Шишкунова, Елена.
    Новый приоритет [Текст] / Елена Шишкунова // Электроэнергетика. - 2009. - N 1. - С. 26-27
УДК
ББК 31.4
Рубрики: Энергетика
   Атомная энергетика

Кл.слова (ненормированные):
ядерное топливо -- уран -- энергоблоки -- атомные ледоколы -- атомные электрические станции -- энергоносители
Аннотация: Совещание по развитию атомной энергетики в России и долгосрочная программа госкорпорации "Росатом".


Доп.точки доступа:
"Росатом", компания; Компания "Росатом"




    Данюк, Никита Сергеевич (эксперт).
    Арктика в системе координат энергетической политики РФ и КНР как основа устойчивого развития российско-китайских отношений [Текст] / Н. С. Данюк, М. Р. Рамазанов // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 2. - С. 15-22. - Библиогр.: с. 21-22 (29 назв.)
УДК
ББК 67.91
Рубрики: Право--Китай--Россия--США; Китайская Народная Республика; Арктика; Ямал; КНР, 21 в.
   Международное публичное право

Кл.слова (ненормированные):
энергетическая политика -- устойчивое развитие -- энергоресурсы -- приарктические государства -- акторы -- внерегиональные игроки -- ввп -- валовой внутренний продукт -- стратегии -- векторы -- проекты -- компании -- ледоколы -- устойчивые отношения -- документы -- советы
Аннотация: Рассматривается энергетическая политика РФ и КНР по отношению к Арктике, делаются выводы об устойчивых российско-китайских отношениях.


Доп.точки доступа:
Рамазанов, Мурад Рамазанович (эксперт); Китайская национальная компания по добыче шельфовой нефтиCNOOC; Китайская национальная нефтегазовая компания; CNPC; Новатэк, газовая компания; Арктический совет; ООН; Организация объединенных наций; Совет безопасности ООН; ФСБ РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Первая плавучая АЭС на Чукотке заработает через два года [Текст] // Электроэнергетика: сегодня и завтра. - 2014. - № 6. - С. 76
УДК
ББК 31.47
Рубрики: Энергетика
   Атомные электрические станции--Чукотский автономный округ

Кл.слова (ненормированные):
атомные теплоэлектростанции -- плавучие теплоэлектростанции -- ПАТЭС -- мощность ПАТЭС -- атомные ледоколы
Аннотация: Строительство на Чукотке первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).


Доп.точки доступа:
ПАТЭС "Академик Ломоносов"; "Академик Ломоносов", ПАТЭС; Плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов"; "Академик Ломоносов", плавучая атомная теплоэлектростанция
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Матвеева, Ирина Юрьевна.
    Особенности морского страхования при освоении Северного морского пути [Текст] = Features marine insurance during the development of the Northern Sea Route / И. Ю. Матвеева, Н. О. Козлова // Страховое дело. - 2016. - № 2. - С. 15-24. - Библиогр.: с. 24 (12 назв.) . - ISSN 0869-7574
УДК
ББК 65.271
Рубрики: Экономика
   Страхование--Россия--Арктика

Кл.слова (ненормированные):
морское страхование -- особенности -- Северный морской путь -- страхование морских судов -- морские суда -- судостроение -- судостроительные проекты -- ледоколы -- ледовое плавание -- страхование рисков -- риски -- экономический потенциал
Аннотация: Анализ экономического потенциала российской Арктики. Особенности страхования морских судов в Арктике. Влияние специфики Арктической зоны и судовождения по Северному морскому пути на риски судостроительных проектов, реализуемых в интересах освоения Арктики.


