Литовченко, В. В.
    Математическая модель коллекторного тягового электродвигателя [Текст] / В. В. Литовченко, Д. В. Кокорин, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 22-28 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.2
Рубрики: Энергетика
   Электрические двигатели

Кл.слова (ненормированные):
тяговые двигатели -- коллекторные тяговые двигатели -- электромагнитные процессы -- математические модели -- коммутационные токи -- аварийные режимы -- вихревые токи -- магнитные системы -- переходные процессы
Аннотация: Рассмотрена математическая модель коллекторного тягового двигателя, позволяющая исследовать переходные и установившиеся процессы. В модели электрической части двигателя выделены четыре компоненты: цепи якоря, компенсационной обмотки, дополнительных полюсов и обмотки главных полюсов с шунтирующими резисторами ослабления возбуждения. В модели магнитной части учтены нелинейность магнитной характеристики главных и дополнительных полюсов, а также влияние вихревых токов в массивных участках магнитной цепи на изменение магнитного потока. При описании процессов в цепи главных полюсов учтены магнитодвижущие силы обмоток возбуждения, компенсационной обмотки, дополнительных полюсов, реакции якоря и вихревых токов в массивных частях магнитной системы. При этом реакция якоря рассматривается в виде трех составляющих: поперечной и продольной реакции якоря и составляющих добавочных коммутационных токов в связи с изменением характера коммутации (ускоренной или замедленной). Показано, что при исследовании аварийных режимов, связанных с образованием "кругового огня", необходимо использовать полную модель. В случае переходных режимов отличных от "кругового огня" возможно упрощение математической модели, что позволяет существенно сократить время расчета электромагнитных процессов.


Доп.точки доступа:
Кокорин, Д. В.; Назаров, Д. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Совершенствование устройств ограничения тока коллекторных тяговых двигателей электрического подвижного состава постоянного тока [Текст] / А. С. Мазнев [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 10. - С. 41-45 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261-04
Рубрики: Энергетика
   Детали и узлы электрических машин

Кл.слова (ненормированные):
электрические подвижные составы -- тяговые двигатели -- составы постоянного тока -- коллекторные тяговые двигатели -- устройства ограничения тока -- колебания напряжения -- схемные решения -- накопители энергии -- конденсаторы -- резисторы
Аннотация: Для повышения надежности тяговых двигателей при колебаниях напряжения в условиях резкого увеличения тока якорей используются специальные схемные решения, позволяющие ограничить амплитуду броска тока. Наиболее простое техническое решение, предполагающее параллельное подключение конденсатора большой емкости к обмоткам возбуждения накопителя энергии несовершенно, так как не позволяет корректировать ток возбуждения. Предложен альтернативный подход к обеспечению надежности работы тяговых двигателей. Приведены схемные решения, выполнено моделирование, в результате которых выявлены основные характеристики и закономерности рассмотренных решений. Показано, что прямое подключение обмоток возбуждения к сети не исключает бросков тока якорей, а использование резисторов в цепи обмоток возбуждения малоэффективно. Моделирование процессов и расчеты показывают целесообразность включения обратного диода, а при необходимости и реактора, и реализации импульсного регулирования тока возбуждения.


Доп.точки доступа:
Мазнев, А. С.; Никитин, А. Б.; Кокурин, И. М.; Костроминов, А. М.; Макарова, Е. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Имитационная модель следящей системы рекуперативно-резисторного торможения электропоезда постоянного тока [Текст] / А. С. Мазнев [и др.] // Электротехника. - 2018. - № 10. - С. 39-45 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
электропоезда -- электропоезда постоянного тока -- рекуперативно-реостатное торможение -- следящие системы -- импульсное регулирование -- искусственные нейронные сети -- энергетические показатели -- коллекторные тяговые двигатели -- силовые цепи -- тормозные резисторы -- имитационные модели -- автоматическое управление торможением
Аннотация: Рассмотрены возможности улучшения энергетических показателей электропоездов постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями; показаны особенности структуры силовой цепи, реализующей контакторно-реостатный пуск, регулирование скорости в тяговом и тормозном режимах с использованием реостатного и рекуперативного торможения. Предложены направления совершенствования силовой схемы и системы управления, позволяющие повысить энергетическую эффективность рекуперации. Разработана следящая система рекуперативно-реостатного торможения и математическая модель силовой цепи применительно к электропоезду серии ЭД4М, определены параметры тормозных резисторов и способ регулирования их сопротивления в режиме электродинамического торможения. Оценено качество регулирования тока рекуперации предложенной следящей системой, обеспечивающей стабилизацию его значения при изменении напряжения контактной сети. Показана возможность увеличения энергии, отдаваемой источнику питания в режиме рекуперативно-реостатного торможения, на 3-6%. Рекомендовано для повышения быстродействия и точности регулирования использовать искусственную нейронную сеть, позволяющую объединить системы управления импульсным преобразователем и автоматического управления торможением.


Доп.точки доступа:
Мазнев, А. С.; Киселев, И. Г.; Иванов, И. А.; Киселев, А. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Имитационное моделирование алгоритмов защиты от боксования и юза колесных пар электроподвижного состава [Текст] / Ю. П. Бороненко [и др.] // Электротехника. - 2019. - № 1. - С. 49-59 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
электрические подвижные составы -- тяговые двигатели -- коллекторные тяговые двигатели -- системы автоматического управления -- зонно-фазовое регулирование напряжения -- боксование -- юз -- алгоритмы защиты -- имитационное моделирование -- рекуперативное торможение
Аннотация: Современный электроподвижной состав оборудован микропроцессорной системой управления тяговым электроприводом и плавным бесконтактным регулированием напряжения на тяговых электродвигателях, что позволяет реализовывать гибкие алгоритмы защиты от процессов боксования (юза). Несвоевременное обнаружение и локализация процессов боксования (юза) приводит к снижению тяговых (тормозных) усилий, повреждению колесно-моторного блока, повышенному износу колес и рельсов. Разработана имитационная модель электроподвижного состава с коллекторным тяговым электроприводом и плавным зонно-фазовым регулированием напряжения на тяговых электродвигателях, при помощи которой проведено исследование алгоритмов защиты от процессов боксования (юза) в режиме тяги и рекуперативного торможения. Модель содержит блоки системы Matlab и пакета расширения Simulink: блок тягового трансформатора, блоки тяговых двигателей, блок элементов цифровой системы автоматического управления тяговым электроприводом, блоки датчиков токов и напряжений, блоки вывода результатов моделирования. Рассмотрены алгоритмы защиты от процессов боксования (юза), локализация которых происходит за счет снижения токов якорей тяговых двигателей бок-сующей (юзующей) колесной пары. В режиме тяги снижение токов якорей осуществляется путем воздействия на регулятор тока якорей тяговых электродвигателей, в режиме рекуперативного торможения - на регулятор тока возбуждения группы тяговых электродвигателей с юзующей колесной парой. Рассмотренные алгоритмы защиты позволяют эффективно локализовать процессы боксования (юза) с минимальной потерей тяговых (тормозных усилий).


Доп.точки доступа:
Бороненко, Ю. П.; Ромен, Ю. С.; Викулов, И. П.; Изварин, М. Ю.; Андреев, В. Е.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)