Чиркин, В. Е.
    Социально-экономический вектор конституционного развития: сравнительное измерение [Текст] / В. Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 1. - С. 8-16. - Библиогр.: с. 15 (5 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.400 + 67.9
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом--Европа--Китай--Россия; США; Япония

   Международное право в целом

Кл.слова (ненормированные):
зарубежные конституции -- конституции государств -- конституционное право -- конституционное развитие -- конституционные нормы -- конституционные положения -- конституция социально-демократического капитализма -- общественный строй -- основы общественного строя -- российская и зарубежные конституции -- социальная справедливость -- социально-экономический вектор
Аннотация: До 1950-х гг. конституции стран Западной Европы следовали конституционной модели, заложенной в первой конституции государств мира - Конституции США 1787 г. Она регулировала организацию государства (форму государственно-территориального устройства, форму правления, систему высших органов государства) и в первых десяти поправках закрепляла некоторые личные и политические права человека (без социально-экономических прав, было упоминание лишь о праве собственности). Такова же была схема конституций в Европе, Азии, Латинской Америке, принятых до второй мировой войны (Бразилия, Германия, Иран, Китай, Япония и др. ), а также многих конституций развивающихся стран после нее. Под лозунгом политической модернизации молодые государства в основном следовали моделям их прежних метрополий (были исключения, особенно в странах, заявлявших о социалистической ориентации). Решающий перелом в направлении конституционного развития произошел после принятия Конституции РСФСР 1918 г. Вектор развития был обращен к социально-экономическим нормам и жизнеобеспечению человека. Впервые главы с названием "Основы общественного строя" были включены в конституции СССР 1936 и 1977 гг. Они оказали влияние на другие государства. После Второй мировой войны в зарубежных капиталистических конституциях появились главы, относящиеся к общественному строю (Конституция Италии 1947 г., Конституция Индии 1949 г., Конституция Испании 1958 г., Конституция Португалии 1976 г., Конституция Чили 1980 г., Конституция Бразилии 1988 г. и др. ). Конституция Российской Федерации 1993 г. не имеет главы об основах общественного строя, но в гл. 1 закреплены многие (не все) принципиальные положения этого рода. Такие положения есть теперь и в некоторых зарубежных конституциях. Автор сопоставляет положения конституций России и зарубежных стран и отмечает, каких положений недостает в данных Основных законах. Применительно к Конституции Российской Федерации названы положения о социально ориентированной рыночной, государственно регулируемой экономике, социальной справедливости, социальном партнерстве, социальной функции частной собственности, прожиточном минимуме и др. Предлагаются социально-экономические положения конституции нового типа - социально-демократического капитализма.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сергун, П. П.
    Государственная власть и государственное управление [Текст] / П. П. Сергун // Правовая культура. - 2017. - № 4. - С. 90-94. - Библиогр.: с. 94 (5 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1992-5867
УДК
ББК 67.400.6
Рубрики: Право
   Органы государственной власти

