Ставропольский, Ю. В. Факторная структура "я"-аспектов личностной идентичности в США [Текст] / Ю. В. Ставропольский> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - N 2. - С. 92-97. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1814-733X
Рубрики: Психология Психология личности--США Кл.слова (ненормированные): идентичность -- личностная идентичность -- этнокультурная идентичность -- межкультурные сходства -- межкультурные различия -- американцы -- факторный анализ Аннотация: Исследование представляет собой факторный анализ. Американским респондентам предлагается опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire (Дж. М. Чика и Л. Р. Троппа). Доп.точки доступа: Чик, Дж. М. (психолог); Тропп, Л. Р. (психолог) |
Павильич, А. А. Развитие представлений о коммуникативной культуре в проблемном поле межкультурных взаимодействий [Текст] / А. А. Павильич> // Социум и власть. - 2010. - N 1. - С. 94-99. - Библиогр.: с. 99 (15 назв. ) . - ISSN 1996-0522
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): коммуникативная культура -- межкультурное взаимодействие -- межкультурные различия -- коммуникативный стиль Аннотация: Изучены представления о коммуникативной культуре в динамике философского и гуманитарного знания. На основе первоисточников анализируются взгляды представителей философской и культурологической мысли, выявляются факторы, определяющие коммуникативные черты жизнедеятельности людей в разных регионах и этнонациональных общностях. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Крюкова, Татьяна Леонидовна (д-р психол. наук). Социальные представления и установки как факторы совладения с трудностями межкультурного диалога россиян и западноевропейцев [Текст] / Т. Л. Крюкова> // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2010. - N 1 (58). - С. 157-166. - Библиогр.: с. 165-166 (21 назв. ) . - ISSN 1562-0484
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): культуры -- европейская культура -- немецкая культура -- французская культура -- чешская культура -- русская культура -- российская культура -- межкультурное взаимодействие -- кросскультурные исследования -- собственная культура -- другая культура -- аутостереотипы -- гетеростереотипы -- межкультурные различия -- социальная дистанция -- культурная дистанция -- социальные представления -- образы соотечественников -- образы россиян -- совладающее поведение -- корреляционные связи -- этноцентризм -- этнопсихология Аннотация: Представлены результаты кросскультурных исследований, посвященных психологическому анализу содержания и динамики образа человека другой культуры (как носителя культуры и определенной гендерной идентичности) и образа человека своей культуры. Изучены социальные представления и установки как факторы совладания с трудностями межкультурного диалога. Дана интерпретация источников стереотипизированных представлений немцев, французов, чехов и русских друг о друге. Подтверждена идея о возможности снижения этноцентризма, повышения и развития межкультурной компетентности через умение осознавать барьеры в диалоге культур и совладать с ними. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мелехова, Екатерина Сергеевна (старший преподаватель). Проблема кодирования/декодирования вежливости в немецкой культуре [Текст] / Е. С. Мелехова> // Вопросы культурологии. - 2012. - № 3 (март). - С. 67-72. . - Библиогр.: с. 72 (8 назв.)
Рубрики: Этика Социальная этика--Германия Кл.слова (ненормированные): немцы -- немецкая культура -- немецкий менталитет -- немецкий этикет -- вежливость -- модели вежливости -- межкультурные коммуникации -- межкультурные различия Аннотация: В статье рассматриваются особенности выражения вежливости в немецкой культуре и способы ее интерпретации. Предложено использовать интегративный социокогнитивный подход к вежливости, объединяющий индивидуальные и социальные факторы. Приводятся основные тенденции немецкой культуры, отражающиеся в стратегиях вежливости (прямота, нацеленность на себя, ориентация на содержание), дается объяснение их формирования. Доп.точки доступа: Грайс, П. (лингвист; философ ; 1913-1988); Хофстеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павильч, Александр Александрович (кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории и мировой культуры Минского государственного лингвистического университета). Теоретическое моделирование процессов межкультурного взаимодействия в компаративных исследованиях [Текст] / А. А. Павильч> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 14. - С. 110-115. - Библиогр. в примеч.: с. 115 . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Культурология--Россия, 21 в. Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): культурологическая компаративистика -- сравнения -- межкультурные различия -- межкультурные взаимодействия -- поликультурное пространство -- коммуникации Аннотация: Статья посвящена изучению культурологической компаративистики как исследовательской парадигмы в гуманитарном знании. Анализируются взгляды и концепции представителей европейской философской и культурологической мысли. Обосновывается практическая значимость компаративных исследований культуры в проблемном поле межкультурной коммуникации. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Отюцкий, Геннадий Павлович (доктор философских наук; профессор). 12 лекций по информационной антропологии [Текст]. Лекция 10. Информационные аспекты межкультурной коммуникации / Геннадий Павлович Отюцкий> // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2015. - № 1 (69). - С. 63-80 : 2 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 80 (23 назв.). - Продолж. Начало: № 3-6, 2012; № 1-4, 2013; № 1, 6, 2014. - Примеч.: с. 63