Доп.точки доступа:
Козлова, Наталия Олеговна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Му, А.
    Как обеспечить устойчивость перевозок по Северному морскому пути [Текст] / А. Му, Л. Бригхэм // ЭКО. - 2016. - № 5. - С. 18-27. - Библиогр.: с. 27 (6 назв.) . - ISSN 0131-7652
УДК
ББК 65.9(2Рос) + 65.37
Рубрики: Экономика--Россия--Арктика, 21 в. нач.
   Экономика России

   Экономика транспорта

Кл.слова (ненормированные):
Северный морской путь -- СМП -- управление транспортными перевозками -- транспортные пути -- арктическое пространство -- ледоколы -- арктическая политика -- арктический сектор -- ледокольный флот -- координация эксплуатации -- проводка судов -- караванная проводка судов -- атомные ледоколы -- дизельные ледоколы -- транспортные перевозки -- коммерческие перевозки -- арктические перевозки -- Севморпуть
Аннотация: Основу устойчивого функционирования Северного морского пути составляют большие ледоколы, которые обеспечивают доступ к различным регионам России через судоходную часть Арктики. Несколько атомных ледоколов, созданных еще в советское время, нуждаются в замене. До сих пор неясно, как будет использоваться ледокольный флот для повышения эффективности функционирования Севморпути. Также неясно, разрешат ли власти России независимую навигацию ледокольных коммерческих перевозчиков без эскорта караванов ледоколами, замечают авторы.


Доп.точки доступа:
Бригхэм, Л.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    События и факты [Текст] // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2015. - № 10. - С. 3-5 : 3 фот. . - ISSN 2074-6806
УДК
ББК 65.5
Рубрики: Экономика--Россия--США--Германия; Арктика
   Мировая экономика. Международные экономические отношения

Кл.слова (ненормированные):
политики -- экономическая политика -- экономические реформы -- миграционные кризисы -- мигранты -- экономические санкции -- обвал мировых рынков -- богатейшие люди -- ледоколы -- строительство ледоколов
Аннотация: Краткие новости мировой экономики и банковской сферы.


Доп.точки доступа:
Обама, Б. (Президент США)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Загородников, Михаил Александрович.
    Методологический подход к оценке эффективности перевозок по Северному морскому пути [Текст] = Methodological approach to evaluating the effectiveness of traffic along the Northern sea route / М. А. Загородников, И. М. Калинин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. - 2016. - № 6 (256). - С. 86-96 : схемы, граф. - Библиогр.: с. 95 (20 назв.) . - ISSN 1994-2354
УДК
ББК 65.04
Рубрики: Экономика
   Мезоэкономика--Россия--Арктика

Кл.слова (ненормированные):
Северный морской путь -- транспортные перевозки -- ледоколы -- стоимость перевозок -- судостроение -- индикаторные показатели перевозок -- стратегическое планирование -- транспортные системы -- арктические транспортные системы -- морской флот -- государственные стратегические задачи -- морской грузооборот
Аннотация: Выполнен анализ индикаторов государственных документов стратегического планирования в области арктической транспортной системы и тарифов на услуги ледоколов по проводке судов по Северному морскому пути. Рассмотрены составляющие формирования стоимости перевозок морским флотом. Показана рассогласованность технико-экономических обоснований объектов морской техники с государственными стратегическими задачами. На основе анализа схемы получения выгод по транспортной составляющей и документов государственного стратегического планирования предложены и проанализированы индикаторный показатель эффективности перевозок по Северному морскому пути, построена целевая функция задачи оптимизации. Показано, что переменными целевой функции и ограничений задачи оптимизации являются параметры, характеризующие качество судостроительной продукции. Показана важность программно-целевого планирования в управлении решением государственных стратегических задач в Арктике, обеспечении согласованности государственных стратегических задач и частных задач судостроения. Предложены уровни экономической обоснованности для принятия многокритериального управленческого решения по созданию объектов судостроения и инфраструктуры Северного морского пути. Выполнена оценка влияния приращения целевого параметра на изменение удельной стоимости его приращения. Показано, что для решения поставленных государственных задач необходимо сделать существенный прорыв в развитии перевозок по Северному морскому пути, что может быть достигнуто только путем одновременного увеличения грузооборота и снижения стоимости перевозок.The paper presents the analysis of the indicators of the state’s strategic planning documents in the field of the Arctic transport system and rates for the services of icebreakers for transport by the Northeast Passage. The components forming the sea transport costs have also been considered. We have revealed the mismatch between the feasibility of marine facilities and the state strategic objectives. Examining the scheme of the benefits from the transport component and the documents of state strategic planning allowed to propose and analyze a technical efficiency index of the transport via the Northeast Passage, and construct an objective function of the optimization problem. It is shown that the variables of the objective function and the constraints of the optimization problem are the parameters characterizing the quality of shipbuilding products. We have proved the importance of program planning in the decision management of strategic state tasks in the Arctic, and of coordinating the national strategic objectives and specific problems of shipbuilding. We have proposed the limits of economic feasibility for adopting a multicriteria management decision on creating shipbuilding objects and the infrastructure of the Northeast Passage. We have estimated the influence of the increment of the target parameter on the change of the specific cost increment. It is shown that a significant breakthrough in the development of traffic along the Northeast Passage is needed befor for solving state tasks, which can only be achieved by simultaneously increasing the turnover and reducing the cost of transportation.


