Марищук, Л. В.
    О применении системного подхода в изучении дивергентного мышления [Текст] / Марищук Л. В., Пыжьянова Е. В. // Психология обучения. - 2007. - N 10. - С. 20-30. - Библиогр.: с. 29-30 (26 назв. ) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
дивергентное мышление -- системный подход -- системообразующий фактор -- конвергентное мышление -- оригинальность мышления
Аннотация: Основные положения системного подхода к изучению дивергентного мышления и его аспекты. Дефиниции системы, системообразующего фактора, механизмов прямой и обратной связи.


Доп.точки доступа:
Пыжьянова, Е. В.




    Циринг, Д. А. (кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ЧГУ).
    Психологическое содержание когнитивного компонента личностной беспомощности [Текст] / Д. А. Циринг // Образование и общество. - 2010. - N 1 (60). - С. 64-67. - Библиогр.: с. 67 (9 назв. ) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 88.37 + 88.8
Рубрики: Психология
   Психология личности

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
личностная беспомощность -- выученная беспомощность -- беспомощность -- когнитивный компонент -- мотивационный компонент -- эмоциональный компонент -- волевой компонент -- депрессия -- пессимизм -- конвергентное мышление -- дивергентное мышление
Аннотация: Приводятся результаты исследования когнитивного компонента личностной беспомощности, проведенного на выборках детского, подросткового и юношеского возраста в рамках авторской концепции личностной беспомощности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Подгайский, Н. Е.
    Контрольно-диагностические мероприятия при внедрении инновационных образовательных программ для дошкольников [Текст] / Н. Е. Подгайский, С. П. Балашова // Мир психологии. - 2010. - N 1. - С. 104-108. - Библиогр.: с. 108 (12 назв. )
УДК
ББК 88.8 + 74.1
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Образование. Педагогика

   Дошкольная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
дошкольники -- инновационные образовательные программы -- образовательные программы -- визуальное мышление -- социально-эмоциональное развитие -- дивергентное мышление -- контрольно-диагностические методы
Аннотация: В работе описаны применяемые при внедрении инновационных образовательных программ диагностические методы и показан пример их применения. На основе результатов психодиагностических мероприятий можно корректировать образовательный процесс.


Доп.точки доступа:
Балашова, С. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гетманская, Е. В.
    Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм? [Текст] / Е. В. Гетманская // Сибирский психологический журнал. - 2010. - N 36. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 31 . - ISSN 1726-7080
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- способы мышления -- репродуктивное мышление -- продуктивное мышление -- творческое мышление -- латеральное мышление -- вертикальное мышление -- дивергентное мышление -- критическое мышление -- психологи
Аннотация: Исследуется подвижность границ продуктивного и репродуктивного мышления, выявляется специфика и механизмы данных способов мышления.


Доп.точки доступа:
Боно, Э. де (британский психолог и писатель ; 1933-); Брушлинский, А. В. (психолог ; 1933-2002); Калошина, И. П. (ученый-психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Яковлева, Н. В.
    Творческая деятельность учащихся как фактор развития их социального интеллекта и дивергентного мышления [Текст] / Н. В. Яковлева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - N 12. - С. 125-132. - Библиогр.: с. 132 . - ISSN 1995-1140
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания

Кл.слова (ненормированные):
учащиеся -- творческая деятельность школьников -- дивергентное мышление -- социальный интеллект -- социализация детей -- разноплановая творческая деятельность
Аннотация: Результаты указывают, что разноплановая творческая деятельность субъекта является системным фактором, оказывающим влияние на развитие социального интеллекта и дивергентного мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Белошистая, А. В.
    Развитие дивергентного мышления младших школьников [Текст] : дайджест / А. В. Белошистая, А. Н. Иванов // Психология обучения. - 2010. - N 8. - С. 119-120. . - Полностью ст. опубл.: Вопросы психологии. - 2010. - N 2. - С. 72-80.
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дивергентное мышление -- младшие школьники -- креативное мышление -- гибкость мышления -- логическое мышление -- начальное образование -- дайджесты
Аннотация: Построение обоснования для разработки системы заданий, направленных на развитие дивергентности мышления младших школьников. Апробация этой системы с целью проверки ее действенности.


Доп.точки доступа:
Иванов, А. Н.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Подгайский, Е. Е.
    Контрольно-диагностические мероприятия при внедрении инновационных образовательных программ для дошкольников [Текст] : дайджест / Н. Е. Подгайский, С. П. Балашова // Психология обучения. - 2010. - N 9. - С. 137-138. . - Полностью ст. опубл.: Мир психологии. - 2010. - N 1. - С. 104-108.
УДК
ББК 88.8 + 74.1
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Образование. Педагогика

   Дошкольная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
инновационные образовательные программы -- дошкольники -- психическое развитие -- интеллектуальное развитие -- социально-эмоциональное развитие -- визуальное мышление -- дайджесты -- дивергентное мышление -- завышенная самооценка -- дошкольные образовательные учреждения
Аннотация: Исследование влияния внедрения инновационной образовательной программы "Двенадцать месяцев" на психическое развитие детей 5, 5-6, 5 лет в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.


