Янтцен, Вольфганг (доктор педагогических наук).
    Нарушения развития и инклюзия [Текст] / Вольфганг Янтцен // Культурно-историческая психология. - 2011. - N 3. - С. 98-104. . - Библиогр.: с. 103
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
инклюзия -- инвалиды -- нарушения развития -- права инвалидов -- инклюзивная практика -- культурно-исторический подход -- правовые аспекты -- нормативные аспекты -- изоляция инвалидов
Аннотация: В статье обсуждается ряд положений Конвенции ООН по правам инвалидов для конкретной инклюзивной практики.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Каплунович, Илья Яковлевич.
    Психолого-кибернетический анализ педагогики коллективного творческого воспитания [Текст] = Psycho-cybernetic analysis pedagogy of a collective creative education / И. Я. Каплунович, С. М. Каплунович // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2014. - № 1 (191). - С. 147-156 : диагр. - Библиогр.: с. 155-156 (10 назв.). - Доклад, представленный на педагогическом форуме "Гуманистические идеи И. П. Иванова в современном образовании", прошедшем в Санкт-Петербурге, 2-8 ноября 2013 года. . - ISSN 1994-2354
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
педагогические форумы -- ученые -- академики -- педагоги -- воспитательное воздействие -- активность -- коллективное творческое дело -- законы кибернетики -- культурно-исторический подход -- деятельностный подход -- творчество
Аннотация: Предпринята попытка описать психологические механизмы и генезис заметной активности воспитанников, а также объяснить источники высокой продуктивности воспитательных воздействий, достигаемых при реализации педагогической концепции И. П. Иванова.The article attempts to describe the psychologycal mechanisms and the genesis of significant activity of pupils, as well as explain the sources of the high productivity of educational influences, achieved in the implementation of the pedagogical concept I. P. Ivanova.


Доп.точки доступа:
Каплунович, Светлана Михайловна; Иванов, И. П. (ученый)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Щедрина, Ирина Олеговна.
    Герменевтика как основная методологическая стратегия культурно-исторической эпистемологии: Поль Рикер и Арон Гуревич [Текст] / И. О. Щедрина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - № 1 (27). - С. 155-160. - Библиогр.: с. 159-160 (5 назв.). - Библиогр. парал. на англ. яз. . - ISSN 1997-2857
УДК
ББК 87 + 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
герменевтика -- культурно-исторический подход -- эпистемология интерпретации -- онтология понимания -- гуманитарные исследования -- онтология культуры -- философы -- историки
Аннотация: В статье предпринята попытка показать особенности герменевтики как методологической стратегии в рамках конкретного исторического опыта двух ученых - философа Поля Рикера и историка Арона Гуревича. Оба шли в исследованиях разными путями: Рикер трактовал интерпретацию как обобщенную стратегию истолкования текста, Гуревич - как стратегию исследования индивидуальных исторических феноменов и личностей. Их взаимодополняющее соотнесение образует проблему культурно-исторической эпистемологии гуманитарного познания.


Доп.точки доступа:
Рикер, П. (философ ; 1913-2005); Гуревич, А. Я. (историк ; 1924-2006)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сабанчеев, Рустам Юнусович.
    Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальбвакса [Текст] / Р. Ю. Сабанчеев // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - № 2 (28). - С. 127-132. - Библиогр.: с. 132 (7 назв.) . - ISSN 1997-2857
УДК
ББК 87 + 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
история философии -- философы -- культурно-исторический подход -- рамки памяти -- функции памяти -- коллективная память -- историческая память
Аннотация: В статье рассматривается концепция социальных рамок памяти Мориса Хальбвакса, оказавшая значительное влияние на французскую и общеевропейскую историческую мысль. Автор предпринимает попытку очертить методологический потенциал данной концепции для исторического исследования.