Доп.точки доступа:
Калинин, Игорь Михайлович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Загородников, Михаил Александрович (кандидат экономических наук).
    Инновационные проекты ледоколов для обслуживания северной морской транспортной магистрали [Текст] / М. А. Загородников // Экономика и управление : рос. науч. журн. - 2017. - № 6. - С. 28-35. - Библиогр.: с. 35 (9 назв.) . - ISSN 1998-1627
УДК
ББК 39.4 + 39.42/46
Рубрики: Транспорт--Россия--Северный морской путь
   Водный транспорт в целом

   Суда

Кл.слова (ненормированные):
судостроение -- морские пути -- морской транспорт -- ледоколы -- судостроительные комплексы -- судостроительная техника -- ледокольный флот -- морская транспортная система -- транспортная инфраструктура -- инновационные проекты -- атомные ледоколы
Аннотация: Рассмотрено современное состояние ледокольного флота России. Представлены перспективные инновационные проекты строящихся и проектируемых ледоколов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Агарков, Сергей Анатольевич.
    Геоэкономика и политика в современном развитии арктических коммуникаций [Текст] / С. А. Агарков, С. Ю. Козьменко, М. В. Ульченко // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 4. - С. 19-26. - Библиогр.: с. 25-26 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 65.305.143 + 65.04
Рубрики: Экономика
   Экономика топливной промышленности

   Экономическая география и региональная экономика--Россия--Ямало-Ненецкий автономный округ--Ямал, полуостров; Арктика

Кл.слова (ненормированные):
Северный морской путь -- СМП -- природный газ -- транспортировка газа -- транспортировка природного газа -- арктические коммуникации -- морские коммуникации -- СПГ -- сжиженный природный газ -- ледоколы -- ледокольный флот
Аннотация: Развитие арктических коммуникаций наряду с созданием модернизированной военной инфраструктуры является основой обеспечения национальной безопасности России в Арктике, а для этого требуется поддержание круглогодичного морского сообщения, что невыполнимо без усиленного ледового класса флотов и ледоколов.


Доп.точки доступа:
Козьменко, Сергей Юрьевич; Ульченко, Михаил Васильевич
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Королев, Евгений (кандидат военных наук).
    Ледоколы возвращаются в Арктику [Текст] / Евгений Королев, Юрий Танасюк // Логистика. - 2017. - № 11. - С. 26-30 : 2 портр., 4 рис., табл. - Библиогр. в конце ст. (5 назв.) . - ISSN 2219-7222
УДК
ББК 39.42/46
Рубрики: Транспорт
   Суда--Россия--Арктика

Кл.слова (ненормированные):
атомные ледоколы -- водный транспорт -- ледоколы -- ледокольный флот -- морской транспорт -- проводка судов -- суда ледового плавания -- судоходство -- экономическое развитие регионов
Аннотация: Рассматривается развитие отечественного ледокольного флота, основные направления его деятельности, особенности эксплуатации, современное состояние и перспективы развития.