Рубрики: Информатика Информатизация общества. Информационная политика Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): авторитаризм -- вербальное общение -- взаимопонимание культур -- индивидуализм -- информационная антропология -- информационные аспекты -- информационный обмен -- культурная толерантность -- культурные смыслы -- культурные ценности -- лекции -- межкультурная коммуникация -- межкультурные контакты -- межкультурные различия -- межличностные дистанции -- неязыковые средства коммуникации -- сепаратизм -- социальная память -- социально-коммуникационная деятельность -- этноцентрическое поведение Аннотация: О межкультурной коммуникации, которая выступает как движение смыслов в социальном пространстве и времени. Смыслы проявляют себя в системе социальной памяти и в социально-коммуникационной деятельности. Успех межкультурной коммуникации во многом зависит от способностей усваивать новое и понимать окружающих людей, вовлеченных в межкультурный информационный обмен. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Формирование поведения достижения поощрения или избегания потери у финских и российских школьников [Текст] / А. А. Созинов [и др.]> // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 26-37. - Библиогр.: с. 36-37 (53 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): научение -- избегание потери -- поощрения -- поведение избегания -- мотивация -- школьники -- достижение поощрения -- избегание -- перенос научения -- межкультурные различия -- домены -- домены индивидуального опыта Аннотация: На основе предположения о большей дифференцированности, когнитивной сложности, детализированности поведения избегания по сравнению с поведением достижения проведено сопоставление показателей выполнения простых заданий и переноса научения школьников в ситуации получения очков за успешные действия или ситуации избегания потери очков при совершении ошибок. Исследование было проведено в России и Финляндии, поскольку склонность к достижению успеха или избеганию неудачи различается в разных культурах. Выявлены различия показателей выполнения заданий и переноса научения между ситуациями достижения и избегания, характеризующиеся рядом культурных особенностей. Полученные результаты соответствуют предположению о большей дифференцированности "негативного" домена опыта избегательного поведения по сравнению с "позитивным" доменом опыта достижения. Доп.точки доступа: Созинов, Алексей Александрович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Ширинкина, Александра Игоревна (магистрант); Сиипо, Анти (инженер-исследователь); Нопанен, Марку (студент); Туоминен, Тууликки (аспирант); Лаукка, Сеппо (ассистент-профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенова, Надежда Борисовна (доктор медицинских наук; научный руководитель). Особенности познавательной сферы детей коренных народов Севера [Текст] / Н. Б. Семенова> // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 59-69. - Библиогр.: с. 69 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология--Крайний Север--Россия--Республика Саха (Якутия) Кл.слова (ненормированные): культура -- межкультурные различия -- дети коренных народов -- коренные народы Севера -- когнитивные функции -- этнос -- познавательная сфера Аннотация: Обсуждаются межкультурные различия в формировании и функционировании познавательных процессов у детей коренных северных народов. Обследованы дети 9-10-летнего возраста северных национальностей (якуты и эвенки), в контрольную группу вошли учащиеся русской национальности, проживающие в Республике Саха (Якутия). Показано, что базовые психические функции являются универсальными для всех трех популяций, но могут приобретать черты культурной специфики вследствие влияния средовых факторов и особенностей традиционного образа жизни. Выявлены универсальные закономерности интеллектуального развития: у детей разных популяций становление операционального интеллекта происходит в соответствии с общими законами онтогенетического развития; функционирование познавательных процессов в возрасте 9-10 лет соответствует стадии конкретных операций. Показаны культурно-специфические особенности познавательной сферы: у якутов и эвенков отмечается преимущественное развитие сенсорной памяти, преобладание образного мышления, раньше формируется представление о естественной системе координат (в частности, понятие о горизонтальности), снижена подвижность психических процессов. Данные особенности объясняются исторически сложившимися образом жизни охотников-оленеводов и экологическими факторами - проживанием в условиях Крайнего Севера. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенова, Надежда Борисовна (доктор медицинских наук; научный руководитель). Характеристика когнитивных функций у детей тувинцев: этнические и территориальные различия [Текст] / Н. Б. Семенова> // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С. 18-27. - Библиогр.: с. 27 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): культура -- межкультурные различия -- этнос -- коренные народности -- когнитивные функции -- психические процессы -- дети 9-10 лет Аннотация: Статья посвящена проблеме межкультурных различий в формировании и функционировании когнитивных функций. На примере обследования детей тувинской и русской национальностей показано, что базовые психические функции являются универсальными для всех этносов, но могут приобретать черты культурной специфики вследствие влияния средовых факторов и особенностей традиционного образа жизни. Выявлены универсальные закономерности интеллектуального развития: у детей обеих популяций становление операционального интеллекта происходит в соответствии с общими законами онтогенетического развития, а функционирование познавательных процессов в возрасте 9-10 лет соответствует стадии конкретных операций. Выявлены культурно-специфические особенности познавательных функций: у тувинцев преимущественно развита сенсорная память, по сравнению со слухо-речевой, и лучше развиты изобразительные навыки. Показаны особенности познавательных функций у тувинских учащихся, проживающих в сельской и городской местности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павлова, Людмила Григорьевна (кандидат филологических наук; профессор). Межкультурные аспекты деловой коммуникации [Текст] / Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.> // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2016. - № 2. - С. 234-240. - Библиогр.: с. 240 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2079-1690
