Макаров, Андрей Иванович (кандидат философских наук, доцент).
    Смерть и истина в философии памяти Платона [Текст] / А. И. Макаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - N 1 (9). - С. 6-10. . - Библиогр.: с. 10 (5 назв. )
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
знание -- изоморфизм -- истина (философия) -- концепция смерти -- онтологическая память -- память (философия) -- система знания (философия) -- системное мышление -- смерть (философия) -- смысл (философия) -- философия памяти -- философы
Аннотация: Проблема понимания сущности памяти в теории реальности Платона. Теория памяти и анамнезиса Платона рассматривается в контексте толкования сущности смерти.


Доп.точки доступа:
Платон (ок. 428- ок. 348 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хмылев, Петр Николаевич (доктор философских наук).
    Проблема истины в историческом познании [Текст] / П. Н. Хмылев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2010. - N 4. - С. 95-100. . - Библиогр.: с. 106 (9 назв. )
УДК
ББК 63.0
Рубрики: История
   Теория и методология исторической науки

Кл.слова (ненормированные):
историческое познание -- объективность познания -- истина (философия) -- социальная позиция -- познавательный процесс -- философия истории -- историки -- ученые-исследователи
Аннотация: Рассматривается влияние социальной позиции историка на объективность исторического познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусев, Дмитрий Алексеевич (кандидат философских наук).
    Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания [Текст] / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2010. - N 2, ч. 2. - С. 204-211. . - Библиогр.: с. 211 (17 назв. )
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
скептицизм -- скептики -- скептическая школа -- Пиррона школа -- древнегреческая философия -- эллинистическая философия -- эллинистические философские школы -- философские школы эллинизма -- эпикуреизм -- эпикурейцы -- позитивистская философия -- позитивизм -- стоицизм -- стоики -- стоическая школа -- эвдемонистические модели -- школа Пиррона -- философия науки -- постмодернизм (философия) -- истина (философия) -- Поппера концепция -- концепция Поппера -- информационное общество -- информационная глобализация
Аннотация: Дано понятие античного скептицизма как широкого интеллектуального движения эллинистического периода и крупной философской инновации, предсказавшей современное общество знания/незнания. Прослежена связь античного скептицизма с современными концепциями философии науки - позитивистскими, историческими и постмодернистскими, объединившимися вокруг идеи, согласно которой истина в науке является условностью и научная рациональность добывает знания, но не истину.


Доп.точки доступа:
Пиррон (древнегреческий философ ; ок. 360-ок. 270 г. до н. э.); Фейерабенд, П. (американский философ науки ; 1924-1994); Поппер, К. Р. (австрийский философ ; 1902-1994)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Давид ибн Марван ал-Мукаммис
    Двадцать глав [Текст]. Глава. Учение о знании и истине / Давид ибн Марван ал-Мукаммис ; пер. Д. Фролова ; коммент. У. Гершовича // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2011. - N 3. - С. 81-87.
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знание (философия) -- истина (философия) -- существование знания -- качество знания -- существование истины -- сущность истины -- качество истины -- обоснование истины
Аннотация: Публикуется глава из сочинения еврейского философа Давида ибн Марван ал-Мукаммиса "Двадцать глав". Толчком к публикации текста послужила находка новых фрагментов трактата, позволивших в значительной степени реконструировать большинство глав.


Доп.точки доступа:
Фролов, Д. (доктор филологических наук) \.\; Гершович, У. (доктор философских наук) \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Давид ибн Марван ал-Мукаммис
    Двадцать глав [Текст]. Глава. Учение о знании и истине / Давид ибн Марван ал-Мукаммис ; пер. Д. Фролова ; коммент. У. Гершовича // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2011. - N 3. - С. 81-87.
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знание (философия) -- истина (философия) -- существование знания -- качество знания -- существование истины -- сущность истины -- качество истины -- обоснование истины
Аннотация: Публикуется глава из сочинения еврейского философа Давида ибн Марван ал-Мукаммиса "Двадцать глав". Толчком к публикации текста послужила находка новых фрагментов трактата, позволивших в значительной степени реконструировать большинство глав.