Доп.точки доступа:
Хальбвакс, М. (французский философ; социолог ; 1877-1945)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сивишкина, Маргарита Евгеньевна (аспирант; преподаватель).
    Техники культурной провокации в исследовании стереотипов любви и семьи в сознании современных студентов [Текст] / М. Е. Сивишкина // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 177-192 : рис., табл. - Библиогр.: с. 190 (14 назв.) . - ISSN 1726-7080
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
диагностические техники -- интимно-личные отношения -- исследования -- исторический подход -- культурная провокация -- культурно-исторический подход -- личные отношения -- методики исследований -- образ любви -- образ семьи -- психологические исследования -- стереотипы студентов -- стимульные материалы -- студенты -- техники культурной провокации
Аннотация: Представлен ряд диагностических техник, объединенных общим названием культурной провокации. Техники предназначены для выявления субъективных ориентиров построения интимно-личных отношений, в первую очередь - образа любви и образа семьи в представлениях студенческой молодежи. Приведено описание методик и краткое описание полученных результатов исследования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Попова, Варвара Сергеевна.
    Психологизм как логико-методологическая проблема: исторические корни в русской философии начала XX века и современное значение [Текст] / В. С. Попова // Психология и психотехника. - 2015. - № 6 (81). - С. 570-578. - Библиогр.: с. 577-578 (30 назв.) . - ISSN 2070-8955
ГРНТИ
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
культурно-исторический подход -- логика -- логико-методологические тенденции -- метапсихологизм -- психологизм -- психология -- эпистемологический стиль
Аннотация: Определяется содержание проблемы психологизма в интерпретации логики. Обращение к проблеме психологизма внутри различных философских систем показательно с точки зрения развития методологии гуманитарной эпистемологии, становления самосознания гуманитарных дисциплин.


Доп.точки доступа:
Владиславлев, М. И. (философ ; 1840-1890); Введенский, А. И. (философ, психолог, педагог ; 1856-1925); Лосский, Н. О. (русский мыслитель; философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дьяков, Дмитрий Григорьевич (кандидат психологических наук; заведующий кафедрой).
    Исследование самоидентификации у лиц, страдающих шизофренией: количественный и качественный анализ [Текст] / Т. Г. Дьяков, Н. П. Радчикова, Е. С. Малаховская // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 57. - С. 102-123 : табл. - Библиогр.: с. 119-120 (32 назв.) . - ISSN 1726-7080
УДК
ББК 88.48 + 56.14
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

   Здравоохранение. Медицинские науки

   Психиатрия

Кл.слова (ненормированные):
заболевания -- психические заболевания -- шизофрения -- больные шизофренией -- самоидентификация больных -- исследование самоидентификации -- самоидентификационные конструкты -- функциональная структура самоидентификации -- количественный анализ -- качественный анализ -- исследования -- психологические исследования -- культурно-исторический подход -- исторический подход -- ученые-психологи -- психологи -- советские ученые
Аннотация: Целью исследования, представленного в статье, является определение качественных и количественных особенностей функциональной структуры самоидентификации у больных, страдающих шизофренией.


Доп.точки доступа:
Радчикова, Наталия Павловна (кандидат психологических наук; доцент); Малаховская, Евгения Сергеевна (ассистент); Выготский, Л. С. (советский психолог; основатель культурно-исторической школы в психологии ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Попова, Варвара Сергеевна (кандидат философских наук).
    Эпистемологический стиль: в поисках преемственности философской культуры (размышление над книгой) [Текст] / В. С. Попова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2015. - № 2 (32). - С. 152-156. - Библиогр.: с. 155-156 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1997-2857
УДК
ББК 87.3(2)
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР

Кл.слова (ненормированные):
эпистемологический стиль -- научное мышление -- культурно-исторический подход -- философская традиция -- интеллектуальная культура -- русская философия
Аннотация: Рассматривается проблема единства русской философской традиции. Рассуждения автора опираются на культурно-исторический подход, исходя из которого исследуется эпистемологический стиль философии России XIX-XX вв. Автор статьи приходит к выводу о том, что эксплицированные в коллективной монографии "Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX-XX веков: от личности к традиции" проблемы и их решения актуальны в сегодняшних спорах о специфике социально-гуманитарного познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Антипова, И. Г.
    Культурно-исторический подход в психологии обучения лиц с умственной отсталостью [Текст] / И. Г. Антипова // Психология обучения. - 2016. - № 10. - С. 27-35. - Библиогр.: с. 34 (6 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
умственная отсталость -- психология обучения -- культурно-исторический подход -- партисипация -- методологические возможности -- методологические изменения
Аннотация: Ограничение и продуктивные возможности осмысления культурно-исторического подхода в связи с изучением проблем психологии умственной отсталости. Возможность обсуждения вопросов партисипации в обучении и построении программ в психологии умственной отсталости.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Клепиков, В. Н. (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник).
    Гуманитарная суть математического образования [Текст] / В. Н. Клепиков // Педагогика. - 2016. - № 8. - С. 45-52. - Библиогр.: с. 52 (4 назв.) . - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
математика (образование) -- математическое образование -- культурно-исторический подход -- преподавание математики -- школьная математика -- математика в школе -- гуманитарный потенциал математики -- уроки математики -- математические понятия -- освоение математических понятий
Аннотация: Гуманитарная суть математического образования в школе заключается в направленности на культурно-историческое раскрытие содержания материала в соответствии с новейшими философско-культурологическими исследованиями и современными информационными технологиями, когда предметные, личностные и метапредметные результаты интегрируются на основе сущностных значений, личностных смыслов и общечеловеческих ценностей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Семенов, И. Н.
    Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете [Текст] / И. Н. Семенов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - № 2. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 21-24 (39 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.1 + 88.3
Рубрики: Психология
   История психологии

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- возрастная психология -- интериоризация -- культурно-исторический подход -- научное творчество -- общая педагогическая психология -- педагогическая психология -- преподавание психологии -- психолого-педагогические исследования -- творческое мышление -- ученые психологи -- формирование творческого мышления
Аннотация: В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П. Я. Гальперина - одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в области педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также в сфере преподавания в МГУ общей психологии студентам-философам, а также ее истории и педагогической психологии - студентам-психологам.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); МГУ им. М. В. ЛомоносоваМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кравцов, Олег Геннадиевич (кандидат психологических наук; доцент).
    Психологические проблемы адаптации к профессиональной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [Текст] / О. Г. Кравцов // Социальная педагогика в России. - 2017. - № 5. - С. 45-52. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2071-3770
УДК
ББК 74.5 + 88.36
Рубрики: Образование. Педагогика
   Профессиональное образование

   Психология

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
профессиональная адаптация -- психологические проблемы -- дезадаптация -- курсанты вузов МВД -- полиция -- культурно-исторический подход -- игровая деятельность
Аннотация: Проанализированы психологические аспекты адаптации к профессиональной деятельности на примере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Глозман, Ж. М.
    [V международный конгресс памяти А. Р. Лурия] [Text] / Ж. М. Глозман, С. Ю. Киселев // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 155-156 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
экзистенциальная реабилитация -- конгрессы -- нейропсихология -- культурно-исторический подход -- психолингвистика
Аннотация: Краткий обзор работы V международного конгресса памяти выдающегося российского ученого А. Р. Лурия (1902-1977). Состоялся 13-16 октября 2017 г. в г. Екатеринбурге.


Доп.точки доступа:
Киселев, С. Ю.; Лурия, А. Р. (доктор психологических наук; доктор медицинских наук; профессор; академик ; 1902-1977); Международный конгресс памяти А. Р. Лурия
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Марцинковская, Т. Д.
    [Международная конференция "Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку"] [Текст] / Т. Д. Марцинковская, В. Р. Орестова // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 162-163 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
культурно-исторический подход -- культурно-историческая психология -- теория деятельности -- международные конференции -- психологическая наука
Аннотация: Краткий обзор работы международной конференции "Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку". Состоялась 14-16 ноября 2017 г. в г. Москве. Основной темой конференции стал анализ современных тенденций психологической науки.


Доп.точки доступа:
Орестова, В. Р.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку, международная конференция
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кравцов, Олег Геннадиевич (кандидат психологических наук; доцент).
    Психологические проблемы соблюдения школьниками учебной дисциплины в процессе социализации [Текст] / О. Г. Кравцов // Социальная педагогика в России. - 2017. - № 6. - С. 26-33. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2071-3770
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания

Кл.слова (ненормированные):
социализация школьников -- психологические проблемы -- культурно-исторический подход -- девиантное поведение -- делинквентное поведение -- подростки -- школьная дисциплина -- прогулы занятий -- эмпирические исследования
Аннотация: Приведены результаты исследования учащихся, систематически нарушающих школьную дисциплину. На основании полученных данных, сделаны выводы о психологических особенностях систематических прогульщиков, которые оказываются очень близки к девиантным и делинквентным сверстникам, и о значении школьной дисциплины для их социализации.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Боженкова, Ксения Алексеевна (аспирант).
    Трансспективный анализ феномена геронтологического насилия [Текст] = Transspective analysis of the gerontological violence phenomenon / К. А. Боженкова, Т. Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 67. - С. 135-148. - Библиогр.: с. 145-146 (27 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1726-7080
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая психология -- геронтологическое насилие -- исторический подход -- культурно-исторический подход -- насилие -- научное обоснование -- пожилые люди -- теоретический анализ -- трансспективный анализ
Аннотация: Представлены теоретический анализ и научное обоснование изучения возможности геронтологического насилия с позиции системной антропологической психологии как варианта развития культурно-исторического подхода. К анализу проблемы насилия в психологии был применен трансспективный анализ, позволивший выявить тенденции в развитии проблематики геронтологического насилия в процессе движения психологического познания.


Доп.точки доступа:
Бохан, Татьяна Геннадьевна (доктор психологических наук; доцент; заведующая кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Перевощикова, Галина Степановна (заместитель директора по воспитательной работе).
    Психологическое содержание профессионального образования студентов-психологов: культурно-исторический подход [Текст] / Г. С. Перевощикова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - № 2. - С. 52-61. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
профессиональное образование -- психологическое содержание -- культурно-исторический подход -- неклассическая психология -- развивающее образование
Аннотация: Отражаются стратегические направления психологического содержания профессионального образования студентов-психологов на основе развития идей неклассической психологии. Раскрываются актуальные аспекты развивающего образования, заложенные в научной школе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского.


Доп.точки доступа:
Выготский, Лев Семенович (советский психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Развитие психологических идей Л. С. Выготского в трудах классиков и современников [Текст] / Н. А. Киселева [и др.] // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 7. - С. 19-25. - Библиогр.: с. 24 (8 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2413-8215
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология--Россия, 20 в.; 21 в. нач.
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая концепция -- психологические концепции -- психика -- развитие психики -- нейропсихология -- методология -- сознание -- культурно-исторический подход -- интериоризация -- психологические школы -- психология -- кризис психологии -- ученые-психологи -- международные конференции
Аннотация: Основные положения концепции развития психики Л. С. Выготского. Вклад классиков отечественной психологии в развитие культурно-исторического подхода. Взгляды современных психологов на методологические проблемы кризиса психологии.


Доп.точки доступа:
Киселева, Надежда Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент); Васильева, Варвара Александровна (магистрант); Герасимова, Юлия Сергеевна (магистрант); Светлова, Наталья Евгеньевна (магистрант); Юсупова, Замира (магистрант); Выготский, Л. С. (психолог); Лурия, А. Р. (психолог); Леонтьев, А. Н. (психолог); "Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития", международная конференция; Международная конференция "Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы развития"
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шварц, Анна Юрьевна (кандидат психологических наук; постдокторант; старший научный сотрудник).
    Взаимодействует ли реальная форма с идеальной? Исследование овладения счетом на числовой прямой с помощью записи движений глаз [Текст] / А. Ю. Шварц // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т. 16, № 1 (январь-март). - С. 145-163 : табл., рис. - Библиогр.: с. 161-162 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
движения глаз -- дошкольники -- запись движений глаз -- идеальная форма восприятия -- исследования -- культурно-исторический подход -- математические понятия -- математическое образование -- обучение -- обучение счету -- овладение счетом на числовых прямых -- окулография -- определение числа на числовых прямых -- реальная форма восприятия -- совместная деятельность -- числовые прямые
Аннотация: Рассматривается проблема овладения математическим знанием на примере обучения дошкольников счету на числовой прямой. С помощью записи движений глаз раскрывается многообразие стратегий определения числа на числовой прямой.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    "Клиповое мышление" у старшеклассников и студентов: опыт исследования [Текст] / С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина [и др.] // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 4. - С. 126-143. - Библиогр.: с. 139-140 (27 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
клиповое мышление -- студенты -- подростки -- системное мышление -- культурно-исторический подход -- стилевая парадигма -- когнитивные процессы -- клиповость-целостность мышления -- мышление студентов -- мышление старшеклассников -- старшеклассники -- особенности мышления
Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена "клипового мышления" у старшеклассников и студентов. Авторами заявлены методологические основания проведенного исследования (культурно-исторический подход и "стилевая парадигма" изучения когнитивных процессов), выделены наиболее значимые концептуальные идеи и экспериментальные данные в изучении "клипового мышления".


Доп.точки доступа:
Поляков, С. Д.; Белозерова, Л. А.; Вершинина, В. В.; Данилов, С. В.; Кривцова, Н. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)