Бурмистров, С. Л.
    Основные подходы к исследованию индийской Йогачары в зарубежной индологии XX века [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2015. - № 4 (24). - С. 66-76. - Библиогр.: с. 75 (15 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2078-7898
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
исторические исследования -- история буддологии
Аннотация: Методология исследований йогачары развивалась от априорно-философского метода, предполагавшего рассмотрение буддийской философии через призму выработанных в западной культуре представлений о сути философии, ее основных разделах и методах работы к концептуально-аналитическому подходу, суть которого состоит в вычленении фундаментальных терминов буддийской (в том числе йогачаринской) философии и анализе их содержания, а от него — к филологическому анализу, требующему изучения уже не концептуальных, а чисто языковых и композиционных особенностей буддийских текстов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дост. Дхаммаджоти (достопочтенный; профессор).
    Адхимукти и субъективность в когнитивном опыте: позиции абхидхармы и ранней йогачары [Текст] / дост. Дхаммаджоти ; пер. с англ. Е. А. Юдицкой // Вопросы философии. - 2018. - № 7. - С. 131-139. - Библиогр.: с. 138-139. - Примеч. переводчика: с. 137 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0) + 86.35
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Буддизм

Кл.слова (ненормированные):
история буддизма -- абхидхарма -- йогачары -- ранняя йогачара -- феноменология -- сознание -- природа сознания -- субъективность -- медитация -- медитативная практика -- познание -- адхимукти -- адхимокша
Аннотация: Статья посвящена тем идеям абхидхармы и ранней йогачары о природе сознания и субъективности, которые с точки зрения автора, могут служить примером близости некоторых фундаментальных установок буддизма и феноменологии.


Доп.точки доступа:
Юдицкая, Е. А. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чжан Бин-линь
    О пяти исчезновениях [Текст] / Чжан Бин-линь ; пер. с кит. и примеч. Д. Е. Мартынова // Вопросы философии. - 2018. - № 8. - С. 171-181. - Примеч. переводчика: с. 179-181 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- история философии -- эволюционизм -- социал-дарвинизм -- утопия -- философские доктрины -- буддизм -- йогачары
Аннотация: Доктрина Чжан Бин-линя внутренне непротиворечива и направлена против популярных в начале ХХ в. в Китае теорий эволюционизма и социал-дарвинизма. Чжан Бин-линь, впервые осознав двойственность социальных перемен, которые требуют трансформации как объективной действительности, так и человеческой субъективности, предложил наиболее радикальный выход за пределы сложившихся условий, используя учение йогачары. Поскольку в природе не существует равенства, человеку враждебны не только социальные институты и достижения культуры (поскольку в первую очередь развиваются орудия войны и убийства), но даже оседлый образ жизни.


Доп.точки доступа:
Мартынов, Дмитрий Евгеньевич (доктор исторических наук; профессор) \, .\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Учение йогачары о сознании-сокровищнице и понятие причинности в индийской философии [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2018. - № 11. - С. 190-201. - Библиогр.: с. 199-201 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
индийская философия -- буддийская философия -- сознание-сокровищница -- причинность -- адвайта-веданта -- санкхья -- махаяна -- каузальные связи -- школы индийской философии -- реальность -- причинный детерминизм -- детерминизм
Аннотация: Причинный детерминизм признается всеми школами индийской философии – как брахманистскими, так и неортодоксальными, – но понимание природы каузальных связей различно в разных школах. В монистической веданте причинность понимается как реальная лишь на уровне относительной истины (vyаvahаrika-satya), истинная же реальность – Брахман, – недвойственна, поэтому в ней нет различия между причиной и следствием. В санкхье все сущее связано причинно-следственными связями, но выделяется один регион реальности, свободный от причинности, – истинное Я (purua). В философии буддизма махаяны выделяется две школы – мадхьямака и йогачара. Первая рассматривает понятие причинности как только ментальный конструкт, не имеющий отношения к истинной реальности (tathatа). Во второй же сознание-сокровищница (аlaya-vijnаna) выступает не как причина сансары, но как условие и закабаления в сансаре, и освобождения из нее. Она, как и Брахман в монистической веданте, лежит вне сферы причинности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бурмистров, С. Л.
    Понятие класса (samgraha) в логике ранней йогачары (по трактату Асанги «Абхидхарма-самуччая») [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2019. - № 1. - С. 55-66 . - ISSN 2078-7898
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия--Индия, 4 в.
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
буддийская логика -- йогачара -- философия буддизма махаяны
Аннотация: Понятие класса (sa? graha) было введено в философию ранней йогачары как элемент логической структуры буддийского дискурса для классификации не самих дхарм, а множеств дхарм — групп, элементов познавательного акта и источников сознания. Введение понятия класса, дополняющее классификацию дхарм по группам, элементам и источникам сознания, обеспечило более полную и вместе с тем более детальную классификацию состояний сознания в соответствии с буддийской догматикой, что имело первостепенное значение в контексте религиозной прагматики буддизма, нацеленной на обретение просветления. В «Абхидхарма-самуччае» выделяется одиннадцать классов, определяемых по их месту относительно друг друга, по отношению к времени и пространству и по их эмоциональному аспекту, что связано с задачей обретения нирваны. При этом они представляют собой не более чем ментальные конструкты, сформированные для более точного описания психики в перспективе просветления.


Доп.точки доступа:
Асанга (буддийский мыслитель, один из основателей школы Йогачара ; IV в.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)