Хазова, Светлана Алексеевна (кандидат психологических наук).
    Когнитивный ресурс и совладание с трудностями [Текст] / С. А. Хазова // Журнал практического психолога. - 2010. - N 2. - С. 75-85. - Библиогр.: с. 84 -85 (16 назв. ) . - ISSN 1990-9349
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
ресурсы совладающего поведения -- совладающее поведение -- когнитивные ресурсы -- интеллект -- креативность -- когнитивные стили -- полезависимость -- поленезависимость -- рефлективность -- импульсивность -- когнитивная сложность -- когнитивная простота
Аннотация: Роль когнитивных факторов в совладающем поведении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Недосвитий, Наталья Владимировна (кандидат экономических наук).
    Повышение эффективности развития туристской индустрии на основе инновационных подходов к формированию кластерной структуры в регионе [Текст] / Н. В. Недосвитий // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 4 (20). - С. 105-112. - Библиогр.: с. 112. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1998-8648
УДК
ББК 65.050
Рубрики: Экономика
   Управление экономикой

Кл.слова (ненормированные):
туризм -- туристический рынок -- когнитивистика -- когнитивные кластеры -- когнитивные ресурсы -- когнитивные технологии -- когнитивные компетенции -- делиберативная демократия -- детерминирование деятельности -- региональное управление -- инновационные подходы
Аннотация: Рассматриваются инновационные подходы к организации регионального управления на основе кластерных технологий, указываются сущность, ключевые понятия и принципы функционирования когнитивного кластера.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Воронин, А. Н.
    Когнитивные ресурсы совместной интеллектуальной деятельности [Текст] / А. Н. Воронин, Н. Б. Горюнова // Психология обучения. - 2013. - № 8. - С. 4-19. - Библиогр.: с. 18 (14 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные ресурсы -- интеллектуальная деятельность -- обучаемость -- интеллект -- интеллектуальный уровень -- факторы среды -- личностные свойства
Аннотация: Понятие когнитивного ресурса человека и его значимость в ходе обучения. Когнитивный ресурс совместной интеллектуальной деятельности как совокупность индивидуальных ресурсов участников данного вида деятельности исходя из роли и вклада участников в обучении.


Доп.точки доступа:
Горюнова, Н. Б.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Котова, И. Б.
    Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / И. Б. Котова // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 79-83. - Библиогр.: с. 83 (8 назв. ) . - ISSN 1029-3388
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
жизненный ресурс -- ситуационный подход -- адаптационные возможности -- диспозиционный подход -- когнитивная сфера -- рациональность суждения -- интерпретация -- адекватная оценка -- величина нагрузки -- структурированность опыта -- когнитивные ресурсы
Аннотация: В статье показано освоение идеи личностного и жизненного ресурса в отечественной и зарубежной психологии. Выделены и описаны два направления разработки ресурсной проблематики: ситуационный и личностный. Автор обращает внимание на то, что в работах зарубежных психологов изучены адаптационные ресурсы, которые необходимы организму для выполнения широкого круга реальных жизненных задач. Рассмотрены когнитивные ресурсы, которые дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, т. е. являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Березовская, Ирина Петровна.
    Интеллектуальные фильтры как проблема современного образования [Текст] = Intellectual filters as a problem of modern education / И. П. Березовская, О. Д. Шипунова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 1 (239). - С. 166-176. - Библиогр.: с. 173-174 (32 назв.). - Реф. на англ. яз.: с. 174 . - ISSN 1994-2354
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
образовательные практики -- информационное поле -- интеллектуальные фильтры -- объектно-документальный анализ -- информационные потоки -- когнитивные ресурсы -- социальные среды -- сетевое общество -- информационный шум -- критическое мышление -- интеллектуальный капитал -- междисциплинарный синтез
Аннотация: Рассмотрены вопросы оптимизации информационных потоков в образовательной практике на основе междисциплинарного анализа технологии управления вниманием индивида в информационном поле. Выделена актуальность исследования когнитивных ресурсов формирования интеллектуальных фильтров, обусловленная усложнением ориентации личности в семантических и социальных средах сетевого общества. Показаны возможности алгоритма преобразования сведений по методу объектно-документального анализа, который выступает в роли достаточно универсального способа фильтрации информационных потоков.The problems of optimization of information flows in educational practice based on a multidisciplinary analysis of the individual attention control technology in the information field. It highlighted the relevance of the study of cognitive resources, the formation of intelligent filters, due to the complexity of the individual orientation in semantic and social media network society. The possibilities of data conversion algorithm according to the method object of the documentary analysis, which acts as a universal method of filtering enough information flows.


