Комлев, Алексей Александрович (аспирант).
    Типологические аспекты архитектурного проектирования сельских земских школ в Саратовской губернии в конце XIX -начале XX века [Текст] / А. А. Комлев // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - N 24. - С. . 124-127. - Библиогр.: с. 127 (6 назв. ). - На обложке указан N 2 (24), вып. 1
УДК
ББК 38.712
Рубрики: Строительство--Общественные здания и сооружения, 19 в. кон.
   Россия
    Саратовская губерния

Кл.слова (ненормированные):
архитектурное проектирование школьных зданий -- земские школы -- земское школьное строительство -- школьные здания -- типологические аспекты архитектурного проектирования сельских школ -- начальное образование
Аннотация: Статья посвящена проблемам архитектурного проектирования сельских школьных зданий на начальном этапе внедрения всеобщей системы начального образования в России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Новикова, Н. С.
    Деятельность Тверского земства по реформированию системы народного образования в губернии (1864-1890 гг. ) [Текст] / Н. С. Новикова // Вестник Тверского государственного университета. - 2007. - N 20 (История). - С. 154-160
УДК
ББК 67.401 + 74.03
Рубрики: Право
   Административное право

   Образование. Педагогика

   История образования--Россия--Тверская губерния, 1864-1890 гг.

Кл.слова (ненормированные):
земство -- народное образование -- начальные школы -- земское самоуправление -- губернское земство -- земские школы
Аннотация: Роль уездного земства в создании системы всеобщего начального обучения в Тверской губернии.





    Комлев, А. А.
    Основные этапы и особенности развития земского школьного строительства в уездах Саратовской губернии в конце XIX - начале XX веков [Текст] / А. А. Комлев // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - N 37. - С. 125-129 : ил. - Библиогр.: с. 129 (6 назв. ) . - ISSN 1999-8341
УДК
ББК 38.75
Рубрики: Строительство
   Сельскохозяйственное строительство--Россия--Саратовская губерния, 19 в. кон.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
школьное строительство -- земские школы -- церковно-приходские школы -- губернское земство -- строительство сельских школ
Аннотация: Статья посвящена архитектурно-строительным проблемам формирования сети сельских школьных зданий земского периода. Сельское школьное строительство рассматривается в сопоставлении с историей уездных земств Саратовской губернии.





    Волкова, Татьяна Игоревна.
    Роль земств в социокультурной модернизации России [Текст] : (регион. аспект) / Т. И. Волкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2008. - Вып. 2. - С. 74-86 : Табл. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 63.3(2)5
Рубрики: История
   Россия в XVIII в. - 1917 г.--Россия--Российская империя, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
местное управление -- местное самоуправление -- органы местного самоуправления -- земства -- земские учреждения -- регионы России -- губернии -- статистика -- налоги -- доходы -- расходы -- сметы -- образование -- школы -- начальные школы -- земские школы -- библиотеки -- земские библиотеки -- школьные библиотеки -- публичные библиотеки -- лекции -- чтения -- народные чтения -- музеи -- земские музеи -- музеи наглядных пособий -- здравоохранение -- медицинское обслуживание -- медицинские учреждения -- врачебные участки -- стационарное лечение -- санитарная охрана населения -- врачи -- земские врачи -- санитарные врачи -- модернизация -- социокультурная модернизация
Аннотация: Статья посвящена деятельности земских учреждений Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. На материале девяти губерний Центральной России рассматривается работа земств по созданию библиотек, медицинских учреждений, музеев, школ.





    Мельникова, Л. А.
    Прогрессивная деятельность земства в истории отечественного образования [Текст] / Л. А. Мельникова // Интеграция образования. - 2009. - N 2. - С. 58-61. - Библиогр.: c. 61 (7 назв. ) . - ISSN 1991-9468
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 19 в. 2-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
деятельность земства -- земские учителя -- земские школы -- земства -- народное образование -- отечественное образование -- реформы образования
Аннотация: Автором раскрываются место и роль земства в истории отечественного образования. Доказывается, что деятельность земства определила успешность реформы народного образования во второй половине XIX в. и оказала влияние на развитие отечественного образования в будущем.





