Время и когнитивная нагрузка в рабочей памяти [Текст] : дайджест / П. Барроли [и др. ] // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 116-118
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
рабочая память -- время -- когнитивная нагрузка -- познавательная нагрузка -- исполнительный контроль -- когнитивный ресурс -- обработка информации -- исправление вспоминания -- когнитивная психология
Аннотация: Рабочая память как наиболее важная эвристическая концепция в когнитивной психологии. Познавательная нагрузка как прямая функция продолжительности обработки информации.


Доп.точки доступа:
Барроли, П.; Бернардин, С.; Портрат, С.; Вергоув, Э.; Камос, В.




    Стал, Э. Т.
    Обучение в действии против обучения в наблюдении: три экспериментальных сравнения графических организаций, генерируемых учеником, против созданных автором [Текст] : дайджест / Э. Т. Стал, Р. Э Майер // Психология обучения. - 2008. - N 11. - С. 119-121. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology. - 2007, Vol. 99. - N 4. - P. 808-820. . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
обучение в действии -- обучение в наблюдении -- графические организации -- научные тексты -- когнитивная нагрузка -- генеративная обработка информации -- теория деятельности -- когнитивная поддержка обучения -- познавательные процессы -- когнитивные процессы
Аннотация: Решение задач обработки материала научного текста в разных условиях: при наличии готового графического организатора и при необходимости его построить.


Доп.точки доступа:
Майер, Р. Э.




    Ли, Х.
    Оптимизация когнитивной нагрузки в обучении, основанном на компьютерном моделировании [Текст] : дайджест / Ли Х., Пласс Ж. Л., Хомер Б. Д. // Психология обучения. - 2007. - N 12. - С. 130-132. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psyshology. - 2006, Vol. 98. - N 4. - P. 902-913. . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
компьютерное моделирование -- когнитивная нагрузка -- учебные задачи -- познавательная нагрузка -- когнитивная нагрузка
Аннотация: Когнитивная нагрузка в компьютерном моделировании.


Доп.точки доступа:
Пласс, Ж. Л.; Хомер, Б. Д.




    ДеЛию, К. Е.
    Сравнение трех измерений когнитивной нагрузки: доказательство отдельности свойственной, посторонней и релевантой нагрузки [Текст] : дайджест / К. Е. ДеЛию, Р. Е. Майер // Психология обучения. - 2009. - N 6. - С. 113-114. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology. - 2008, Vol. 100. - N 1. - P. 223-234.
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная нагрузка -- познавательная нагрузка -- обрабатываемая информация -- мультимедийное обучение -- посторонняя информация -- мультимедийные средства -- трехкомпонентная теория познавательной нагрузки
Аннотация: Исследование различий в когнитивной нагрузке в аспекте применния мультмедийных форм обучения для студентов и школьников.


Доп.точки доступа:
Майер, Р. Е.




    Брайнстейн, А.
    Практика позволяет осуществлять успешное обучение под минимальным руководством [Текст] : дайджест / А. Бранстейн, С. Беттс, Д. Р. Андерсон // Психология обучения. - 2011. - N 5. - С. 135-136. . - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology. - 2009, Vol. 101. - N 4. - P. 790-802.
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальный тьюторинг -- когнитивная нагрузка -- континуум -- управляемые открытия -- учебные стратегии -- успешность обучения -- студенты вузов -- преподавательский состав -- дайджесты
Аннотация: Возможность получения лучшего обучения, удалив часть руководства со стороны тьютора в том, как решать задачи.


Доп.точки доступа:
Беттс, С.; Андерсон, Д. Р.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зотов, Михаил Владимирович (кандидат психологических наук; доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии).
    Психофизиологические критерии готовности операторов к действиям в нештатных ситуациях [Текст] = Psychophysiological criteria of human operator readinessfor actions in extreme conditions / М. В. Зотов, А. П. Войт, В. М. Петрукович // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - Вып. 3. - С. 154-163 : 4 рис. - Библиогр.: с. 163 (8 назв. )
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
тренажерная подготовка специалистов -- когнитивная нагрузка -- исследования -- нештатные ситуации -- психология поведения -- психология деятельности -- частота сердечных сокращений -- ЧСС -- психофизиологические критерии -- вариабельность сердечного ритма -- ВСР -- нестационарные периоды -- НСП -- операторы -- подготовка операторов
Аннотация: В статье описаны результаты исследования с использованием динамического подхода к физиологической оценке регуляции когнитивной деятельности, основанного на анализе нестационарных периодов в динамике сердечного ритма.


