Левушкина, О. Н..
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Утес": лингвокультурологический подход [Текст] / О. Н. Левушкина // Русская словесность. - 2007. - N 4. - С. 59-64. - Библиогр.: с. 64 . - ISSN 0868-9539
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)5 + 83.2
Рубрики: Литературоведение
   Русская литература XIX в.

   Анализ литературного произведения. Литературная критика

Кл.слова (ненормированные):
поэзия -- стихотворения -- поэтика -- мифология -- символика -- культурология -- семантика -- славянская мифология -- поэты -- религиозные мотивы -- христианская символика -- коннотации -- русские поэты -- культурные коннотации -- образы-символы -- анализ стихотворений -- мифологические мотивы -- лингвокультурологический подход -- образ утеса -- образ тучки -- образ пустыни -- образ утеса-великана
Аннотация: О взаимодействии древних славянских и поздних христианских коннотаций в лингвокультурологическом анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова "Утес".


Доп.точки доступа:
Лермонтов, М. Ю. (русский поэт)




    Улзытуева, А. И.
    Культурно-диалогическое развитие детей-билингвов [Текст] / А. И. Улзытуева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 12. - С. 87-92. - Библиогр.: с. 92 . - ISSN 1995-1140
УДК
ББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
культурно-диалогическое развитие -- дошкольники -- взаимодействие культур -- двуязычие -- многоязычие -- билингвизм -- этнокультурный подход -- лингвокультурологический подход -- межкультурное общение -- поликультурное взаимодействие -- билингв -- дети-билингвы
Аннотация: Актуализируется проблема культурно-диалогического развития дошкольника в условиях билингвизма в связи с тем, что для конкретных регионов России нормой существования народов стало взаимодействие культур, двуязычие и многоязычие.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Левушкина, Ольга Николаевна (кандидат педагогических наук; доцент).
    О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку [Текст] / О. Н. Левушкина // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3, ч. 1. - С. 152-160. - Библиогр.: с. 160 (16 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
культурологический подход -- культуроведческий подход -- русский язык (дисциплина) -- учебные предметы -- учебные дисциплины -- методика преподавания русского языка -- культуроведческие компетенции -- культурологические компетенции -- лингвокультурологический подход -- лингвокультурологическая компетенция -- лингвокультурологический принцип
Аннотация: Автор разграничивает культурологические, культуроведческие и лингвокультурологические понятия, используемые в методике преподавания русского языка, и предлагает собственное видение их объема и иерархии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чан Тхи Нау (аспирант).
    Лексико-семантическое поле, репрезентирующее константу русской культуры "береза", как средство организации лексики в учебных целях [Текст] / Чан Тхи Нау // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 3, ч. 2. - С. 276-279 : рис. - Библиогр.: с. 279 (5 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 81.00
Рубрики: Языкознание
   Практическое владение языком

Кл.слова (ненормированные):
лингвокультурологический подход -- русский язык как иностранный -- вьетнамские студенты -- лексемы -- культурологический потенциал лексем -- культуромаркированная лексика -- лексико-семантическое поле -- ЛСП -- обучение русскому языку как иностранному
Аннотация: Представлены структура и содержание лексико-семантического поля "береза", составленного по данным различных словарей русского языка. Лексико-семантическое поле "береза" является учебной моделью организации культуромаркированной лексики с целью обучения русскому языку вьетнамских студентов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Брысина, Евгения Валентиновна (доктор филологических наук; профессор; заведующая кафедрой).
    Диалект через призму лингвокультурологии [Текст] / Е. В. Брысина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. - 2012. - № 2 (16). - С. 51-56. - Библиогр.: с. 55 (4 назв. ) . - ISSN 1998-9911
УДК
ББК 81.2Рус + 81.05
Рубрики: Языкознание
   Русский язык

   Диалектология

Кл.слова (ненормированные):
диалектная картина мира -- диалектные единицы -- диалектные фразеологизмы -- диалектоносители -- диалекты -- донские диалекты -- духовная культура -- казачество -- концепты -- культурная коннотация -- культурно-историческая интерпретация -- культурно-национальная ментальность -- культурные традиции -- лексика -- лексико-фразеологический уровень -- лингвокультурная парадигма -- лингвокультурологический подход -- лингвокультурология -- ментальность -- национально-культурная семантика -- носители диалекта -- паремии -- фраземы -- фразеологизмы -- языковая картина мира -- языковая личность -- языковые знаки
Аннотация: Показаны объяснительные возможности лингвокультурологического подхода при рассмотрении диалектных единиц. Выявлены элементы культурной коннотации в семантике диалектного знака. Осуществлена культурно-историческая интерпретация одного из фрагментов языковой картины мира диалектоносителей.


