Парибок, Андрей Всеволодович (кандидат философских наук; доцент).
    К осмыслению трансляции доктрины в индийской философии [Текст] / А. В. Парибок, Р. В. Псху // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2017. - Т. 21, № 4. - С. 524-533. - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2313-2302
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Индия

Кл.слова (ненормированные):
ведантская литература -- доктрины -- древняя философия -- индийская философия -- передача смыслов -- средневековая философия -- трансляция философии -- философские знания -- философские школы
Аннотация: Анализируются специфические черты модуса трансляции философского знания в древней и средневековой философии Индии.


Доп.точки доступа:
Псху, Рузана Владимировна (доктор философских наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Канаев, Илья Александрович (кандидат философских наук; постдоктор).
    Сравнительный анализ принципов буддизма и древней философии Китая [Текст] / И. А. Канаев // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 118-129. - Библиогр.: с. 128-129. - Примеч.: с. 127 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- буддизм -- древняя философия -- принципы философии -- теория познания -- философские традиции -- конфуцианство -- круг перемен -- мировоззрение -- культура
Аннотация: Статья продолжает авторское исследование классической философии Китая при помощи языка современной теории познания и сопоставляет принципы буддизма и древнекитайской философии. Относительная завершенность и систематичность буддизма до его проникновения в Китай позволяет ограничиться общим очерком его ключевых понятий: причинность (карма), дискретность состояний сознания (дхарма), отсутствие самости (анатмавада), нераздельность состояния заблуждения (самсара) и пробуждения (буддха). Автор ставит под сомнение распространенную идею, что исходные принципы буддизма радикально отличны от предыдущей философской традиции Китая. Аргументация опирается на появившиеся до проникновения буддизма классические трактаты конфуцианства: "Чжоу и", "Да сюэ" и "Чжун юн". Выбор источников обусловлен тем, что именно конфуцианство выступало с основной критикой философских идей и мировоззрения буддизма, и указанные тексты позволяют наиболее ярко проявить сходство и различия двух учений. В статье кратко рассмотрены идеи круга перемен (чжоу и), концепции постижения вещей (гэ у) и искренности (чэн и). В итоге, отмечается соответствие принципов буддизма и древней философии Китая. Таким образом, распространение буддизма на территории Китая утверждается не как вторжение чуждого мировоззрения, но как обновление и развитие культуры в соответствии с ее собственным.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зельницкий, Александр Дмитриевич (кандидат философских наук; старший преподаватель).
    Об историко-культурном контексте формирования фамильной легенды рода Ли [Текст] / А. Д. Зельницкий // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 130-137. - Библиогр.: с. 136-137. - Примеч.: с. 134-136 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- древняя философия -- теория познания -- философские традиции -- фамильные легенды -- идеология -- историко-культурный контекст -- китайские империи -- исторические реконструкции -- пророчества -- генеалогия
Аннотация: В статье рассматривается реконструкция историко-культурного контекста формирования фамильной легенды основателей империи Тан (618-907) в том виде, как она представлена в научной литературе. В реконструкции выделяются пять составляющих и исследуются их содержание, идейные и исторические истоки каждой из них. Отдельное внимание в статье уделяется теме императорского почитания Лао-цзы, зафиксированного еще до основания империи Тан. Также в статье обсуждается важный вопрос, связанный с реконструкцией историко-культурного контекста формирования фамильной легенды рода Ли: вопрос о возможности перехода от известных по историческим источникам данных о пророчествах о грядущем правителе с фамилией Ли к самой фамильной легенде и о соотношении влияния пророчеств и генеалогических представлений.