Доп.точки доступа:
Фролов, Д. (доктор филологических наук) \.\; Гершович, У. (доктор философских наук) \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Счастливцева, Елена Анатольевна (кандидат философских наук).
    Имманентизм, трансцендентальная феноменология и проблема психологизма в русской философии [Текст] / Е. А. Счастливцева // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1, ч. 2. - С. 276-283. - Библиогр.: с. 283 (8 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
имманентизм -- имманентная философия -- онтология -- психологизм -- феноменология -- феноменология Гуссерля -- Гуссерля феноменология -- истина (философия) -- процесс познания -- познание -- трансцендентальная феноменология
Аннотация: Раскрывается внутреннее содержание имманентизма и трансцендентальной феноменологии, их восприятие в России как противоборство логического и психического, показывается онтологическая природа русской философии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Камнева, Л. С.
    Идея блага как принцип организации государства в философии Платона [Текст] / Л. С. Камнева // Философия права. - 2011. - № 6. - С. 122-126. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1817-7085
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
истина (философия) -- красота -- благо (философия) -- бытие -- государство -- полис (государство) -- философы
Аннотация: Статья представляет попытку проследить формирование одного из важнейших принципов философии Платона - принципа блага. Стремление к благу позволяет человеку преодолеть сферу чувственного и вернуться к истине.


Доп.точки доступа:
Платон (философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Разинов, Юрий Анатольевич (кандидат философских наук; доцент; докторант).
    Истина и путь [Текст] : (размышление о специфике европейского Дао) / Ю. А. Разинов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 2 (17). - С. 29-36. - Библиогр.: с. 35-36 (15 назв. ). - Примеч.: с. 35 . - ISSN 1998-9946
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
апория -- банальность -- Дао -- заблуждение -- знание (философия) -- истина (философия) -- испытание -- классно-урочная система -- образование -- опыт -- познание -- Просвещение -- Путь -- путь к истине -- путь познания -- система образования -- философы -- экзистенциальная апория
Аннотация: Рассматривается проблема банализации истины в современной культуре производства и потребления знания. Истина и заблуждение в этом контексте трактуются как феномены пути, связанные с испытанием себя в истине и истины в себе, как пребывание в экзистенциальной апории.


Доп.точки доступа:
Декарт, Р. (французский философ ; 1596-1650); Хайдеггер, М. (немецкий философ ; 1889-1976); Гельвеций, К. А. (французский философ-материалист ; 1715-1771); Бэкон, Ф. (английский философ ; 1561-1626)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Губанов, Николай Иванович.
    Истина и ее критерии [Текст] / Н. И. Губанов, Н. Н. Губанов, А. Э. Волков // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 10. - С. 84-92. - Библиогр.: с. 90-91. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
гипотезы (философия) -- достоверность (философия) -- знание (философия) -- истина (философия) -- истинность (философия) -- категории истины -- концепция когеренции -- критерии истины -- наблюдения (философия) -- правда (философия) -- рациональное знание
Аннотация: Показана неприемлемость отказа от категории истины и раскрыты критерии истинности знания.


Доп.точки доступа:
Губанов, Николай Николаевич; Волков, Андрей Эдуардович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Блюменкранц, Михаил Аронович (кандидат филологических наук).
    Любовь к истине. П. Я. Чаадаев в современном контексте [Текст] / М. А. Блюменкранц // Вопросы философии. - 2017. - № 3. - С. 135-140. - Библиогр.: с. 139. - Авторы, заглавие, ключевые слова, аннотации и список источников даются на рус. и англ. языках . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(2)
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР

Кл.слова (ненормированные):
философско-исторические воззрения -- метафизическая инфляция -- истина (философия) -- европейская цивилизация -- западное общество -- идеи -- интересы -- идеологии -- вера (идеология)
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности философско-исторических воззрений П. Я. Чаадаева в современном контексте, в частности, проблема истины и соотношение идей и интересов в процессе развития европейской цивилизации. По мысли Чаадаева, это соотношение в истории европейского развития складывалось как приоритет идей над интересами, что было иначе увидено почти через столетие другим русским философом, Ф. А. Степуном. Степун писал о преобладании интересов над идеями в современной ему европейской жизни. В этом Степун усматривал причины "царящей повсюду метафизической инфляции". Также анализируется роль идей и интересов в развитии западного общества так, как ее понимали П. Я. Чаадаев и Ф. А. Степун. Исследуются различия между идеями и идеологиями, механизмы их воздействия на человеческое сознание, а также различие между религиозной и идеологической природой веры в философских воззрениях Ф. А. Степуна.