Рубрики: Культурология Прикладная культурология Кл.слова (ненормированные): деловые коммуникации -- межкультурное взаимодействие -- культурные барьеры -- типы культур -- межкультурные различия -- межкультурные письменные коммуникации -- письменные коммуникации -- деловое общение -- национально-культурные традиции Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с межкультурными аспектами устной и письменной деловой коммуникации. Подчеркивается значимость учета этнокультурных особенностей участников делового общения как важнейшего фактора повышения его эффективности. Приводятся параметры, по которым различаются представители разных культур, а также типы восприятия межкультурных различий. Особое внимание уделяется национально-культурным традициям письменной деловой коммуникации. Доп.точки доступа: Кашаева, Елена Юрьевна (кандидат филологических наук; доцент) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шлаина, В. М. (доктор философии в области соционики; старший преподаватель кафедры социальной психологии и психологии управления). Соционика и глобальные компетенции XXI века [Текст] / Шлаина В. М.> // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2019. - № 3/4. - С. 10-13 : 1 рис. - Библиогр.: с. 12-13 (39 назв.) . - ISSN 2226-7514
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): ТИМы -- взаимодействие в обществе -- ключевые компетенции -- коммуникация -- кооперация -- креативность -- критическое мышление -- межкультурные различия -- мультикультурное общество -- работа в команде -- соционика -- соционические типы -- типы информационного метаболизма Аннотация: Речь идет о том, что человек будущего должен быть готов жить в мультикультурном обществе, принимать разные системы ценностей и выполнять свои задачи с учетом их многообразия. Благодаря применению соционических знаний и навыков можно с детства развивать творческие задатки людей и их врожденные склонности с учетом соционических типов, а также учить людей уважительно взаимодействовать. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Смирнова, Светлана Алексеевна (кандидат культурологии; доцент). К вопросу о преподавании иностранного языка в вузе согласно новому стандарту ФГОС 3++ [Текст] / С. А. Смирнова> // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 4. - С. 205-209. - Библиогр.: с. 209 (3 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-1426
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): методика преподавания -- иностранные языки -- деловая коммуникация -- профессиональная коммуникация -- международное сотрудничество -- межкультурные различия -- информационно-коммуникационные технологии -- мотивация в обучении -- совершенствование преподавания -- образовательные программы -- профессиональные стандарты -- ФГОС 3++ -- федеральные государственные образовательные стандарты Аннотация: Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка в вузе с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта 3++, согласно которому акцент в обучении сделан на деловую и профессиональную коммуникацию. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лукина, Антонида Константиновна. Культурные различия и учебная успешность школьников [Текст] / А. К. Лукина> // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2020. - № 1 (49). - С. 75-82 : табл. - Библиогр.: с. 81-82 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8439
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): школьники -- культурные различия -- учебная успешность -- этнические различия -- социокультурные различия -- межкультурные различия -- социально-культурные группы -- учащиеся младших классов Аннотация: Дан анализ межкультурных различий и их влияния на особенности образования детей, принадлежащих к различным социально-культурным группам. В исследовании использовались методы контент-анализа образовательных программ и учебников, сравнительный анализ успеваемости учащихся младших классов из семей с различным культурным капиталом, социологический опрос учащихся многонациональных школ Красноярска. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Арестова, О. Н. Соотношение эксплицитного и имплицитного уровней презентации ценностей: кросс-культурный аспект [Текст] / О. Н. Арестова, А. Г. Докучаева, О. В. Митина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 145-168. - Библиогр.: с. 162-167 (38 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Социальная психология Кл.слова (ненормированные): русская культура -- узбекская культура -- ценности культуры -- эксплицитный уровень ценностей -- имплицитный уровень ценностей -- уровни ценностей -- межкультурные различия -- ценностная сфера -- ценности личности -- кросс-культурная психология -- психология ценностей -- ведущие ценности -- малозначимые ценности Аннотация: Исследование посвящено культурной специфике ценностной сферы личности, причем с точки зрения ее уровневого - эксплицитного и имплицитного строения. Новизна исследования состоит в обращении к малодоступным и практически неизученным имплицитным уровням презентации ценностей, тогда как большинство работ имеет дело с исключительно экcплицитными уровнями их презентации. Целью исследования является кросс-культурное сопоставление строения ценностной сферы личности с точки зрения имплицитного и эксплицитного ее уровня на примере русской и узбекской культуры. Доп.точки доступа: Докучаева, А. Г.; Митина, О. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |