Соколова, Елена Евгеньевна (кандидат психологических наук, доцент).
    К проблеме "метапонимания" психической реальности с позиций культурно-деятельностной психологии [Текст] / Е. Е. Соколова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7, N 4 (октябрь-декабрь). - С. 85-96. . - Библиогр.: с. 95-96
УДК
ББК 88.3 + 88.36
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологические дискуссии -- психика -- культурно-деятельностная психология -- диалектическая логика -- психологические школы -- научные направления психологии -- функциональные органы -- саморазвитие личности
Аннотация: С позиций культурно-деятельностной психологии рассматриваются логические основания "метапонимания" психической реальности. Показано, что намеченная Л. С. Выготским программа построения новой "общей психологии" предполагает использование диалектической логики (в отличие от современных проектов "интегративной психологии", строящихся в логике "и - и"). Школа А. Н. Леонтьева пришла к выводу о возможности рассмотрения деятельности как субстанции психики, а психики, соответственно, как "функционального органа" деятельности.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (педагог, психолог ; 1854-1932); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Асмолов, Александр Григорьевич (заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор; академик РАО).
    По ту сторону гомеостаза: историко-революционный подход к развитию сложных систем [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 14-15 (63 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
культурно-деятельностная психология -- историко-эволюционный подход -- эволюция -- адаптация -- преадаптация -- гомеостаз -- аутопоэзис -- естественный отбор -- изменчивость -- разнообразие -- индивидуальные различия
Аннотация: С позиций историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем раскрываются риски редукции эволюционного процесса к адаптации, обеспечиваемой гомеостазом, а также сведения факторов эволюции к движущему и стабилизирующему отбору. Обосновывается эволюционная ценность «потенциальной психики» как преадаптации к будущему в процессе восхождения жизни к сложности и разнообразию. Предложенные представления позволяют подойти к объяснению того, как рутина и новизна в ходе эволюции дополняют друг друга, а также как гомеостаз и аутопоэзис способствуют сохранению вариативности разных форм жизни - биологических видов, цивилизаций, культур и личностей. Факт сосуществования разных форм естественного отбора по разным приспособительным критериям - движущего, стабилизирующего и балансирующего - позволяет пролить свет на классические проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии, а также понять эволюционный смысл индивидуальных различий.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (старший научный сотрудник; кандидат психологических наук); Черноризов, Александр Михайлович (заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чеснокова, М. Г.
    Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода [Текст] / М. Г. Чеснокова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 2. - С. 23-36. - Библиогр.: с. 35-36 (26 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
биологическое понимание здоровья -- высшие психические функции -- деятельность -- здоровье человека -- культурно-деятельностная психология -- мотивация укрепления здоровья -- профессиональное здоровье -- психологическое понимание здоровья -- психология здоровья -- телесность -- укрепление здоровья
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования важнейших категорий и принципов культурно-деятельностного подхода в области психологии здоровья. Соотносится биологическое и психологическое понимание здоровья. Дается современное научное определение здоровья человека. Рассматриваются основные методологические подходы к исследованию здоровья личности.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Богданчиков, Сергей Александрович (кандидат психологических наук; доцент).
    Неизвестная публикация А. Р. Лурии о Л. С. Выготском: подробности и комментарии [Текст] / С. А. Богданчиков // Вопросы психологии. - 2018. - № 3. - С. 124-137. - Библиогр.: с. 133-135 (47 назв.). - References in Russian: с. 135-137 (42 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 1935 г.

Кл.слова (ненормированные):
некрологи -- советские психологи -- неизвестные публикации -- культурно-историческая психология -- советская психология -- высшие психологические функции -- сознание -- культурно-деятельностная психология
Аннотация: Предметом исследования является неизвестная ранее публикация А. Р. Лурии - некролог на Л. С. Выготского, опубликованный в журнале "Советская невропатология, психиатрия и психогигиена" в 1935 г. Текст некролога содержит ценную информацию об идейно-теоретическом наследии ученого.