Доп.точки доступа:
Танасюк, Юрий (кандидат военных наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Загородников, Михаил Александрович.
    Модель оценки потребных функционально-стоимостных характеристик судов ледового флота, предназначенных к эксплуатации на северном морском пути [Текст] / М. А. Загородников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 6. - С. 85-89 : табл. - Библиогр.: с. 89 (7 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 65.04
Рубрики: Экономика
   Экономическая география и региональная экономика

Кл.слова (ненормированные):
Северный морской путь -- СМП -- ледоколы -- транспортные суда -- метод экспертных оценок -- регионы -- арктическая зона -- АЗР -- судостроительная промышленность
Аннотация: В статье детально рассмотрены методы оценки функциональных и стоимостных характеристик судов, в частности метод экспертной оценки.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Инь Син
    Китайские полярники в Антарктике [Текст] / Инь Син // Китай. - 2017. - № 9. - С. 52-55 : 6 фот. . - ISSN 1005-5010
УДК
ББК 26.8
Рубрики: География--Антарктика--Китай, 21 в.
   Общие вопросы географии--Антарктика--Китай, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
полярники -- китайские полярники -- полярные экспедиции -- экспедиции -- китайские полярные экспедиции -- договоры -- официальные материалы -- доклады -- программы -- исследовательские станции -- антарктические исследования -- китайские антарктические исследования -- полярный туризм -- китайские туристы -- научные исследования -- китайские ученые -- полярные исследования -- экологические экспедиции -- полярные станции -- ледоколы -- китайские ледоколы -- Сюэлун -- научно-исследовательские суда -- освоение территорий -- научные проекты -- китайские научные проекты
Аннотация: Государственное управление океанологии КНР опубликовало документ "Китайская деятельность в Антарктике", в котором подводятся итоги более чем 30-летней деятельности китайских ученых и полярников в Антарктике. Это первый доклад, обнародованный китайским правительством и сделанный наподобие "белой книги", о полярной деятельности Китая.


Доп.точки доступа:
Сюй, Шицзе (заведующий; составитель); У, Лэйчжао (заведующий); Чэнь, Даньхун (руководитель); Государственное управление океанологии КНР; Научный комитет антарктических исследований
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лысенко, Михаил Николаевич (кандидат юридических наук).
    Арктика: опыт и перспективы международно-правового сотрудничества в ядерной сфере [Текст] / М. Н. Лысенко, Е. В. Киенко, Н. С. Курова-Чернавина // Московский журнал международного права. - 2017. - № 1. - С. 88-97. - Библиогр.: с. 96 (5 назв.). - Рез. на англ. яз. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 67.91
Рубрики: Право
   Международное публичное право

Кл.слова (ненормированные):
ядерно-экологические проблемы -- атомные ледоколы -- аварийное реагирование -- плавучие атомные электростанция -- техногенные аварии -- ядерные аварии -- радиоактивные отходы
Аннотация: Россия сегодня является единственным государством, располагающим гражданским атомным флотом и эксплуатирующим его на Северном морском пути (СМП). Актуальна задача дальнейшего развития правовой базы обеспечения работы российских атомных ледоколов на СМП. В ближайшие годы на Чукотке планируется разместить первую плавучую АЭС. Назрел вопрос о принятии в России закона о финансовом обеспечении гражданской ответственности за ядерный ущерб.