Доп.точки доступа:
Балашова, С. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кравченко, Ю. А. (кандидат технических наук).
    Интеграция свойств когнитивных стилей и интеллектуальных агентов как основа создания адаптивных информационных обучающих систем [Текст] / Ю. А. Кравченко // Открытое образование. - 2010. - N 4. - С. 20-28. : рис. - Библиогр.: с. 28 (9 назв. )
УДК
ББК 74с + 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
информационные системы -- когнитивные стили -- образовательные модели -- искусственный интеллект -- дивергентное мышление -- теория агентов -- учебный процесс -- преподаватели -- агентов теория -- студенты -- высшее образование -- индивидуальное обучение -- многоагентные системы
Аннотация: Объект внимания данной работы представляет собой метод интеграции результатов психологических исследований когнитивных особенностей личности обучаемого и технологий искусственного интеллекта для создания систем диагностики познавательных стилей с дальнейшей разработкой индивидуальных образовательных траекторий и моделей референтных групп на основе теории многоагентных систем.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дегтярев, Сергей Николаевич (кандидат педагогических наук ; доцент ; директор).
    Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления [Текст] / С. Н. Дегтярев // Образование и наука. - 2009. - N 4. - С. 23-36. : 3 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 35-36 (12 назв. )
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
физико-математические классы -- 10 классы -- учебно-познавательная деятельность -- математическая культура -- вычислительные умения -- креативные способности -- логическое мышление -- конвергентное мышление -- дивергентное мышление -- схемы взаимодействия -- актуализация мышления -- задачи дивергентного типа
Аннотация: Предпринята попытка показать взаимодействие конвергентного и дивергентного мышления как компонентов единого мыслительного процесса. Дано описание задач дивергентного типа. Доказана эффективность их применения для развития креативного интеллекта школьников в процессе учебно-познавательной деятельности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов [Текст] / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. - 2014. - № 3. - С. 25-32 : рис., табл. - Библиогр.: c. 31 (10 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1991-9468
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
деятельностный компонент компетентности -- дивергентное мышление -- инженерная деятельность -- инновационная инженерная деятельность -- коммуникативность -- компетентность -- компетенции -- креативность -- мотивационный компонент компетентности -- подготовка инженерных кадров -- структуризация компетентности -- творческое мышление
Аннотация: Конкретизируются понятия "компетентность" и "компетенция" применительно к подготовке студентов к инновационной инженерной деятельности (ИИД ). Компетентность рассматривается как интеграция ее компонентов: знаниевого, деятельностного и психологического (мотивационного и способностного). При этом в основе формирования способностного, знаниевого и деятельностного компонентов лежит мотивационный компонент, а инструментарием реализации мотивационного, знаниевого и способностного компонентов выступает деятельностный. Выявлено 15 компетенций, необходимых для формирования у студентов компетентности в ИИД, в рамках деятельностного компонента. Сделан вывод о необходимости формирования именно этих компетенций при подготовке студентов к инновационной деятельности.


Доп.точки доступа:
Наумкин, Н. И.; Грошева, Е. П.; Шекшаева, Н. Н.; Купряшкин, В. Ф.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Старченко, Мария (кандидат психологических наук).
    Психофизиология креативности [Текст] / М. Старченко // Наука и инновации. - 2014. - № 12. - С. 15-19 : 1 фот. - Библиогр.: с. 18 (22 назв. ) . - ISSN 1818-9857
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
креативность -- психофизиология творчества -- творческое мышление -- рациональное познание -- вдохновение -- нейрофизиологические исследования -- творческая деятельность -- мозговая организация креативности -- дивергентное мышление -- инсайт
Аннотация: Современное состояние психофизиологии творческого мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Касаева, Татьяна Владимировна.
    Креативный человеческий капитал как движущая сила современной экономики [Текст] / Татьяна Владимировна Касаева, Татьяна Анатольевна Бондарская // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 2 (130). - С. 51-56 : схемы, табл. - Библиогр.: с. 55 (6 назв.). - Рез. англ. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1810-0201
УДК
ББК 65.01
Рубрики: Экономика
   Общая экономическая теория--Россия

Кл.слова (ненормированные):
человеческий капитал -- креативный труд -- труд -- интеллект -- креативность -- метафорическое мышление -- когнитивные способности -- интеллектуальный труд -- когнитивные методы -- дивергентное мышление
Аннотация: В отличие от традиционных подходов к исследованию человеческого капитала, в качестве основного критерия отнесения трудовых способностей индивида к человеческому капиталу предложена креативность как основной когнитивный метод интеллектуального труда, нацеленного на выполнение ценной, оригинальной работы и предлагающего развитие в индивиде таких когнитивных способностей, как метафорическое мышление, синтез, творческий подход к решению задач и дивергентное мышление.