Доп.точки доступа:
Лурия, А. Р. (психолог); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Первичко, Елена Ивановна (кандидат психологических наук; доцент).
    Артериальная гипертензия и психологический синдромогенез: взгляд с позиций культурно-деятельностной психологии [Текст] / Е. И. Первичко // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 152-166. - Библиогр.: с. 163-166 (69 назв.). - References in Russian.: с. 166 (24 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
артериальная гипертензия -- психологический синдромогенез -- культурно-деятельностная психология -- культурно-деятельностная парадигма -- синдромный подход Выготского-Лурии -- Выготского-Лурии синдромный подход -- регуляция эмоций -- концепция развития психики -- защитные механизмы -- подавление экспрессии эмоций
Аннотация: Представлен теоретический анализ базовых положений психосоматических концепций, акцентирующих вклад регуляции эмоций в психосоматический синдромогенез при артериальной гипертензии. Проанализированы концепции этиология и патогенеза артериальной гипертензии: психоаналитическая парадигма, теории личностных черт.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кубарев, Вячеслав Сергеевич (кандидат психологических наук; доцент).
    К базисным программам построения культурно-деятельностной психологии: деятельностная методология и методология сознания [Текст] / В. С. Кубарев // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 15-27. - Библиогр.: с. 27 (18 назв.). - References: p. 27 (18 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельностная методология -- культурно-деятельностная психология -- культурно-деятельностный подход -- метод продуктивной амплификации сознания -- методология сознания -- принцип опосредованности -- принцип развития
Аннотация: Проводится методологический анализ двух линий культурно-деятельностного подхода: деятельностной методологии, представленной работами А. Н. Леонтьева, и методологии сознания Л. С. Выготского. Анализируются как общие основания этих методологий, так и их различия. Отталкиваясь от критики классической психологии сознания, обе линии опирались на два ключевых методологических положения. Первое: явление не равно своему бытию, поэтому психология как наука должна изучать бытие, скрытое за явлением; скрытое означало, что бытие недоступно для непосредственного интроспективного описания, но требует особых экспериментальных и аналитических процедур его реконструкции. Второе: исследование должно было обращаться за пределы замкнутого на себе сознания, к системе жизненных отношений, и там искать его объективные и первичные формы существования. Отталкиваясь от этих принципов, деятельностная методология делала акцент на проблеме предмета психологии и на обосновании его объективной природы, что позволяло применять к его исследованию методы классической науки, основанные на позиции внешнего наблюдателя. В методологии сознания акцент был сделан на разработке метода исследования сознания, который отвечал бы требованиям не только научности, но и практической применимости. Деятельностная методология, ставя во главу угла категорию деятельности, разворачивалась в онтологической системе "человек - жизненный мир", а методология сознания, опираясь на категорию сознания, - в диалогической системе "человек для себя - Другой". В результате были получены две различные, но дополняющие друг друга программы построения психологии, одна из которых тяготеет к реализации естественнонаучной модели исследования, а вторая - гуманитарной. В статье показано содержательное различие между этими программами по основным методологическим категориям: онтологическая система, идеальный объект, предмет, метод, принципы опосредствованности и развития.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ждан, А. Н.
    Дело, Мысль и Слово Алексея Николаевича Леонтьева [Текст] / А. Н. Ждан, Е. Е. Соколова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 2. - С. 23-45. - Библиогр.: с. 42-44 (24 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологи -- научные биографии -- психологические теории -- теория деятельности -- психологические школы -- Харьковская психологическая школа -- культурно-деятельностная психология -- смыслы -- значение и смысл -- значение личности -- сознание -- деятельность
Аннотация: В статье представлены важнейшие события творческой биографии Алексея Николаевича Леонтьева, проанализированы некоторые моменты созданной им психологической теории деятельности. Актуальность обращения к наследию А. Н. Леонтьева и его школы определяется реализованной в нем методологии психологических исследований, альтернативной господствующим в современной мировой науке подходам к изучению сознания.


Доп.точки доступа:
Соколова, Е. Е.; Леонтьев, А. Н. (психолог; философ; педагог ; 1903-1979); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; Факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; МГУ им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)