Доп.точки доступа:
Войт, Алексей Петрович (кандидат физико-математических наук; инженер); Петрукович, Владимир Михайлович (кандидат медицинских наук; доцент кафедры инженерной психологии и эргономики факультета психологии)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Нежнова, А. Н.
    Конкурс дипломных работ-11 [Текст] / сост. Т. А. Нежнова, Н. Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2013. - № 4. - С. 131-139 . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
авторы дипломных работ -- активное социальное меньшинство -- аннотации дипломных работ -- вклад в творческую деятельность -- восприятие -- восприятие лицевой экспрессии -- восприятие протестных движений -- временная компетентность личности -- групповые табу -- дипломные работы -- зависть студенческой молодежи -- закономерности восприятия -- зрачковая реакция -- когнитивная нагрузка -- конкурсы дипломных работ -- лицевая экспрессия -- научные руководители -- особенности восприятия -- оценка творческой деятельности -- полушария мозга -- поражения полушарий мозга -- протестное движение -- психометрические исследования -- студенческая молодежь -- творческая деятельность
Аннотация: Публикуются авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ в 2011 г.


Доп.точки доступа:
Поскребышева, Н. Н.; Амирасланова, А. Н.; Малышева, Н. Г.; Морозов, М. А.; Петракова, А. В.; Величковский, Б. Б.; Микадзе, Ю. В.; Портнова, Д. С.; Шмелев, А. Г.; Райков, А. В.; Онучин, А. Н.; Сивова, А. П.; Стефаненко, Т. Г.; Ситникова, С. А.; Журавлев, А. В.; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; МГУ им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; Факультет психологии Московского университета им. М. В. Ломоносова; Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Елизаров, А. В.
    Система визуализации событий информационной безопасности, адаптирующаяся под текущие когнитивные возможности оператора [Текст] = Adaptive vizualization system for continuous information security monitoring / А. В. Елизаров // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. - 2014. - № 3. - С. 23-31 : схемы, диагр. - Библиогр.: с. 31 (7 назв.). - Выпуск данного журнала составлен по материалам докладов на конференции "Рускрипто-2014", состоявшейся 25-28 марта 2014 г. в Москве . - ISSN 2071-8217
УДК
ББК 32.973-018.2
Рубрики: Вычислительная техника
   Системы управления базами данных (СУБД)

Кл.слова (ненормированные):
адаптивная визуализация -- когнитивная нагрузка -- интерфейсы критических систем -- критические системы -- визуализация -- информационная безопасность -- операторы систем безопасности -- доклады -- конференции
Аннотация: Предлагаются: формальная модель взаимодействия оператора с интерфейсом системы обеспечения информационной безопасности и метод оценки текущих когнитивных возможностей оператора, позволяющий адаптировать отображение информации интерфейсом с целью повышения эффективности работы оператора. Результаты тестирования предлагаемого адаптивного подхода показали, что его применение способно увеличить эффективность работы оператора.In this paper, a novel visualization interface is presented, that can detect its users cognitive overload and adapt the amount of information to be displayed and its visualization according to users current cognitive capabilities.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Корсакова, Н. К.
    Нейропсихология внимания и задача Струпа [Текст] / Н. К. Корсакова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 3. - С. 26-33. - Библиогр.: с. 32-33 (23 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
Струпа задача -- внимание -- гипофронтальность -- задача Струпа -- интеллектуальное внимание -- квалификация ошибок -- когнитивная нагрузка -- лобные доли -- нарушения внимания -- нейропсихологическая квалификация ошибок -- общепсихологические исследования -- память -- применение задачи Струпа -- шизофрения
Аннотация: Связывая интеллектуальное внимание с активностью лобных долей мозга, Е. Д. Хомская подчеркивала важность применения при его исследовании специальных клинико-экспериментальных психологических процедур, которые характеризуются сенсибилизированной когнитивной нагрузкой и обращены одновременно к вниманию и памяти. В данной работе в качестве такой процедуры использован вариант задачи Струпа в модификации Р. С. Шилко.