Кл.слова (ненормированные):
государственная власть -- государственное управление -- конституции государств -- система государственной власти -- структуры государственной власти -- управленческие структуры
Аннотация: Рассматриваются вопросы государственной власти и государственного управления, которые всегда входили в сферу изучения различных наук. С изменением общественных отношений, облика государств, формированием новых управленческих структур, глобальными мировыми изменениями под воздействием научно-технического прогресса соответственно формируется и современное законодательство. С принятием Конституции РФ 1993 г. перед наукой административного права встал вопрос о таких категориях, как "государственная власть" и "государственное управление", причем последнее понятие вызывает особенный интерес. Рассматриваются некоторые научные взгляды о месте государственного управления в системе государственной власти. Приводится авторская позиция.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дементьева, О. А.
    Государственные гарантии сбалансированности местных бюджетов (зарубежный опыт) [Текст] / О. А. Дементьева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 2. - С. 28-34. - Библиогр.: с. 34 (7 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
бюджетная самостоятельность местного самоуправления -- государственные гарантии -- институты местного самоуправления -- конституции государств -- конституционные положения -- местное самоуправление -- принципы финансовой автономии -- сбалансированность местных бюджетов -- финансовая автономия местного самоуправления -- финансовая самостоятельность местного самоуправления
Аннотация: Представлены результаты анализа положений конституций некоторых европейских государств, содержащих конкретные принципы и нормативные положения о государственных гарантиях осуществления местной власти, Европейской хартии местного самоуправления и документов Совета Европы, документов Содружества Независимых Государств о бюджетных основах местного самоуправления, государственных гарантиях сбалансированности местных бюджетов, необходимости обеспечения соответствия их доходов законодательно закрепленным за местным самоуправлением полномочиям. Выявлены требования к законодательству (необходимость закрепления принципов организации местного самоуправления, правила формирования местных бюджетов, закрепления налоговых доходов и др. ). Акцентируется внимание на установлении в Конституции ФРГ правила закрепления за местными бюджетами (бюджетами общин) налоговых поступлений, перечня налоговых поступлений общин, в который входят не только местные налоги, но и поступления от подоходного налога, налога с оборота и др. Проведен анализ динамики российского федерального законодательства, показывающий, что в него не имплементированы положения Европейской хартии местного самоуправления о государственных гарантиях бюджетных основ местного самоуправления. Автором предложены пути преодоления сложившейся ситуации, в частности, исходя из опыта и целей реализации Хартии, пересмотреть необходимость исполнения Российской Федерацией ряда ее пунктов, что допустимо положениями Хартии. Второй вариант устранения фактических противоречий: разработка и принятие конкретной программы на уровне Правительства Российской Федерации по устранению несоответствия положениям Хартии нормативного правового регулирования и практики реализации принципов финансовой автономии местного самоуправления. Программа должна быть направлена на реализацию в законодательстве основополагающего принципа обеспечения сбалансированности местных бюджетов, заключающегося в том, что материально-финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны их законодательно закрепленным полномочиям.


Доп.точки доступа:
Содружество Независимых Государств
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чиркин, Вениамин Евгеньевич (доктор юридических наук).
    Социально-экономические положения конституции: новое регулирование и изучение в курсе конституционного права [Текст] / В. Е. Чиркин // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 10. - С. 170-176. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1994-1471
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом--Россия

Кл.слова (ненормированные):
конституционное право -- социально-экономические принципы -- конституции государств -- общественный строй -- государственный строй -- права человека и гражданина
Аннотация: Статья посвящена регулированию и исследованию социально-экономических положений Конституции России. Автор указывает на отсутствие в ней главы об основах общественного строя. Анализируются подходы к юридическому определению понятия конституции. Автор указывает на новый вектор конституционного развития.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хабриева, Т. Я.
    Российская Конституция в зеркале сравнительного правоведения [Текст] : обращение к читателям главного редактора журнала / Т. Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 6. - С. 5-6. - Библиогр.: с. 6 (15 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67 + 67.400
Рубрики: Право
   Право. Юридические науки в целом

   Конституционное (государственное) право в целом--Россия

Кл.слова (ненормированные):
анализ Конституции РФ -- конституции государств -- конституционное право -- основы правового государства -- редакторские заметки -- сравнительное правоведение
Аннотация: 25-летний юбилей Конституции Российской Федерации - без преувеличения знаменательное событие как в отечественном, так и в международном правоведении. Ему посвящены монографии, отдельные выпуски журналов, выступления в печати правоведов, политологов, историков. В свою очередь, Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, учитывая его специализацию, решил посвятить сравнительно-правовому аспекту анализа Конституции специальную рубрику.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Стальнова, Анастасия Сергеевна (преподаватель).
    Состояние международно-правового и конституционного регулирования правовой категории "достоинство человека" [Текст] / А. С. Стальнова // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 2. - С. 35-39. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2072-3164
УДК
ББК 67.400.3
Рубрики: Право
   Правовой статус человека и гражданина

