Анисимов, О. С.
    Знак, смысл, значение и структурирование внутреннего мира человека [Текст] / Анисимов О. С. // Мир психологии. - 2008. - N 2. - С. 14-26. - Библиогр.: с. 25-26 (31 назв. )
ГРНТИ
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
знак -- смысл -- мыслительная культура -- мышление -- внутренний мир -- знаково-символические средства -- самосознание -- самоизменения
Аннотация: Общая стратегия овладения мыслительной культурой диктует необходимость постепенного усложнения требований к мышлению и к применению таких процедур и мыслительных средств, которые способны "принудить" наш внутренний мир к "считыванию" знаково-символических средств, к выявлению в них той высшей содержательности, которая характерна для объектно-сущностной логики его проявлений. Изменение внутреннего мира, сопровождаемое адекватным сознанием динамики содержаний мысли и самосознанием своего участия в движимости содержаний, может происходить лишь в результате высоких трансформаций, глубоких самоизменений, осознаний внутренних возможностей интеллектуальных механизмов и психики в целом, отработки путей их актуализации.





    Маланов, С. В.
    Генезис и функциональная структура сознания в контексте деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2010. - N 4. - С. 203-216. . - Библиогр.: с. 216 (16 назв. )
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- сознание человека -- общественное сознание -- индивидуальное сознание -- структура сознания -- образ мира -- личностный смысл -- психические явления -- языковые средства -- знаково-символические средства
Аннотация: Рассматриваются центральные теоретические позиции, на которые опирается деятельностный культурно-исторический подход при анализе и объяснении сознания человека. Выделяются основные этапы развития общественного и индивидуального сознания. Анализируется функциональная структура сознания как специфически человеческого уровня функциональной организации психики, обеспечивающего произвольность в реализации как предметно-практических, так и умственных действий, на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языковых и других знаково-символических средств.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Н. З. (доктор педагогических наук).
    Особенности использования средств знаково-символической наглядности при обучении биологии в условиях перехода школ к федеральным государственным стандартам второго поколения [Текст] / Н. З. Смирнова, И. А. Зорков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11 (126). - С. 149-155 : ил., рис. - Библиогр.: с. 154 (13 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1609-624X
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
биология -- обучение биологии -- образовательные стандарты -- наглядное обучение -- знаково-символические средства -- наглядные средства -- знаковая наглядность -- дидактические методы -- ФГОС -- федеральные государственные образовательные стандарты -- стандарты второго поколения
Аннотация: Принципы проектирования знаково-символических средств в условиях перехода школы к федеральным государственным стандартам второго поколения; примеры современной знаково-символической наглядности, используемой на уроках биологии.


Доп.точки доступа:
Зорков, И. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Салмина, Н. Г.
    Символическая функция в структуре сознания [Текст] / Н. Г. Салмина, Е. В. Звонова, А. Э. Цукарзи // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 3. - С. 124-140. - Библиогр.: с. 136-137 (34 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
анализ символической функции -- знаки -- знаково-символические системы -- знаково-символические средства -- образ мира -- процессуальная модель сознания -- семиотический подход -- символическая функция -- символическая функция сознания -- символы -- сознание -- социальное происхождение сознания -- структура сознания -- уровневая структура сознания
Аннотация: Результаты взаимодействия человека и среды закрепляются и функционируют в сознании c помощью знаков и символов. Необходимость изучения закономерностей освоения субъектом предметного содержания, представленного в знаковой форме, а также социализации в целом делает актуальным обращение к фундаментальному вопросу о соотнесении символической функции со структурой и работой сознания.


Доп.точки доступа:
Звонова, Е. В.; Цукарзи, А. Э.; Кассирер, Э. (немецкий философ-неокантианец ; 1874-1945); Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980); Пирс, Ч. С. (американский философ; логик; математик; основоположник прагматизма и семиотики ; 1839-1914); Зинченко, В. П. (психолог ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лукин, Ю. А.
    Знаково-символические средства в изучении понятийного аппарата педагогики (из опыта работы преподавателя вуза) [Текст] / Ю. А. Лукин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2020. - № 3. - С. 43-47 : рис. - Библиогр.: с. 46-47. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 1609-0721
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
воспитание (педагогика) -- знаково-символические средства -- круги Эйлера -- познавательная деятельность -- социализация личности -- умственные действия -- учебная деятельность -- учебные материалы -- Эйлера круги
Аннотация: Круги Эйлера изучаются как эффективное знаково-символическое средство обучения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор).
    От феноменологии мышления к теории формирования мыслительных операций и действий [Текст] / С. В. Маланов // Актуальные проблемы психологического знания. - 2023. - № 1. - С. 33-45. - Библиогр.: с. 43-44 (30 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.2
Рубрики: Психология
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
знаково-символические средства -- межпредметные отношения -- предметно-практические действия -- процессы мышления -- теоретическое мышление -- умственные действия -- эмпирическое мышление -- языковые средства
Аннотация: В статье феномены и факты, которые часто объясняются скрытыми в организме процессами/функциями мышления, получают альтернативное объяснение на основе выделения уровней установления межпредметных отношений и связей в операциональном составе практических и умственных действий. Показывается, что материальным субстратом умственных действий могут выступать функциональные системы физиологических и нейрофизиологических процессов, которые формируются путем подстройки под активные предметно-практические и перцептивные действия; воспроизводятся и организуются с помощью языковых и знаково-символических средств.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)