Доп.точки доступа:
Киенко, Елена Викторовна; Курова-Чернавина, Надежда Сергеевна \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Загородников, Михаил Александрович (кандидат экономических наук).
    Снижение стоимости строительства и эксплуатации судов российского флота [Текст] / М. А. Загородников // Экономика и управление : рос. науч. журн. - 2017. - № 7. - С. 41-44. - Библиогр.: с. 44 (4 назв.) . - ISSN 1998-1627
УДК
ББК 39.4 + 39.42/46
Рубрики: Транспорт--Россия
   Водный транспорт в целом

   Суда

Кл.слова (ненормированные):
судостроение -- эксплуатация судов -- безопасность судов -- транспортные суда -- себестоимость строительства судов -- ледовый флот -- технические стандарты судостроения -- суда ледового класса -- ледоколы
Аннотация: Изучены технические стандарты судостроения, которые позволяют снизить затраты на постройку судов ледового класса без ущерба их безопасности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пухова, Марина Михайловна (кандидат экономических наук; доцент).
    Основные проблемы развития грузопотоков Северного морского пути [Текст] = THE MAIN PROBLEMS OF CARGO TRAFFIC DEVELOPMENT ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE / М. М. Пухова, Х. П. Харчилава, Д. Ю. Башков // Экономические науки. - 2019. - № 4 (173). - С. 136-140 : ил., табл. - Библиогр.: с. 140 (6 назв.) . - ISSN 2072-0858
УДК
ББК 65.37 + 65.291.5
Рубрики: Экономика
   Экономика транспорта--Российская Федерация--Северный морской путь--Азиатско-Тихоокеанский регион, 20 в. последнее десятилетие; 21 в. начало

   Экономический потенциал организации--Российская Федерация--Северный морской путь--Азиатско-Тихоокеанский регион, 20 в. последнее десятилетие; 21 в. начало

Кл.слова (ненормированные):
климатические условия морских путей -- логистические системы -- маршруты морских путей -- межконтинентальные сообщения -- морская инфраструктура -- морские грузовые перевозки -- морские пути -- российские ледоколы -- северные пути -- трансарктическое сообщение
Аннотация: В статье отражены основные современные проблемы развития Северного морского пути и основные характеристики его грузоперевозок. Проанализированы такие проблемы как влияние климатических условий на формирование транспортной системы Северного морского пути, необходимость увеличения его грузоперевозок, развитие необходимой инфраструктуры для создания комплексной логистической системы, в т. ч. с использованием ледоколов. Отмечена необходимость развития Северного морского пути с точки зрения социальных инфраструктурных аспектов. В этих условиях для многих арктических районов морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов, а Северный морской путь - главным фактором развития международных и межрегиональных экономических, культурных и социальных связей.


Доп.точки доступа:
Харчилава, Хвича Патаевич (кандидат экономических наук; доцент); Башков, Дмитрий Юрьевич (студент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Птах, Г. К. (доктор технических наук; профессор; главный конструктор).
    Сравнительная оценка электрических двигателей переменного тока асинхронного и синхронного типов с целью применения их в гребных электроустановках ледоколов большой мощности [Текст] / Г. К. Птах // Известия вузов. Электромеханика. - 2019. - Т. 62, № 5. - С. 24-30 : 2 табл. - Библиогр.: с. 29 (11 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.261.6
Рубрики: Энергетика
   Электрические машины переменного тока

Кл.слова (ненормированные):
асинхронные электродвигатели -- большая мощность -- индукторные реактивные двигатели -- ледоколы -- постоянные магниты -- синхронные реактивные двигатели -- сравнительная оценка -- электродвижение
Аннотация: Дана сравнительная оценка асинхронного двигателя и электрических двигателей синхронного типа: с возбуждением от постоянных магнитов, реактивных с анизотропией ротора и зубчатым ротором (с самовозбуждением) применительно к гребному регулируемому электроприводу судов ледового класса с электродвижением. Рейтинг двигателей определялся экспертно по семнадцати техническим показателям, ранжированным по степени значимости применительно к рассматриваемой области, и стоимости двигателя, преобразователя и электропривода в целом. По совокупности всех показателей первое место в рейтинге отдано вентильно-индукторному реактивному двигателю. Отмечено, что в настоящее время накоплен достаточный опыт разработки и эксплуатации индукторных электроприводов средней и большой мощности, созданы необходимые условия для формирования их потребительского спроса и организации серийного производства.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Еремина, Н. В.
    Стратегия Британии в Арктике: виденье 2018-2019 гг. [Текст] / Наталья Еремина, Николай Межевич // Современная Европа. - 2020. - № 1. - С. 25-36. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 0201-7083
УДК
ББК 66.4(0),3 + 66.4(0)
Рубрики: Политика. Политология
   Международные проблемы