Кл.слова (ненормированные):
достоинство человека -- конституции государств -- международные правовые акты -- органы конституционного контроля -- охрана достоинства -- фундаментальные ценности
Аннотация: Дано исследование теоретических и практических аспектов регулирования правовой категории "достоинство человека" на международно-правовом и конституционном уровнях. Международные правовые акты и конституции зарубежных стран анализируются с целью развить сложившиеся теоретические подходы и расширить представления о современном понимании правовой категории достоинство человека. В результате сделан вывод об отсутствии единообразного подхода в практике закрепления категории "достоинство человека".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Рогов, И. И.
    Конституционные реформы в Казахстане и России: сравнительный анализ [Текст] / И. И. Рогов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - № 1. - С. 24-29. - Библиогр.: с. 29 (2 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право--Казахстан--Россия, 1998 г.; 2007 г.; 2017 г.; 2020 г.
   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
государственно-правовое развитие -- конституции государств -- конституционализм -- конституционные реформы -- конституционные ценности
Аннотация: В историческом контексте рассмотрены сущность и значение конституционных реформ, проведенных в Казахстане в 1998, 2007 и 2017 гг. и в России в 2020 г. Проведен сравнительный анализ поправок, внесенных в конституции стран. Автор приходит к выводу, что схожесть государственно-правового развития Казахстана и России заключается в том, что конституции этих стран отражают как общечеловеческие, так и национальные идеалы, соответствуют запросам социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной и других сфер жизнедеятельности общества и государства, в связи с чем главной задачей всех государственных и общественных структур и граждан является строгое следование духу и букве Основного закона, наполнение конституционных ценностей реальным содержанием.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лу Сэньтун
    Роль Конституции КНР в формировании и сохранении конституционной идентичности государства [Текст] / Лу Сэньтун // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - № 2. - С. 130-142. - Библиогр.: с. 142 (38 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право--Китай--Россия
   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
законодательный надзор -- конституции государств -- конституционная идентичность государства -- конституционное развитие -- конституционные преобразования -- конституционный контроль -- права человека -- правовое регулирование
Аннотация: Исследование вопросов, связанных с ролью Конституции КНР в процессе формирования и сохранения конституционной идентичности государства. Несмотря на то, что идея конституционной идентичности не является абсолютно новым концептом для научного дискурса, в последние годы отмечается стремительный рост интереса к данному феномену, что связано с развитием и динамикой конституционных ценностей под воздействием процессов глобализации и воздействия международных регуляторов на национальные конституционные правопорядки. Автор проводит хронологический и концептуальный анализ подходов российских и зарубежных исследователей в данной сфере, уделяя внимание опыту конституционных преобразований в Российской Федерации в связи с внесением поправок в Конституцию России в 2020 г. Конституционный дизайн современного Китайского государства отличается от большинства моделей конституционного устройства, принятых в современном мире. Китайская конституционная модель строится на системе народного представительства, центральное место в котором занимает Всекитайское собрание народных представителей. В правотворческой практике КНР автор выделяет основные категории конституционных отношений, направленных на регулирование правовых отношений по реализации гражданской свободы (отношений человека с государством), а также правовых отношений по устройству государства и организации государственной власти. Вывод: учитывая, что в китайской правовой системе отсутствует специальный орган, призванный осуществлять функции конституционного контроля, в целях обеспечения дальнейшего движения в сторону утверждения системы конституционного контроля в КНР в качестве наиболее реалистичного способа модернизации данной системы возможно создание конституционной комиссии, которая будет избираться Всекитайским собранием народных представителей и выступать в качестве его рабочего органа или постоянного комитета.