Доп.точки доступа:
Чаадаев, П. Я. (философ; публицист ; 1794-1856); Степун, Ф. А. (русский философ ; 1884-1965)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гухман, Владимир Борисович (доктор философских наук; профессор).
    Проблема незнания [Текст] / В. Б. Гухман // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Философия. - 2018. - № 4. - С. 23-35. - Библиогр.: с. 34 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1997-9908
УДК
ББК 87 + 87.22 + 87.4
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Теория познания

   Логика

   Общие вопросы логики

Кл.слова (ненормированные):
безграничность (философия) -- вера (философия) -- виртуальность (философия) -- знание (философия) -- идеальное (философия) -- интеллект (философия) -- истина (философия) -- незнание (философия) -- первоисточники незнания -- польза незнания -- понимание (философия) -- правда факта -- проблема незнания -- разум (философия) -- творчество -- эрудиция (философия)
Аннотация: Рассматриваются и сравниваются понятия "незнание" и "знание", первоисточники и польза незнания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кузнецова, Мария Михайловна (аспирант).
    Трактовка свободного действия в радикальном эмпиризме Уильяма Джеймса [Текст] / М. М. Кузнецова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2020. - № 1. - С. 3-17. - Библиогр.: с. 16-17. - Примечания в сносках
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
вера -- возможное -- выбор (философия) -- знание -- истина (философия) -- поток опыта -- радикальный эмпиризм -- свобода (философия)
Аннотация: В философии радикального эмпиризма Уильяма Джеймса понятия свободы, сознания и истины неразрывно связаны, поскольку все они предполагают реальность возможного, не сводимую к действительности настоящего момента. Исходя из этой реальности возможного Джеймс доказывает неправомерность закона, объясняющего связь между свободным действием и наличным состоянием. Сфера применимости принципов детерминизма и каузальной связи ограничивается у Джеймса анализом свободного действия на уровне личностного подхода.


Доп.точки доступа:
Джеймс, У. (американский философ и психолог ; 1842-1910)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Титлин, Лев Игоревич (кандидат философских наук; старший научный сотрудник).
    Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение [Текст] / Л. И. Титлин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2020. - Т. 24, № 4. - С. 570-589. - Библиогр.: с. 586-587 (34 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Индия--Тибет, 8 в.

   Всемирная история философии--Индия--Тибет, 8 в.

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- буддизм -- буддийская философия -- истина (философия) -- йогачара -- концепт пустотности феноменов -- мадхъямака -- онтология -- сочинения -- субъект (философия) -- творческий путь -- теория двух истин -- учение о не-я -- феномены (философия) -- философские направления буддизма -- эпистемология -- я (философия)
Аннотация: Подробно рассматривается биография и учение Шантаракшиты, знаменитого буддийского ученого и просветителя, ведущего деятеля по распространению буддизма в Тибете и его ближайшего ученика Камалашилы. Освещается история открытия и изучения "Таттвасанграхи". Новизна исследования заключается в подробном энциклопедическом изложении философии Шантаракшиты и его непосредственного ученика Камалашилы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация того, что Шантаракшита, как представитель школы йогачара-мадхъямака, творил в жанре синтеза учений йогачары и мадхъямаки, в области эпистемологии являлся продолжателем теорий Дигнаги и Дхармакирти. Дан краткий обзор сочинений Шантаракшиты.


Доп.точки доступа:
Шантаракшита (буддийский философ); Камалашила (буддийский философ); Дигнага (индийский мыслитель; буддийский монах ; 480-540); Дхармакирти (индийский философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хахалова, Анна Алексеевна (кандидат философских наук; старший преподаватель).
    Страсть русской души в контексте философии Николая Бердяева [Текст] / А. А. Хахалова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2020. - Т. 24, № 4. - С. 609-619. - Библиогр.: с. 617-618 (13 назв.). - Библиогр. в сносках. - Примеч. в сносках. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(2) + 87.5 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР, 20 в.