   Международные отношения и внешняя политика в целом--Великобритания--Арктика--Россия

Кл.слова (ненормированные):
арктические проблемы -- освоение Арктики -- государства -- арктические государства -- российско-британские отношения -- британо-российские отношения -- брекзит -- британская экономика -- ВВП -- валовой внутренний продукт -- энергоресурсы -- зеленая энергетика -- международные организации -- государственные деятели -- полярные регионы -- флот -- вспомогательный флот -- ледоколы
Аннотация: Цель статьи - определить характер и причины интереса Соединенного Королевства к Арктическому региону. Знать подходы Британии в отношении Арктики необходимо для понимания позиций иных внерегиональных игроков, которые формируют множественные двусторонние и многосторонние связи со всеми заинтересованными в освоении Арктики государствами. Авторы пришли к следующим выводам: 1) Соединенное Королевство стремится к устойчивому присутствию в Арктике, так как политический истеблишмент страны воспринимает ее как новую ресурсную базу и как стратегический регион, участвуя в освоении которого Лондон доказывает свое глобальное лидерство; 2) тем не менее, в условиях брекзита позиции Великобритании в Арктике ослаблены; 3) соответственно, страна вынуждена заключать договоренности со всеми государствами, с которыми она может совместно "выходить" в Арктику; 4) Россия неизбежно столкнется с противодействием Великобритании, так как она продолжает поддерживать идею "российской угрозы", в том числе в Арктике.


Доп.точки доступа:
Межевич, Н. М.; Хаммонд, Ф. (государственный деятель); Уильямсон, Г. (государственный деятель); НАТО, военно-политический блок; Северо-Атлантический альянс, военно-политический блок; Европейский СоюзЕвросоюз; ЕС; Министерство иностранных дел Великобритании \департамент полярных регионов\; Департамент полярных регионов Министерства иностранных дел Великобритании; МИД Великобритании \департамент полярных регионов\; Департамент полярных регионов МИД Великобритании; Арктическое и антарктическое партнерство, международная организация; Международная морская организация
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тимошенко, Диана Сергеевна.
    Новый вектор развития арктического туризма в период санкционной политики ЕС и США против России [Текст] / Диана Сергеевна Тимошенко // Современная Европа. - 2022. - № 4. - С. 50-65 . - ISSN 0201-7083
УДК
ББК 66.4(0) + 66.4(0),3 + 75.81
Рубрики: Политика. Политология
   Международные отношения и внешняя политика в целом

   Международные проблемы--Россия--США--Канада; Исландия; Норвегия; Дания; Финляндия; Швеция, 2022 г.

   Физическая культура и спорт

   Туризм--Россия--США--Канада; Исландия; Норвегия; Дания; Финляндия; Швеция, 2022 г.