    Низамова, М. С. (канд. ист. наук, доц.).
    Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учителей (1864 - 1917 годы) [Текст] / М. С. Низамова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - N 1. - С. 163-165. - Библиогр.: с. 165 (19 назв. ) . - ISSN 1994-5094
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия--Поволжье--Урал, 1864-1917 гг.

Кл.слова (ненормированные):
земское самоуправление -- самоуправление -- земские школы -- школы -- учителя -- деятельность земств -- повышение квалификации
Аннотация: Рассматривается деятельность органов местного самоуправления по подготовке и повышению квалификации земских учителей Поволжского и Уральского регионов, что позволило внести вклад в дело создания обобщающих и проблемных работ по истории земского самоуправления.





    Аллагулов, Артур Минехатович (канд. пед. наук).
    Формирование образовательной политики России во второй половине XIX - начале XX вв. [Текст] / А. М. Аллагулов // Философия образования. - 2010. - N 1 (30). - С. 94-102. - Библиогр.: с. 101-102 (6 назв. ) . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование, 19 в. 2-я пол.; 20 в. 1-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- система образования -- органы власти -- органы государственной власти -- сфера образования -- дореволюционная Россия -- земские школы -- церковно-приходские школы
Аннотация: В статье раскрывается актуальность формирования образовательной политики в России в историко-педагогической ретроспективе, выявляются особенности и достоинства образовательной политики в дореволюционной России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Аллагулов, Артур Минехатович (канд. пед. наук).
    Образовательная политика в России во второй половине XIX - начале XX в. [Текст] = The educational policy in Russia in the second hale of XIX - the beginning of XX century / А. М. Аллагулов, В. Г. Рындак // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2010. - N 2. - С. 103-111. . - Библиогр.: с. 110-111 (7 назв. ). - Рез. англ. - Подстроч. примеч.
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
органы государственной власти -- народные школы -- земские школы -- система образования -- образовательная политика -- начальные народные училища -- пореформенный период -- историко-педагогическое познание
Аннотация: Целью статьи является выделение и структурирование концептуально-теоретических положений, составляющих содержание образовательной политики России во второй половине 19 - начале 20 в. Раскрыта актуальность формирования образовательной политики в России в историко-педагогической ретроспективе.


Доп.точки доступа:
Рындак, Валентина Григорьевна (д-р пед. наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гончаров, М. А. (кандидат педагогических наук).
    Профессиональное становление учителей в России в 1860-1910-е гг. [Текст] / М. А. Гончаров // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 106-112. . - Библиогр.: с. 112 (21 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 1860-1910 гг.

Кл.слова (ненормированные):
учителя -- подготовка учителей -- уровень подготовки педагогов -- педагогическая подготовка -- учительницы -- сельские учителя -- земские школы -- школьные учителя
Аннотация: В широком социально-педагогическом контексте рассматриваются процесс формирования педагогических кадров для земских (сельских) учебных заведений, формирование ценностных представлений об идеале российского учителя, его высоком общественном предназначении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зверева, Б. А. (аспирантка).
    Полемика по вопросам народного образования в Московском училищном совете в 1874 г. [Текст] / Б. А. Зверева // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2012. - № 1. - С. 64-77. - Библиогр.: с. 76-77 (13 назв.) . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 1874 г.

Кл.слова (ненормированные):
народное образование -- начальное образование -- народные училища -- религиозно-патриотическое воспитание -- церковно-приходские школы -- земские школы -- школьные реформы
Аннотация: В статье рассматривается полемика 1874 г. о целях и содержании начального народного образования в Московском училищном совете, где столкнулись точки зрения Ю. Ф. Самарина и А. А. Щербатова, с одной стороны, и московского губернского предводителя дворянства А. В. Мещерского - с другой.


Доп.точки доступа:
Самарин, Ю. Ф. (представитель земства); Щербатов, А. А. (князь); Мещерский, А. В. (князь; предводитель дворянства); Московский училищный совет
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хлебодаров, С. А.
    Регламентация школьной земской деятельности по законодательству о начальном народном образовании в период 1880-1890-гг. [Текст] / С. А. Хлебодаров // Право и образование. - 2012. - № 6. - С. 144-149. - Библиогр.: с. 148-149 (10 назв. ) . - ISSN 1563-020X
УДК
ББК 67.3
Рубрики: Право
   История государства и права--Россия, 1880-1890 гг.

