакогнитивного контроля в управленческой деятельности. Определены конкретные направления реализации сформулированных представлений в целях разработки общепсихологической проблемы сознания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Анатолий Викторович.
    Механизмы самосензитивности в организации сознания [Текст] / А. В. Карпов // Мир психологии. - 2018. - № 3. - С. 213-223. - Библиогр.: с. 222-223 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- самосензитивность -- саморепрезентация -- метакогнитивные процессы -- идеальное -- системные качества -- функциональная обратимость -- функциональные качества -- когнитивные функции -- рефлексия -- метасистемный подход -- операнд
Аннотация: Рассматривается ключевая и во многом определяющая проблема психологии сознания, сущность которой состоит в выявлении и объяснении механизмов, обеспечивающих его важнейший атрибут - саморепрезентированность в нем психики в целом. Он раскрывается как частное проявление фундаментального и еще более общего ее свойства - свойства самосензитивности. Раскрыта и объяснена совокупность основных средств и механизмов, лежащих в основе этих свойств психики и сознания. Показана ключевая роль двух наиболее общих и принципиальных механизмов. Во-первых, механизма операндно-операторной обратимости основных когнитивных процессов и, во-вторых, механизма трансформации системных качеств психических процессов в функциональные качества.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Карпов, Александр А..
    Возрастная динамика структурной организации метакогнитивной сферы личности [Текст] / А. А. Карпов // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 2. - С. 108-132. - Библиогр.: с. 128-132 (30 назв.). - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология, 21 в.
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивизм -- метакогнитивные процессы -- метакогнитивные качества -- онтогенетическая динамика -- метарегулятивные процессы -- генетическая динамика -- индексы структурной организации -- компенсаторная функция -- ресурсная функция
Аннотация: Представлены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие специфику возрастной динамики структурной организации параметров метакогнитивной сферы личности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Серафимович, Ирина Владимировна (кандидат психологических наук; доцент).
    Ценностные ориентации и метакогнитивные компоненты профессионального мышления студентов социономического типа профессий [Текст] / И. В. Серафимович, Г. Ю. Базанова // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 4. - С. 107-112. - Библиогр.: с. 111-112 (20 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-1426
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
ценностные ориентации -- профессиональное мышление -- надситуативное мышление -- студенчество -- метакогнитивные процессы -- профессионализация субъектов -- метакогниции -- жизненные сферы
Аннотация: Статья посвящена изучению ценностных ориентаций и надситуативного профессионального мышления современного студенчества, осваивающего профессии социономического типа. Обосновывается идея о том, что ценностные ориентации влияют на метакогнитивные компоненты профессионального мышления.


Доп.точки доступа:
Базанова, Галина Юрьевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ammalainen, Artur V. (research assistant; Ph. D.).
    When an Error Leads to Confidence: False Insight and Feeling of Knowing in Anagram Solving [Text] = Когда ошибка ведет к уверенности: ложный инсайт и чувство знания при решении анаграмм / A. V. Ammalainen, N. V. Moroshkina // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т. 16, № 4 (октябрь-декабрь). - С. 774-783 : рис. - Библиогр.: с. 781-782 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
Ага-переживание -- анаграммы -- атрибуции -- исследования -- когнитивные процессы -- ложный инсайт -- метакогнитивные переживания -- метакогнитивные процессы -- неосознанный уровень -- ошибки -- решение задач -- семантический прайминг -- уверенность -- чувство знания -- эмоциональные сигналы
Аннотация: Выявлено, что обнаружение решения на неосознанном уровне порождает неспецифический эмоциональный сигнал, который затем атрибутируется какому-либо процессу или задаче. С этой точки зрения, ложный инсайт и другие несоответствия когнитивных и метакогнитивных процессов возникают по причине неверной атрибуции сигнала. Исследование было направлено на проверку данной гипотезы.


Доп.точки доступа:
Moroshkina, Nadezhda V. (senior research fellow; Ph. D.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)