Доп.точки доступа:
Бондарская, Татьяна Анатольевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Макарова, Людмила Николаевна.
    Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи [Текст] / Людмила Николаевна Макарова // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 8 (136). - С. 51-59. - Библиогр.: с. 58 (18 назв.). - Рез. англ. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1810-0201
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
вузы -- высшие учебные заведения -- дивергентное мышление -- индивидуальный стиль деятельности -- конвергентное мышление -- критическое мышление -- педагогическая деятельность -- преподаватели вуза
Аннотация: Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Крачковский, С. М. (учитель математики; заведующий кафедрой).
    О различных подходах к понятию дивергентной математической задачи [Текст] / С. М. Крачковский // Образование и общество. - 2015. - № 5 (94). - С. 44-48. - Библиогр. в конце ст. (7 назв.) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
дивергентное мышление -- дивергентные задачи -- преподавание математики -- школьники
Аннотация: Рассматривается понятие дивергентной задачи по математике. Указываются некоторые факторы, позволяющие считать ту или иную задачу дивергентной. Даются методические рекомендации по использованию таких задач в учебном процессе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Крутелева, Л. Ю.
    Особенности смысложизненных стратегий студентов с разной степенью выраженности чувства юмора [Текст] / Л. Ю. Крутелева, Кара Ж. Ю. // Психология обучения. - 2017. - № 9. - С. 134-148 : ил. - Библиогр.: с. 147 (9 назв.) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
студенты вузов -- смысложизненные стратегии -- чувство юмора -- личность студента -- интеллектуальные способности -- творческие способности -- дивергентное мышление -- комичное -- смешное -- окружающая действительность -- вербальная креативность -- осмысление жизни
Аннотация: Способность личности к производству юмора как интеллектуальная творческая способность, как дивергентное мышление, направленное на нахождение комичного и смешного в явлениях окружающей действительности. Эмпирическое подтверждение того, что уровни вербальной креативности и осмысленности жизни у студентов с разной степенью выраженности чувства юмора значимо отличаются, а их смысложизненные стратегии отличаются по структуре.


Доп.точки доступа:
Кара, Ж. Ю.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Протасова, Елена Константиновна (аспирант; старший преподаватель).
    Обучение условно-стилизованному изображению как средство развития абстрактно-образного мышления студентов [Текст] / Е. К. Протасова // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 430 (май). - С. 152-158 : табл. - Библиогр.: с. 156-157 (26 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
графический дизайн -- дизайн -- художественное образование -- условно-стилизованное изображение -- обучение условно-стилизованному изображению -- дизайнерское мышление -- абстрактно-образное мышление -- логическое мышление -- образное мышление -- мышление студентов -- студенты -- асимметрия мышления -- коррекция асимметрии мышления -- креативность -- развитие мышления -- будущие дизайнеры -- подготовка будущих дизайнеров -- дивергентное мышление -- методы развития мышления
Аннотация: Система целенаправленного выполнения заданий для коррекции возможной асимметрии видов мышления у студентов с преобладанием логического либо образного мышления, способствующая развитию дизайнерского мышления через работу над условно-стилизованным изображением.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Вьюнова, Н. И.
    Развитие креативности студентов университета средствами гештальт-терапии [Текст] / Н. И. Вьюнова, М. В. Алексеева // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2019. - № 4. - С. 23-26 : табл. - Библиогр.: с. 26 . - ISSN 1609-0721
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
дивергентное мышление -- гештальт-терапия -- инновационная деятельность -- креативность личности -- молодежь -- творческая адаптация -- творческие преобразования -- творческие способности
Аннотация: Рассмотрены сущностные и содержательные характеристики креативности личности, обозначены особенности развития данного феномена в студенческом возрасте, представлены результаты апробации психолого-педагогической программы развития креативности студентов университета средствами гештальт-терапии.