Доп.точки доступа:
Шипунова, Ольга Дмитриевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Глозман, Жанна М..
    Жизненный опыт как потенциал успешного старения [Текст] / Ж. М. Глозман, В. А. Наумова // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 3. - С. 25-51 : табл. ; : рис. - Библиогр.: с. 43-51 (56 назв.). - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология, 21 в.
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
успешное старение -- жизненный опыт -- когнитивные ресурсы -- жизнестойкость -- субъекты жизнедеятельности -- арт-терапия -- образы старения -- психологическое благополучие -- жизненная перспектива
Аннотация: Авторами обосновывается актуальность исследования в связи с изменением современной демографической ситуации и необходимостью поиска психологических возможностей формирования позитивного образа старости.


Доп.точки доступа:
Наумова, Валентина А.
rpsy/2018/15/3 : Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)





    Леонова, А. Б.
    Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности [Текст] / А. Б. Леонова, И. В. Блинникова, М.С. Капица // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 69-90. - Библиогр.: с. 83-86 (51 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная психология -- когнитивные ресурсы -- когнитивные стратегии -- ментальное вращение -- нейронаука -- решение когнитивных задач -- стресс-резистентность -- стрессоустойчивость -- тестовая тревожность -- эмоциональная напряженность
Аннотация: Проблема изменения когнитивных стратегий при усложняющихся условиях деятельности привлекает внимание психологов, а также представителей нейро- и информационных наук. Без ее решения невозможно моделировать когнитивную деятельность и прогнозировать ее эффективность в различных ситуациях. Особый интерес вызывают задачи, обращающиеся к ресурсам внимания и рабочей памяти, а в качестве фактора, затрудняющего деятельность, часто рассматривается эмоциональная напряженность. Авторами было показано, что ее повышение ведет к трансформации пространственного распределения внимания и когнитивных стратегий, обеспечивающих решение более сложных задач.


Доп.точки доступа:
Блинникова, И. В.; Капица, М. С.; Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Величковский, Б. Б.
    Когнитивные эффекты умственного утомления [Текст] / Б. Б. Величковский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 108-122. - Библиогр.: с. 118-120 (22 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные ресурсы -- кратковременная память -- оперативная память -- оценка утомления -- переключение внимания -- структурно-функциональный подход -- умственное утомление -- функциональное состояние
Аннотация: Исследование функциональных состояний человека в рамках структурно-функционального подхода - актуальное направление в психологии труда. В связи с интенсификацией и интеллектуализацией различных видов труда важную роль играют исследования умственного утомления, влияющего на надежность деятельности человека.


Доп.точки доступа:
Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ершова, Татьяна Викторовна (кандидат экономических наук; главный редактор).
    О цифровой парадигме развития [Текст] / Татьяна Ершова // Информационное общество. - 2019. - № 4/5. - С. 1-3 : 1 фот. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1606-1330
УДК
ББК 76.02
Рубрики: Средства массовой информации
   Отдельные газеты и журналы

Кл.слова (ненормированные):
научные журналы -- академические издания -- цифровизация общества -- трансформация общества -- ресурсы цивилизаций -- когнитивные ресурсы -- вычислительные ресурсы -- аппаратные ресурсы -- логистические ресурсы -- публикации учёных -- слово редактора
Аннотация: Под одной обложкой академического журнала "Информационное общество" № 4/5 2019 года собраны разные, но вызывающие уверенность в неотвратимости цифровой трансформации и грядущей согласованности ресурсов цивилизации - когнитивных, вычислительных, аппаратных, логистических. Слово редактора.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорофман, Леонид Яковлевич (доктор психологических наук).
    Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов [Текст]. Сообщение 1. Дифференциация ресурсов и потенциалов / Л. Я. Дорофман, А. Ю. Кулагин // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 4. - С. 64-88. - Библиогр.: с. 80-88 (54 назв.) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
личностные ресурсы -- когнитивные ресурсы -- академические достижения студентов -- личностный потенциал -- когнитивный потенциал
Аннотация: Упорядочены и переосмыслены психологические теории и концепции ресурсов и потенциалов личности. Очерчены расхождения в зарубежных и отечественных исследованиях данной тематики. Их разнонаправленные составляющие из области общей, социальной, возрастной психологии и психологии развития обусловлены преимущественно разными традициями. Дана критическая оценка существующим моделям ресурсов и потенциалов. Показаны самостоятельное значение этих феноменов и востребованность их раздельного анализа.


Доп.точки доступа:
Кулагин, Алексей Юрьевич (кандидат психологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бондаренко, Ирина Николаевна.
    Регуляторные, когнитивные и личностные ресурсы успешности овладения русским языком у учеников с различным развитием осознанной саморегуляции [Текст] / Ирина Н. Бондаренко, Татьяна Г. Фомина, Варвара И. Моросанова // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". - 2020. - № 1. - С. 109-129. - Библиогр.: с. 124-129. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-6398
УДК
ББК 74.2 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
академическая мотивация -- академическая успеваемость -- добросовестность -- когнитивные ресурсы -- когнитивные функции -- личностные особенности -- личностные ресурсы -- мотивация -- овладение родным языком -- овладение русским языком -- осознанная саморегуляция -- педагогическая психология -- психологические ресурсы -- регуляторные ресурсы -- регуляция поведения -- русский язык -- саморегуляция -- успеваемость -- успешность -- учащиеся -- учебная деятельность -- ученики -- школьники -- эмпирические исследования -- языковые компетенции
Аннотация: Результаты исследования показывают зависимость уровня сформированности языковых компетенций от личностных особенностей школьников. Добросовестность и мотивация являются психологическими ресурсами обеспечения академической успеваемости.