   Философская антропология

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
Бог -- биографии -- интуиция -- истина (философия) -- национальное самосознание -- плоть (философия) -- психоанализ -- психоаналитические исследования -- сравнительный анализ -- страсть русской души -- философы -- христианский мистицизм -- человек (философия) -- эмиграция
Аннотация: Осуществляется сравнительный анализ двух интеллектуальных традиций - психоанализа и русской философии. В результате показано родство основных методологических принципов этих двух направлений мысли двадцатого века. Вначале задается психоаналитический образ русского типа познания - это экзистенциально нагруженный опыт вопрошания правды, осуществляемый человеком из народа. Далее продемонстрировано отношение к этому образу в творчестве и личном пути познания Н. А. Бердяева. В этой части статьи делается психоаналитическое исследование творчества русского философа. Вторая часть статьи посвящена анализу интуитивно-символического метода работы с сознанием в психоанализе З. Фрейда и философии Бердяева. Данная статья представляет собой начальный этап более детального исследования взаимоотношений психоанализа и русской философии.


Доп.точки доступа:
Бердяев, Н. А. (русский религиозный философ ; 1874-1948); Фрейд, З. (австрийский психолог; психоаналитик ; 1856-1939)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бессчетнова, Елена Валерьевна (кандидат философских наук).
    Идея церкви как наилучшего общественного устройства: Ф. М. Достоевский и Вл. С. Соловьев [Текст] / Е. В. Бессчетнова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2021. - Т. 25, № 1. - С. 34-43. - Библиогр.: с. 42 (13 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 86.37 + 87.3(2)
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом

   Философия

   Философия России и СССР

Кл.слова (ненормированные):
богочеловечество -- взгляды мыслителей -- государство и церковь -- идея церкви -- истина (философия) -- мыслители -- общественное устройство -- русский социализм -- социализм -- теократия -- христианская общественность -- церковь и государство
Аннотация: Представлена реконструкция взглядов Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева на характер отношений церкви и государства. Проведена линия взаимного влияния мыслителей в контексте восприятия христианской истины. Показана принципиальная позиция обоих мыслителей на противопоставление идеала социализма и идеи христианской общественности, в рамках которой по-новому рассмотрен термин Ф. М. Достоевского "русский социализм".


Доп.точки доступа:
Достоевский, Ф. М. (русский писатель; мыслитель; философ; публицист ; 1821-1881); Соловьев, В. С. (русский религиозный мыслитель; поэт; публицист ; 1853-1900)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дворкин, Илья (руководитель образовательных программ).
    Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога [Текст]. Ч. 2. От софистов до современности / И. Дворкин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2021. - Т. 25, № 1. - С. 103-120. - Библиогр.: с. 118-119 (21 назв.). - Продолж. Начало: № 3, 2020. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(0) + 87.21
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 9 в.; 17 в.; 18 в.; 19 в.; 20 в.

   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
Аристотеля диалектика -- высказывающая речь -- герменевтика -- герменевтика человеческого языка -- диалектика Аристотеля -- диалогизм -- истина (философия) -- концепция взаимоотношения лиц -- неаподиктическая герменевтика -- онтология -- перипатетики -- политическая герменевтика -- политическая философия -- постмодернизм -- поэтика -- религия -- риторика -- софисты -- типы речи -- философия диалога -- формы диалогического мышления -- формы речи
Аннотация: Рассматривается логико-философское учение софистов, которое, по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX в. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX в. включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? Во второй части статьи рассматриваются формы диалогического мышления, которые сохранились в философии после софистов и роль герменевтики софистов при формировании современной философии диалога.


Доп.точки доступа:
Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 гг. до н. э.); Платон (древнегреческий философ ; 427-347 гг. до н. э.); Маймонид (еврейский философ; богослов-талмудист ; 1135/38-1204); Коген, Г. (немецко-еврейский философ ; 1842-1918); Пома, А. (итальянский философ; профессор); Протагор (древнегреческий философ ; ок. 490 - ок. 420 гг. до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)