Доп.точки доступа:
Хомская, Е. Д. (нейропсихолог ; 1929-2004); Шилко, Р. С. (нейропсихолог); Струп, Д. Р. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Новая парадигма взаимодействия людей и машин [Текст] / С. Сапру [и др.] // Открытые системы. СУБД. - 2016. - № 4. - С. 34-38 . - ISSN 1028-7493
УДК
ББК 32.973-018
Рубрики: Вычислительная техника
   Программирование ЭВМ. Компьютерные программы. Программотехника--Соединенные Штаты Америки--США

Кл.слова (ненормированные):
взаимодействие человека с компьютером -- машинный интеллект -- искусственный интеллект -- интерфейсы программ -- компьютерные программы -- машинное зрение -- машинное обучение -- человекомашинные интерфейсы -- электроэнцефалография -- архитектура программного обеспечения -- программное обеспечение -- когнитивная нагрузка
Аннотация: По мере того как машинный интеллект приближается по общей эффективности к человеческому, ускорение динамики взаимодействия с машинами, скорее всего, заставит отказаться от нынешних интерфейсов их программирования.


Доп.точки доступа:
Сапру, С.; Фоллер, Д.; Ши, В.; Шайда, П.; Вайтович, Н.; Бохэннон, Э.; Лоуэрн, В.; Лэнс, Б.; Дженгро, Д.; Джон, фон Нейман; Google, компания; Amazon, компания; Facebook, компания; IEEE, институт
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кошкин, Р. К. (доцент).
    Сравнительный анализ квантитативной динамики англо-русского и русско-английского синхронного перевода [Текст] = Comparative Analysis of Quantitative Dynamics of English-Russian and Russian-English Simultaneous Interpreting / Р. К. Кошкин // Вестник Московского университета. Сер. 22, Теория перевода. - 2016. - № 2. - С. 28-43 : рис. - Библиогр.: с. 41-43 . - ISSN 2074-6636
УДК
ББК 81.07
Рубрики: Языкознание
   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
синхронный перевод -- квантитативная динамика -- англо-русский перевод -- русско-английский перевод -- рабочая память -- когнитивная нагрузка -- компрессия
Аннотация: В статье предпринята попытка установить количественную меру зависимости между тремя переменными, характеризующими динамику синхронного перевода.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Величковский, Борис Борисович.
    Психологические проблемы когнитивной эргономики [Текст] / Б. Б. Величковский // Мир психологии. - 2018. - № 4. - С. 102-115. - Библиогр.: с. 113-115 (37 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
эргономика -- когнитивная эргономика -- технический прогресс -- искусственный интеллект -- теория деятельности -- автоматизация -- когнитивная нагрузка -- ситуационная осведомленность -- проектирование интерфейсов -- когнитивное моделирование -- индивидуальные различия -- рабочая память
Аннотация: Целью когнитивной эргономики является использование знаний о когнитивных процессах человека при проектировании орудий труда и рабочих сред. Современная технологическая революция ставит перед когнитивной эргономикой новые задачи. Повсеместное внедрение автоматизации на основе технологий искусственного интеллекта резко обостряет различные парадоксы автоматизации и увеличивает когнитивную нагрузку на человека-оператора. В работе дается краткий обзор развития когнитивной эргономики и выявляется ряд ее актуальных проблем. Рассматриваются некоторые перспективные решения этих проблем на основе инженерно-психологических и эргономических подходов, в частности на основе деятельностного подхода. Отмечается, что устойчивая оптимизация взаимодействия человека и современной техники может быть достигнута только путем объединения усилий инженеров и психологов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Девятко, Инна Феликсовна (доктор социологических наук; заведующий кафедрой).
    Динамика диаметра зрачка как индикатор когнитивной нагрузки респондента: методический эксперимент по сравнению CASI и P&PSI вопросников [Текст] / И. Ф. Девятко, М. Б. Богданов, Д. В. Лебедев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 36-49 : 3 рис. - Библиогр.: с. 46-48 (35 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 28.707.3 + 88.4
Рубрики: Биология
   Физиология человека