Доп.точки доступа:
Фомина, Татьяна Геннадьевна; Моросанова, Варвара Ильинична
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорофман, Леонид Яковлевич (доктор психологических наук).
    Соотношение ресурсов, потенциалов и академических достижений студентов [Текст]. Сообщение 2. От дифференциации к интеграции ресурсов и потенциалов академических достижений студентов / Л. Я. Дорофман, А. Ю. Кулагин // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 5. - С. 90-110. - Библиогр.: с. 104-110 (30 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
личностные ресурсы -- когнитивные ресурсы -- академические достижения студентов -- личностный потенциал -- когнитивный потенциал -- индивидуально-профессиональное развитие -- системно-интегрированный подход -- опосредствование
Аннотация: У ресурсов и потенциалов обучающихся на уровне возможного обнаруживаются общие основания, увязывающие их в систему особого класса, имеющую дуальную конфигурацию. Сформулированы гипотезы о независимых переменных конструируемой эмпирической модели - ресурсах и потенциалах академической успеваемости студентов. Построена интегративная модель такого развития студентов, в которой принимается во внимание временной фактор. Показано, что данное развитие может осуществляться по типу спирали - как циклические непрерывные переходы от ресурсов к потенциалам с последующими превращениями последних снова в ресурсы, но с обновленными возможностями. Обозначена роль когнитивных ресурсов и потенциалов в академической успеваемости и учебной деятельности, для успешного осуществления которой ключевым является вопрос релевантности элементов предлагаемой модели решаемым образовательным задачам.


Доп.точки доступа:
Кулагин, Алексей Юрьевич (кандидат психологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Распределение когнитивных ресурсов в рабочей памяти при вербальной и зрительно-пространственной когнитивной нагрузке [Текст] / А. В. Бармин, А. И. Измалкова, Б. Б. Величковский [и др.] // Вопросы психологии. - 2022. - № 3. - С. 148-156 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
вербальные нагрузки -- зрительно-пространственные нагрузки -- когнитивные ресурсы -- концентрическая модель -- модально-специфические ресурсы -- объем рабочей памяти -- рабочая память -- регион прямого доступа
Аннотация: Исследование посвящено установлению характера распределения доменно-неспецифических и доменно-специфических когнитивных ресурсов в системе рабочей памяти. Использовались данные об эффективности выполнения задач, требующих активизации доменно-специфических компонентов рабочей памяти при разных видах когнитивной нагрузки. Испытуемые выполняли задачи на измерение объема рабочей памяти, требующие одновременного решения двух задач: основной и интерферирующей. В качестве двойных использовались задача "Объем симметрии", направленная на активизацию зрительно-пространственного компонента рабочей памяти, и задача "Объем чтения букв", направленная на активизацию вербального компонента рабочей памяти. В задаче "Объем симметрии" требовалось воспроизвести расположение точек в матрицах 3? 3 в правильной последовательности (основная задача) и определить симметричность расположения точек в матрицах 9? 9 (интерферирующая задача). В задаче "Объем чтения букв" требовалось воспроизвести цифры в правильной последовательности (основная задача) и определить, является буква гласной или согласной (интерферирующая задача). Выполнение перечисленных задач осуществлялось в условиях зрительно-пространственной когнитивной нагрузки (тэппинг) и вербальной когнитивной нагрузки (проговаривание), направленных на привлечение когнитивных ресурсов для обеспечения компонентов рабочей памяти соответствующих модальностей. Представленные данные рассматриваются в рамках концентрической модели, предполагающей вхождение в состав рабочей памяти фокуса внимания, региона прямого доступа и активированной долговременной памяти. Полученные результаты свидетельствуют в пользу наличия в системе рабочей памяти модально-неспецифических когнитивных ресурсов, содержащихся в регионе прямого доступа (до четырех элементов), и подтверждают наличие модально-специфических когнитивных ресурсов в случае превышения оптимального количества элементов в регионе прямого доступа (более четырех элементов). Также была продемонстрирована бoльшая восприимчивость вербального компонента рабочей памяти к когнитивной нагрузке по сравнению со зрительно-пространственным. Полученные результаты сопоставляются с данными предыдущих исследований функциональной организации рабочей памяти, состава ее компонентов и их взаимодействия при решении познавательных задач.


Доп.точки доступа:
Бармин, Артем Вячеславович (младший научный сотрудник); Измалкова, Анна Игоревна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Величковский, Борис Борисович (доктор психологических наук; профессор); Прутько, Герда Владимировна (младший научный сотрудник); Чистяков, Игорь Максимович (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)