Кл.слова (ненормированные):
земская деятельность -- школьная земская деятельность -- народное образование -- народное просвещение -- история народного образования -- начальное народное образование -- земские школы -- императоры -- земские учреждения -- уездные земские учреждения -- губернские училища -- административный контроль -- церковно-приходские школы -- образовательная политика -- правовые нормы -- положения -- официальные документы -- официальные материалы
Аннотация: Правовые нормы в области начального народного образования, изданные в период 1880-1890-х гг.


Доп.точки доступа:
Александр III (император)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пивненко, П. П.
    Земский компонент развития образования на селе [Текст] / П. П. Пивненко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 5. - С. 51-63. - Библиогр.: с. 63 . - ISSN 1995-1140
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
земские школы -- народное образование -- модернизация образования -- демократизация образования -- учительские кадры -- земства -- земское образование -- земские учреждения
Аннотация: Рассмотрен процесс становления и развития земской школы России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хвостова, И. А.
    Народное просвещение как проблема политики правительства и деятельности земств начала XX в. [Текст] / И. А. Хвостова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 5. - С. 51-56. - Библиогр.: с. 55-56 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия

Кл.слова (ненормированные):
земство -- народное образование -- народное просвещение -- грамотность -- земские школы -- финансовое обеспечение -- учительство -- местное самоуправление
Аннотация: Раскрываются важнейшие аспекты правительственной политики в сфере народного просвещения начала XX в. и основные проблемы ее практической реализации в рамках образовательной деятельности дореволюционных органов местного самоуправления - земств. Особое внимание уделено позиции представителей Государственной Думы относительно необходимости введения в рассматриваемый период всеобщего обучения в российских губерниях и уездах.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Савченко, Нина Александровна (кандидат исторических наук; доцент).
    Состояние, правовое обеспечение и актуальные проблемы российского образования (по материалам сенаторских ревизий начала XX века) [Текст] / Н. А. Савченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 2 (102). - С. 125-129. - Библиогр.: с. 129 (11 назв.). - Аннот. на англ. яз.: с. 367 . - ISSN 2071-5323
ГРНТИ
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 20 в. нач.
   История образования--Россия, 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
народное просвещение -- начальное образование -- народные училища -- земские школы -- материальная обеспеченность -- местное самоуправление -- административный ресурс -- министерские проверки -- сенаторские ревизии
Аннотация: Подняты актуальные и по сей день проблемы российского образования, выявленные по материалам сенаторских ревизий в начале XX века.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чеховских, Константин Анатольевич.
    Развитие народного образования в Западной Сибири в период антиколчаковского повстанческого движения (1919 г.) [Текст] / К. А. Чеховских, Л. Б. Гиль // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 322, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 165-170. - Библиогр.: с. 170 (26 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 66.1(2) + 74.03
Рубрики: Политика. Политология
   История политической мысли России и СССР--Россия--Западная Сибирь, 1918-1919 гг.

   Образование. Педагогика

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
народное образование -- повстанческое движение -- военное положение -- образовательные учреждения -- земство -- земские школы -- отделы народного образования -- народные учителя
Аннотация: Рассмотрены проблемы влияния повстанческого движения и военного положения на процессы развития народного образования в Западной Сибири в июне 1918 - декабре 1919 гг. Исследованы мероприятия повстанческих органов власти по организации и восстановлению образовательных учреждений.


Доп.точки доступа:
Гиль, Людмила Болеславна; Министерство народного просвещения
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Захарова, Татьяна Александровна (кандидат исторических наук; доцент).
    Аткарское уездное земство и проблемы народного образования (60 – 90-е годы XIX века) [Текст] / Т. А. Захарова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 2. - С. 133-136. - Библиогр.: с. 136 (11 назв.) . - ISSN 1994-5094
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия--Саратовская губерния--Аткарский уезд, 19 в 60-е гг.; 19 в. 70-е гг.; 19 в. 80-е гг.; 19 в. 90-е гг.