Доп.точки доступа:
Ли, (род)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Белая, Ирина Витальевна (кандидат философских наук; независимый исследователь).
    "Женское мастерство внутренней алхимии", изложенной в семи стихах Сунь Бу-эр [Текст] / И. В. Белая // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 138-152. - Библиогр.: с. 150-152. - Примеч.: с. 149-150 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- древняя философия -- теория познания -- даосизм -- даосские школы -- женский духовный путь -- бессмертие -- внутренняя алхимия -- поэтические тексты -- совершенствование
Аннотация: Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Цюаньчжэнь. У истоков этого религиозного движения стояла наставница Сунь Бу-эр, основательница школы Чистоты и покоя (Цинцзин пай). В текстах, приписываемых ей, были изложены основы женской алхимической практики, которая является одним из самых интересных и малоизученных направлений даосизма в культуре современного Китая. В качестве источника был выбран сборник стихотворений "Женское мастерство внутренней алхимии" ("Нюй гун нэй дань"), входящий в состав большого собрания поэтических текстов "Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр" ("Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй"). На примере семи стихотворений анализируются этапы женского совершенствования, начиная с метода "обезглавливания Красного дракона" и заканчивая появлением в теле подвижницы бессмертного духа-шэнь, сравниваемого с цветком лотоса. В наставлениях делается акцент как на пестовании внутренней природы (син), так и жизненной силы (мин), что соответствует парадигме учения Цюаньчжэнь, ратовавшего за их одновременное совершенствование (шуан сю).


Доп.точки доступа:
Сунь, Бу-эр (основательница подшколы Циньцзинпай в даосской школе ; 1119-1182)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Руденко, Николай Владимирович (младший научный сотрудник).
    "Суждения о муже и жене" Ли Чжи: Двое на одного, или Инь-Ян против Великого предела [Текст] / Н. В. Руденко // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 153-165. - Библиогр.: с. 164-165. - Примеч.: с. 164 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- древняя философия -- Великий предел -- тай цзи -- Принцип Ли -- Ли принцип -- философские эссе -- дуализм -- феминизм -- неоконфуцианство -- философские тексты
Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее известных и интересных в философском отношении эссе неоконфуцианского мыслителя Ли Чжи (1527-1602) - "Суждениям о муже и жене" ("Фу фу лунь"). Представлен перевод произведения на русский язык, обнаружены и прокомментированы многочисленные присутствующие в нем отсылки к классическим философским текстам - "Канону перемен" ("И-цзин"), "Канону Пути и благодати" ("Дао дэ цзин"), "Беседам учителя Чжу, [сгруппированным по] классам" ("Чжу-цзы юй лэй") и др. В результате исследования сделан вывод об оппозиционно-критическом характере эссе, главной целью которого была дискредитация учения Чжу Си и его основополагающих онтологических категорий - Великого предела (тай цзи) и Принципа (ли). Можно заключить, что данная критика осуществляется с позиций натуралистического дуализма и имеет демократический характер, феминистичность же эссе представляется весьма сомнительной.


Доп.точки доступа:
Ли, Чжи (китайский философ; историк; писатель и литературный критик периода заката династии Мин ; 1527-1602); Чжу, Си (китайский философ; учёный-энциклопедист ; 1130-1200)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дубровская, Динара Викторовна (кандидат исторических наук).
    Зрение как зеркало: европейские теории визуальности и "аккомодативный" стиль художников-иезуитов в Китае [Текст] / Д. В. Дубровская // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 166-172. - Библиогр.: с. 171-172. - Примеч.: с. 170 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
китайская философия -- древняя философия -- визуальность -- аккомодативные концепции -- иезуиты -- художники-иезуиты -- китайское искусство -- теология -- миссионерская работа -- европейские мыслители -- синтез европейской и китайской традиций
Аннотация: Статья посвящена этико-философским и эстетическим источникам выработки знаменитой аккомодативной теологической концепции, использовавшейся представителями ордена иезуитов, в частности, при миссионерской работе в Китае. Автор показывает, что итальянский художник Джузеппе Кастильоне и другие художники-иезуиты при дворе маньчжурских императоров в Пекине умело пользовались теоретическими наработками европейских мыслителей для создания в Китае тонкого визуального синтеза европейской и китайской традиций, которого ожидали от них заказчики-императоры.


Доп.точки доступа:
Кастильоне, Д. (итальянский монах-иезуит; художник ; 1688-1766)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)