   Психология

   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
CASI -- P&PSI -- PAPI -- Пааса шкала -- айтрекер -- бумажные версии анкет -- динамика диаметра зрачка -- заполнение бумажных анкет -- заполнение вопросников -- интервьюирование -- качество опросных данных -- когнитивная нагрузка -- компьютеризованные версии анкет -- компьютерные технологии -- методические эксперименты -- мультимодальная оценка когнитивной нагрузки -- окулография -- размер зрачка -- респонденты -- самостоятельное заполнение анкет -- шкала Пааса
Аннотация: В последние годы наряду с ростом общего интереса к методам измерения когнитивной нагрузки и субъективно ощущаемого умственного усилия, связанных с решением различных задач и межличностной коммуникацией, наблюдается и рост специфического интереса социальных исследователей к возможностям мультимодальной оценки когнитивной нагрузки интервьюера и респондента с использованием объективных и субъективных индикаторов. При этом все еще недооценены возможности сравнительно новых подходов к измерению когнитивной нагрузки - с помощью нейрофизиологических методов, таких как использование малозаметных и не нарушающих естественное протекание деятельности респондентов и интервьюеров современных устройств для окулографии (айтрекинга и пупиллометрии), которые обеспечивают точную временную привязку динамики измеряемых показателей (прежде всего размера зрачка) к формату вопроса, способу и фазе заполнения анкеты, наличию локализованного во времени внешнего воздействия. Количественные исследования когнитивной нагрузки в ходе социологических опросов и ее возможного влияния на качество опросных данных фокусировались преимущественно на компьютеризованном (CAPI) или использующем бумажные технологии (PAPI) интервьюировании, тогда как специфика когнитивной нагрузки в процессе самостоятельного заполнения респондентами компьютеризованных (CASI) и бумажных (P&PSI) вопросников оставалась малоизученной. Представлены результаты методического эксперимента, в котором использовалась модифицированная версия разработанного ранее мультимодального подхода к сравнительной оценке когнитивной нагрузки интервьюеров при заполнении бумажных и компьютеризованных версий анкеты для оценки когнитивной нагрузки респондентов. В целях измерения динамики величины зрачка, связанной с заполнением отдельных вопросов, расширен диапазон методов оценки когнитивной нагрузки за счет использования окулографического устройства (айтрекера).


Доп.точки доступа:
Богданов, Михаил Богданович (младший научный сотрудник); Лебедев, Даниил Вадимович (стажер-исследователь)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Величковский, Борис Борисович (доктор психологических наук; профессор).
    Новые глазодвигательные методы оценки когнитивной нагрузки [Текст] / Б. Б. Величковский // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 119-129. - Библиогр.: с. 127-129 (38 назв.). - References: p. 129 (3 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
временные серии -- глазодвигательная активность -- глазодвигательные показатели -- движения глаз -- длительность фиксаций -- когнитивная нагрузка -- когнитивная перегрузка -- рекуррентный анализ -- скорость саккад -- траектории движения глаз -- фрактальный анализ
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые новые перспективные показатели когнитивной нагрузки. Частично они связаны с разработкой новых методов анализа привычных показателей: длительности фиксаций и характеристик саккад. Речь также идет об использовании новых методов многомерного анализа: комплексного анализа траекторий движений глаз, анализа временных серий и фрактального анализа. Описывается использование этих сложных методов для раскрытия регулярности/хаотичности и внутренней сложности движений глаз. Новые методы оценки когнитивной сложности и когнитивной нагрузки посредством комплексного многомерного анализа движений глаз могут быть использованы в самых разных областях психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)