Кл.слова (ненормированные):
50 лет Победы -- Арктическая зона -- Пятьдесят лет Победы -- СВО -- арктификация -- арктическая политика -- арктический туризм -- блокировка денежных переводов -- внутренний туризм -- воздушные перевозки -- геополитика -- государственные стандарты -- графики -- документы -- европейская санкционная политика -- европейско-российские отношения -- закрытое небо -- ледоколы -- международные организации -- международный туризм -- ограничение туризма -- освоение Арктики -- отмененные туры -- пассажирские перевозки -- программы -- российский арктический туризм -- российско-европейские отношения -- санкции -- санкционная политика -- специальная военная операция -- стандартизация арктического туризма -- стандарты -- туризм -- финансовые санкции
Аннотация: Туризм в российской Арктике является важным элементом миссии по социально-экономическому развитию региона и частью геополитического присутствия России. В статье определен новый туристский вектор в период санкционного давления ЕC и США, проведен сопоставительный анализ факторов развития туризма в условиях нестабильности. Массив санкций первого квартала 2022 г., связанных с проведением РФ специальной военной операции на Украине, отразился на туристском и научном сотрудничестве. Возможности российского председательства в Арктическом совете 2021-2023 гг. ограничены в текущей ситуации. Установлено, что развитие туризма в российской Арктике зависит от комплексного подхода и согласованности с программой председательства и государственной стратегией, от привлечения органов власти, общественных и научных организаций, бизнеса. Разработан перечень первоочередных задач. Туризм рассматривается как инструмент снижения конфликтогенного потенциала и элемент цивилизационного развития на севере.


Доп.точки доступа:
Арктический совет, международная организация; Международная организация "Арктический совет"; Программа арктического мониторинга и оценки, международная организация; AMAP and the Arctic Council, международная организация; Международная организация "MAP and the Arctic Council"; Averaged High Dynamic Range Technique (AHDR) Explained, международная организация; Международная организация "Averaged High Dynamic Range Technique (AHDR) Explained"; AHDR, (Averaged High Dynamic Range Technique Explained), международная организация; Международная организация "AHDR, (Averaged High Dynamic Range Technique Explained); Международная туристическая выставка "ИНТУРМАРКЕТ"; ИНТУРМАРКЕТ, международная туристическая выставка; MITT 2022, международная туристическая выставка; Международная туристическая выставка "MITT 2022"; Арктическая лаборатория туризма; Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова; САФУ
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Попов, Иван Дмитриевич.
    Эволюция арктической стратегии ФРГ [Текст] / Иван Дмитриевич Попов, Андрей Олегович Подоплекин // Современная Европа. - 2023. - № 1. - С. 34-45 . - ISSN 0201-7083
УДК
ББК 20.1 + 66.4(0),4 + 66.4(4/8)
Рубрики: Экология
   Общие вопросы охраны окружающей среды--Европа--Германия--США; Россия, 21 в. нач.

   Политика. Политология

   Международное торгово-экономическое, техническое и культурное сотрудничество

   Международные отношения и внешняя политика зарубежных стран--Европа--Германия--США; Россия, 21 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
Поларштерн -- американо-германские отношения -- арктическая политика -- арктическая стратегия -- арктические исследования -- военное присутствие -- военные учения -- германо-американские отношения -- германо-европейские отношения -- германо-российские отношения -- германская арктическая политика -- документы -- европейско-германские отношения -- защита климата -- ледоколы -- милитаризация -- морские охраняемые районы -- охрана окружающей среды -- прагматический подход -- программы -- российско-германские отношения -- стратегические документы -- экологические проблемы -- экоцентрический подход
Аннотация: В статье прослежено развитие арктической стратегии Федеративной Республики Германии. Среди немецких официальных кругов сформировалось два противоположных подхода к ней: прагматический (нацелен на максимальное извлечение экономических выгод при скромных притязаниях на международно-правовое регулирование) и экоцентрический (исходит из приоритета охраны окружающей среды и настаивает на активном международном позиционировании Германии). В течение 2010-х гг. прагматический подход постепенно вытеснялся экоцентрическим. Германия все более скептично относилась к возможности предотвращения геополитической гонки в Арктике, поэтому планомерно расширяла военное присутствие в регионе. При этом константами оставались: опора на международное право и институты; стремление привнести в них более строгие экологические и технические стандарты; широкая финансовая поддержка арктических исследований и отстаивание их свободы; синхронизация с арктической политикой ЕС; учет интересов коренного населения; технологический экспорт; активное предотвращение глобального потепления и расширение сети морских охраняемых районов в Арктике.