Доп.точки доступа:
Алексеева, М. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорфман, Леонид Яковлевич.
    Дивергентная креативность в дуальном формате [Текст]. Сообщение 2. Эмпирические свидетельства о дивергентной креативности / Л. Я. Дорфман // Мир психологии. - 2019. - № 2. - С. 255-266. - Библиогр.: с. 265-266 (18 назв.)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
беглость -- вариативность -- гибкость -- дивергентная креативность -- дивергентная креативность по мышлению -- дивергентная креативность по предмету -- дивергентное мышление -- дуальность -- общность -- оригинальность
Аннотация: Излагаются результаты исследования дивергентной креативности в дуальном формате. Введение этого понятия в научный оборот и его анализ были предприняты в сообщении 1. Были приведены аргументы в пользу рассмотрения дивергентной креативности по мышлению и по предмету и изучены их особенности по расходящимся идеям, вариативности и общности. В настоящем сообщении излагаются 7 операциональных моделей дивергентной креативности. Первая модель показывала различия между дивергентной креативностью по мышлению и по предмету в параметрах беглости, гибкости, оригинальности. Две модели отображали вклады в них общностей и четыре модели - вклады в них вариативности. В исследовании приняли участие 196 учащихся старших классов общеобразовательных школ Перми (76 юношей и 120 девушек), возраст в диапазоне от 15 до 17 лет. Применялся внутригрупповой план исследования. У одних и тех же участников оценивались беглость, гибкость, оригинальность, их общности и вариативности в условиях дивергентной креативности по мышлению и по предмету. Обработка данных осуществлялась посредством, конфирматорного факторного анализа, структурных линейных уравнений. Было установлено, что дивергентная креативность по мышлению и по предмету выделяется в отдельные факторы, между ними имелись значимые различия.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Медведев, Богдан Павлович (аспирант).
    Функциональная фиксированность и ее роль в снижении продуктивности творческого мышления [Текст] / Б. П. Медведев, С. Р. Яголковский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 3 (июль-сентябрь). - С. 414-427. - Библиогр.: с. 422-423, 424-427 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.3 + 88.45
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативное мышление -- гештальтпсихология -- детерминация функциональной фиксированности -- дивергентное мышление -- невербальные задачи -- поведенческие привычки -- продуктивность мышления -- самовыражение субъектов -- смыслообразование -- субъекты -- сферы деятельности -- творческая деятельность -- творческое мышление -- феномен функциональной фиксированности -- функциональная фиксированность -- целеобразование
Аннотация: Проанализированы те аспекты и факторы творческого мышления субъекта, которые являются наиболее важными для понимания природы и негативной роли функциональной фиксированности. Рассмотрены основные подходы к определению феномена функциональной фиксированности, различные теории и модели, объясняющие природу этого феномена, а также формы проявления функциональной фиксированности в самых разных сферах деятельности субъекта.


Доп.точки доступа:
Яголковский, Сергей Ростиславович (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник).
    Доминанта и творчество [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 80-91. - Библиогр.: с. 90 (32 назв.). - References in Russian: р. 90-91 (26 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
доминанта -- творчество -- внутренняя энергия души -- одаренность -- креативность -- инсайт -- дивергентное мышление -- психологические качества человека -- жизненный опыт человека
Аннотация: Способность к творчеству (одаренность) является сущностной характеристикой человека, проявлением изначально присущей ему "внутренней энергии души" (В. В. Зеньковский). В то же время атрибуты спонтанности и свободы, неотъемлемые от полноценного творческого акта, препятствуют изучению творчества в свойственной науке каузальной логике, в условиях эксперимента и с применением измерительных процедур. Альтернативный подход предполагает опору на целостную, "системообразующую" характеристику человека как творческой личности. Анализ психологических исследований, биографических данных и интроспективного опыта выдающихся творцов в разных областях культуры приводит к выводу, что основой полноценного и успешного творчества являются полнота погруженности и то "смысложизненное" значение, которое имеют для человека его деятельность в избранной области; его стремление "переводить в нее свою жизнь". В силу этого складывается соответствующая доминанта, которая модифицирует одновременно и психику человека, и картину мира, в котором он живет и творит. Она преобразует нейтральные (не специализированные) психологические качества человека в актуальные способности к данному виду деятельности и одновременно, действуя аналогично доминанте физиологического уровня, трансформирует эффект воздействия повседневных впечатлений, извлекая из них именно то, что отвечает ее запросу. В результате разнообразный жизненный опыт человека превращается в повод и материал для зарождения и воплощения творческих замыслов в науке, искусстве или какой-либо другой области. Это позволяет по-новому осмыслить те случаи "инсайта", когда его вызывают явления, с рациональной точки зрения не имеющие ничего общего с возникающей идеей или образом. Автор соотносит свою позицию с задачами развития одаренности в педагогической практике и обосновывает утверждение, что для воспитания творческой личности в какой бы то ни было сфере деятельности плодотворно раннее и полноценное приобщение детей к художественному творчеству, поскольку эстетическое отношение к миру воспитывает чувство сопричастности, родства со всеми явлениями бытия, чуткость к тем сторонам действительности, которые не представляются значимыми в контексте повседневности, но могут способствовать зарождению и оформлению творческих замыслов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)