Кл.слова (ненормированные):
деятельность земств -- земские школы -- санитарное состояние -- уездные земства -- учащиеся земских школ -- учебные библиотеки -- учительские библиотеки
Аннотация: Предметом исследования является деятельность Аткарского уездного земства Саратовской губернии по организации и обеспечению деятельности школ для крестьянских детей на территории уезда, укреплению их материальной базы, подбору педагогических кадров и повышению их квалификации, обеспечению школ учебниками, книгами для чтения учащихся, литературой для учителей, наглядными пособиями. В статье проведен анализ различных аспектов этой деятельности и ее результатов.


Доп.точки доступа:
Аткарское уездное земство Саратовской губернии
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пазгалова, Екатерина Сергеевна (ассистент; аспирант).
    Основные тенденции деятельности земства Вологодской губернии по развитию школьного образования в регионе в 1870-1918 гг. [Текст] / Е. С. Пазгалова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 384 (июль). - С. 176-181. - Библиогр.: с. 179-180 (22 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия--Вологодская губерния--1870-1918 гг.

Кл.слова (ненормированные):
школьное образование -- земства -- земские школы -- церковно-приходские школы -- всеобщее обучение -- губернские земства -- уездные земства
Аннотация: История деятельности Вологодского земства по развитию школьного образования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хвостова, И. А.
    Преподавание в земских школах Нижегородской губернии как ключевая проблема в образовательной сфере региона во второй половине XIX в. [Текст] / И. А. Хвостова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 5. - С. 52-56. - Библиогр.: с. 56 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия--Нижегородская губерния, 19 в. 2-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
грамотность -- земские школы -- земство -- народное образование -- учительство
Аннотация: Раскрыта ключевая проблема формирования и деятельности земских учебных заведений Нижегородской губернии. Внимание уделено позиции представителей органов земского самоуправления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Голикова, Светлана Викторовна (доктор исторических наук).
    Путь к всеобучу: достижения и трудности в развитии народного образования в сельской местности Пермской губернии второй половины XIX - начала XX века [Текст] / С. В. Голикова // Образование и наука. - 2016. - № 2. - С. 156-168. - Библиогр.: с. 166-167 (21 назв.) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 74.204 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение

   История образования--Россия--Пермь, 19 в. 2- я пол.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
школьная политика -- государственная школьная политика -- всеобуч -- народное образование -- начальное народное образование -- земские школы -- церковно-приходские школы -- сельская местность
Аннотация: Выявлены основные этапы и характерные черты развития начальной народной школы в сельской местности Пермской губернии до появления планов всеобуча и во время их реализации. Определена динамика образовательного процесса по числу учебных заведений и численности учащихся. Установлены масштабы и участие в нем земства и православной церкви. Охарактеризован взгляд духовенства на церковно-приходские школы как особый тип образовательных учреждений. Обозначены трудности, с которыми государственная школьная политика столкнулась при реализации в сельской местности губернии планов всеобуча. Показано, что, несмотря на ускорение темпов развития школьного дела и значительные успехи в организации начальной массовой общеобразовательной школы, достигнуть всеобщего образования на селе в дореволюционный период не удалось.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Митяева, О. И.
    П. А. Столыпин и развитие земства [Текст] / О. И. Митяева // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2015. - № 6. - С. 17-26. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0868-4871
УДК
ББК 66.3(2Рос)
Рубрики: Политика. Политология
   Внутреннее положение. Внутренняя политика России в целом, 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
земство -- земские учреждения -- аграрные реформы -- землеустройство -- земские школы -- земская медицина -- российское крестьянство -- российские реформаторы
Аннотация: Рассматриваются инициативы крупнейшего российского реформатора Петра Столыпина, которые должны были существенно расширить возможности земских учреждений в области землеустройства и агрономической помощи населению, а также организации земских школ, медицины и ветеринарии.


Доп.точки доступа:
Столыпин, П. А. (российский государственный деятель ; 1862-1911)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)