Доп.точки доступа:
Толстой, Н. И. (академик; филолог-славист ; 1923-1996)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Левушкина, Ольга Николаевна (кандидат педагогических наук; доцент).
    Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста [Текст] / О. Н. Левушкина // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 2, ч. 1. - С. 166-178 : табл. - Библиогр.: с. 178 (6 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
лингвокультурологический подход -- лингвистический анализ литературного текста -- русский язык -- уроки русского языка -- методика преподавания русского языка -- местоимения -- учебная деятельность -- стихотворение в прозе -- литературный анализ -- художественная литература -- художественные тексты
Аннотация: О лингвокультурологической характеристике текста как современном методе обучения русскому языку. Поэтапно описана методика урока русского языка, реализующего данный метод. Урок посвящен выявлению функций местоимений в художественном тексте.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Питина, Светлана Анатольевна (доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой).
    Типологии ментальных единиц [Текст] / С. А. Питина, Л. В. Попова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 20. - С. 61-69. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 68-69 . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 81 + 81.03
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в.
   Теория и философия языка

   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
концепты -- ментальные единицы -- типологии концептов -- когнитивный подход -- лингвокультурологический подход -- грамматико-семантический подход -- человек-мышление-сознание -- человек -- мышление -- сознание -- семантика -- лингвокультурология
Аннотация: Разработка типологии концептов находится в центре исследовательского внимания и продолжает оставаться весьма актуальной. Типология концептов, их виды и количество отличаются у разных авторов даже в пределах одного подхода. В статье рассматриваются имеющиеся типологии, которые распределены по трем группам: когнитивный подход к пониманию концепта, лингвокультурологический подход к пониманию концепта, когнитивный грамматико-семантический подход в аспекте человек-мышление-сознание.


Доп.точки доступа:
Попова, Людмила Викторовна (кандидат филологических наук, доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Астахова, Яна Алексеевна (ассистент).
    Художественный текст как источник сведений о лингвоцветовой картине мира [Текст] / Я. А. Астахова // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 3, ч. 2. - С. 330-337. - Библиогр.: с. 337 (10 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
лингвистический анализ литературного текста -- стихотворения -- художественный текст -- поэзия -- лингвокультурологический подход -- коннотации -- цветонаименования -- русские поэты
Аннотация: О коннотациях цветонаименований в стихотворении З. Гиппиус "Апельсинные цветы". Предпринята попытка применить метод анализа коннотаций цветонаименований при лингвокультурологическом описании поэтического текста. Выявлены особенности употребления данной группы слов, описаны их национально-специфические и индивидуально-авторские коннотации, роль в создании образного строя текста.


Доп.точки доступа:
Гиппиус, З. Н. (поэт ; 1869-1945)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Стоянова, Е. (профессор).
    Научно-образовательный форум в Шуменском университете им. Епископа Константина Преславского (Болгария) [Текст] / Е. Стоянова // Русский язык за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 123 : цв. фот. . - ISSN 0131-615X
УДК
ББК 81.001.2 + 81.2Рус
Рубрики: Языкознание--Болгария
   Социолингвистика

   Русский язык

Кл.слова (ненормированные):
лингвокультурология -- современная лингвокультурология -- русисты -- болгарские русисты -- лингвокультурная компетенция -- РКИ -- русский как иностранный -- преподавание РКИ -- лингвокультурологический подход
Аннотация: 24 октября 2014 г. в Шуменском университете имени Епископа Константина Преславского состоялся круглый стол на тему "Проблемы и достижения современной лингвокультурологии", посвященный юбилею профессора Валентины Аврамовой. Организатор научно-образовательного форума - Центр русистики Шуменского университета.