Доп.точки доступа:
Всекитайское собрание народных представителей
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Каширкина, А. А.
    Обзор 125-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) (11-12 декабря 2020 г.) [Текст] / А. А. Каширкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - № 2. - С. 157-166. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.9
Рубрики: Право
   Международное право в целом

Кл.слова (ненормированные):
законодательные реформы государств -- конституции государств -- конституционные изменения -- национальное законодательство -- пленарные сессии Венецианской комиссии -- политические партии -- цифровизация
Аннотация: В рамках 125-й сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), прошедшей 11-12 декабря 2020 г. в онлайн-формате, членами и экспертами Комиссии были обсуждены и приняты заключения по законодательству Болгарии, Кыргызстана, Молдовы, Косова, Украины, Албании, а также рассмотрены процедурные вопросы, связанные с функционированием Венецианской комиссии в 2021 г. Тематика рассматриваемых запросов, по которым были подготовлены заключения Венецианской комиссии, была связана, главным образом, с проведением конституционных и иных законодательных реформ в государствах, включая организацию выборов. Таким образом, Венецианская комиссия в ходе рассматриваемой сессии, помимо заключений в отношении конкретных государств, приняла ряд следующих важных комплексных документов: Пересмотренные совместные руководящие принципы регулирования политических партий; Принципы использования цифровых технологий в избирательных процессах в соответствии с основными правами человека; Пересмотренный доклад об индивидуальном доступе к конституционному правосудию; Компиляцию заключений и докладов Венецианской комиссии о стабильности избирательного законодательства. Главным трендом принятых документов стала критическая оценка конституционных реформ в государствах и связанных с ними процессов. При этом членами Венецианской комиссии обращалось особое внимание на соблюдение и защиту прав человека и его основных свобод как в условиях "обновляющейся демократии", так и с учетом современных вызовов, включая пандемию и массовую цифровизацию. Экспертами Венецианской комиссии было справедливо отмечено, что государства рассматривают свои конституционные модели, включая непосредственно конституции, как главные ориентиры для совершенствования законодательства и всей правовой системы государства. В то же время необходимо соотносить все происходящие в государстве конституционные изменения с общемировыми гуманистическими ценностями, включая общепризнанные принципы международного права, международные договоры о правах человека, акцентируя особое внимание на соблюдении положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод для государств, участвующих в данной Конвенции.


Доп.точки доступа:
Венецианская комиссия; Европейская комиссия за демократию через право; Пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии); Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Боголюбов, С. А.
    Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран [Текст] / С. А. Боголюбов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - № 3. - С. 70-83. - Библиогр.: с. 83 (61 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1991-3222
УДК
ББК 67.407 + 67.400
Рубрики: Право
   Природоресурсное и природоохранительное (экологическое) право в целом

   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
зарубежные страны -- конституции государств -- конституционное законодательство -- охрана окружающей среды -- природопользование -- собственность граждан на природные объекты -- экологические права
Аннотация: Основы использования земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, которыми предусматриваются права, обязанности граждан в этой области, называемые экологическими. Эффективность их реализации зависит от государственной организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, традиций управления природопользованием. Большинство конституций исходят из ответственности народов перед нынешним и будущими поколениями. Связь окружающей природной среды со здоровьем людей заставляет охранять, восстанавливать ее, оценивать ее показатели с точки зрения благополучия в ней человека. Для реализации конституционного статуса граждан перспективными представляются сочетание экологического и культурного компонентов, охрана природной и культурной среды, сокращение конфликтности экологии и экономики. Экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования служит право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности, значение чего возрастает в условиях рыночных отношений. В конституциях видны стремления придать природопользованию публичный характер, усиленно охранять конституционные права граждан на землю сельскохозяйственного назначения, иные ценные природные угодья. Для обеспечения экологических прав и обязанностей граждан природопользованию придаются социальные функции, в том числе через его планирование, передачу отдельных природных ресурсов в исключительную собственность государства, и это не должно умалять прав частной собственности граждан на природные объекты. Конституционная ответственность общества за реализацию прав и обязанностей граждан в сфере природопользования излагается в зависимости от экономического и политического уровней развития государства. Модернизация прав и обязанностей граждан обусловливает перераспределение государственных функций по ветвям и уровням власти, закрепление возможностей общественных объединений граждан влиять на судьбы природных ресурсов. Важными являются положения конституций федеративных государств о доверии, об обеспечении экологической и продовольственной безопасности. Статус граждан в сфере природопользования подразумевает как использование, так и дополнение демократических и гуманитарных основ государства, его ответственность за реализацию конституционных экологических прав и обязанностей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)