Доп.точки доступа:
Подоплекин, Андрей Олегович; Европейский союзИнститут полярных и морских исследований имени Альфреда Вагнера; Международный арктический научный комитет; Христианско-демократический союз, политическая партия; ХДС, политическая партия; Христианско-социальный союз, политическая партия; ХСС, политическая партия; ХДС/ХСС, политический блок; Союз 90 / Зеленые, политическая партия; Левая партия, политическая партия; Федеральное министерство образования и научных исследований; Федеральное министерство экономики и технологий; НАТО, военно-политический блок; Североатлантический альянс, военно-политический блок
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гутенев, Максим Юрьевич.
    Арктическая научная дипломатия стран Северной Европы [Текст] / Максим Юрьевич Гутенев, Александр Анатольевич Сергунин, Ольга Николаевна Шадрина // Современная Европа. - 2023. - № 2. - С. 19-32 : табл. . - ISSN 0201-7083
УДК
ББК 66.4(0),4 + 72.4
Рубрики: Политика. Политология
   Международное торгово-экономическое, техническое и культурное сотрудничество--Европа--Северная Европа--Дания; Гренландия; Исландия; Рейкьявик; Шпицберген; Норвегия; Лонгийр, 21 в. нач.

   Наука. Науковедение

   Организация науки--Европа--Северная Европа--Дания; Фарерские острова; Гренландия; Исландия; Рейкьявик; Шпицберген; Норвегия, 21 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
АНД -- НИС -- Один -- арктическая научная дипломатия -- арктические страны -- арктические стратегии -- арктические экосистемы -- арктическое судоходство -- газодобыча -- гендерное равенство -- геология -- геофизика -- гляциология -- доклады -- документы -- здравоохранение -- имидж -- инфраструктура -- исследования Арктики -- коренные народы Севера -- ледоколы -- международная безопасность -- международная политика и право -- международное научное сотрудничество -- морская биология -- мотивация -- научная дипломатия -- научно-исследовательская инфраструктура -- научно-исследовательские суда -- научные хабы -- нефтедобыча -- общественные науки -- океанография -- позитивный имидж страны -- полярные станции -- полярные стратегии -- программы -- радары -- североевропейские страны -- страны -- суда -- таблицы -- хабы -- экологические проблемы
Аннотация: Арктическая научная дипломатия (АНД) представляет собой один из инновационных инструментов по продвижению позитивного имиджа страны, укреплению международного научного сотрудничества и содействию решению наиболее острых проблем региона. Цель исследования - определить общие и отличительные черты АНД Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. В статье проанализированы мотивация и приоритеты АНД пяти североевропейских стран, а также созданная ими научно-исследовательская инфраструктура для развития международного сотрудничества в регионе. Государства Северной Европы стремятся координировать свои арктические исследования и создавать совместные структуры для этих целей. В настоящее время происходит постепенное складывание общей стратегии АНД, однако этот процесс пока полностью не завершен. Общей чертой рассмотренных стран является важная роль АНД в рамках их полярных стратегий. Страны Северной Европы уделяют ей больше внимания, чем другие арктические государства. Это обусловлено тем, что первые обладают меньшими экономическими, человеческими, геополитическими и военными ресурсами, чем США, Канада и Россия, поэтому видят в АНД эффективный инструмент повышения международного статуса на Крайнем Севере.


Доп.точки доступа:
Сергунин, Александр Анатольевич; Шадрина, Ольга Николаевна; Университет Акурейри \арктический институт имени в. стефансона\; Арктический институт имени В. Стефансона Университета АкурейриИнститут исландских исследований Арни Магнуссона; Университетский центр на Шпицбергене; Лапландский университет \арктический центр\; Арктический центр Лапландского университета; Арктический университет Норвегии; Университет Хельсинки; Университет Восточной Финляндии; Финский метеорологический институт; Национальный комитет арктических и антарктических исследований; Оулуский университет; Стокгольмский университет; Технологический университет Лулео \университет арктики\; Университет Арктики Технологического университета Лулео; Лундский университет; Уппсальский университет; Гетеборгский университет
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)