Доп.точки доступа:
"Проблемы и достижения современной лингвокультурологии", круглый стол; Круглый стол "Проблемы и достижения современной лингвокультурологии"
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Глебова, З. В. (старший преподаватель).
    Изучение заимствованной лексики на текстовой основе в школьном курсе русского языка как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов: итоги формирующего эксперимента [Текст] = Studying Borrowed Vocabulary on the Textual Basis Within the Russian Language School Course As Means for Achieving Personal, Meta-Subject and Subject Training Outcomes: the Shaping Experiment Results / З. В. Глебова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 6. - С. 36-41. - Библиогр.: с. 41 (9 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
заимствованная лексика -- заимствованные слова -- лингвокультурологический подход -- личностные результаты -- метапредметные результаты -- модульные системы -- предметные результаты -- русский язык -- тексты -- уроки -- формирующие эксперименты
Аннотация: Рассмотрены особенностям работы с заимствованной лексикой в школьном курсе русского языка в свете новых требований к результатам обучающихся, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описана модульная система уроков по изучению иноязычных слов на текстовой основе, ориентированных на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Модули включают в себя уроки по изучению заимствований в русле лингвокультурологического подхода, который предполагает выход через анализ явлений языка на уровень культуры и способствует осознанию учащимися языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, пониманию взаимосвязи языка и истории народа, а также адекватной оценке учениками иноязычных слов, их места и роли в современном русском языке. Представлена также Программа экспериментального обучения для учащихся по внедрению модульной системы культуроориентированных уроков по изучению заимствованных слов и приведены данные формирующего эксперимента.The article is devoted to the peculiarities of working with a borrowed vocabulary in a school course of Russian language in the light of new requirements to the results of the students represented in the Federal State Educational Standard. Modular system of lessons on text-based studying of foreign words, focused on the achievements of the students’ personality, metasubject and substantive results is described. Modules include lessons on study loans in line with the linguistic-cultural approach which proposes going through the analysis of language phenomena on the level of culture and promotes awareness of students of language as one of the major national cultural values, understanding of the relationship of language and history of the people, as well as adequate assessment of pupils foreign words, their place and role in the modern Russian language. The program of experiential learning for students for the implementation of a modular system of culture-oriented lessons for the study of loanwords is presented. The author gives the data of forming experiment.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Звягинцева, Александра Витальевна (кандидат филологических наук; доцент).
    Применение лингвокультурологического подхода к анализу интонационного оформления текста [Текст] : (на материале информационного стиля) / А. В. Звягинцева // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 4, ч. 2. - С. 399-406. - Библиогр.: с. 405-406 (10 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
анализ текста -- английский язык -- звучащий текст -- интонационное оформление текста -- интонация -- концепт (лингвокультурология) -- концептосфера текста -- лингвокультурологический подход -- экстралингвистический контекст
Аннотация: О вопросах анализа звучащего текста в широком экстралингвистическом контексте. Акцентируется важность применения лингвокультурологического подхода к анализу природы звучащего текста и делается вывод об интонации как носителе и источнике национально-культурных сведений и внеязыковой информации.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чафонова, А. Г.
    Реализация лингвокультурологического подхода к обучению датских студентов русскому языку [Текст] / А. Г. Чафонова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - № 3. - С. 139-142. - Библиогр.: с. 142. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 74.58 + 74.26 + 81.2 + 81.2Рус
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Методика преподавания учебных предметов

   Языкознание

   Германские языки

   Русский язык

Кл.слова (ненормированные):
датская лингвокультура -- датский язык -- диалог культур -- лингвокультурные концепты -- лингвокультурологическая компетенция -- лингвокультурологический подход -- лингвокультурология -- преподавание иностранных языков -- русская лингвокультура -- русский язык как иностранный
Аннотация: Рассматриваются теоретические основы обучения датских студентов русскому языку. Приведены результаты контрастивного лингвокультурологического исследования концептов русской и датской лингвокультур.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)