Мелия, Алексей Александрович (преподаватель).
    Понятие дефекта в творчестве Л. С. Выготского [Текст] / А. А. Мелия // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 74-90. - Библиогр.: с. 88-89 (33 назв.). - References in Russian: р. 89-90 (28 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дефект развития -- марксизм -- социальный вывих -- еврейский вопрос -- холокост -- расовая гигиена -- сверхкомпенсация -- инклюзивное образование -- культурно-историческая теория
Аннотация: Рассматривается идея дефекта как ключевой вопрос, связывающий различные направления и этапы творчества Л. С. Выготского. Черты концепции дефекта как "социального вывиха" позволяют сопоставить ранние работы, посвященные еврейскому вопросу, работы по дефектологии и философскую, мировоззренческую работу Л. С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса", а также его практическую деятельность. Еще в юности Выготский обнаружил, что даже великие писатели разных времен не могли проникнуть в "психологию еврея", поскольку на их пути оказывались социальные ограничения, стереотипные образы и т. п. Эта тема нашла свое отражение в более поздних работах Выготского, связанных с проблемами нарушений развития. Исследования Выготского в области дефектологии позволяют конкретизировать общие положения о задачах преобразования общества, создания нового человека. История сама соединила две указанные темы: еврейский вопрос и вопрос о "дефективных детях". В годы Второй мировой войны именно с детей, имевших нарушения развития, началось планомерное, промышленное уничтожение людей, признанных неполноценными. После Второй мировой войны массовое уничтожение людей, холокост, стало своего рода поворотным пунктом для гуманитарной мысли, к этой теме обращались многие ученые, в том числе психологи. В связи с этим большой интерес представляют идеи Выготского, по своей сути, наиболее полно и последовательно противостоящие концепциям защиты общества от "неполноценных"; в 1920-1930-е гг. эти идеи получили научное и законодательное признание в ряде развитых стран.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Маркс, К. (немецкий мыслитель; общественный деятель ; 1818-1883); Ильенков, Э. B. (советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики ; 1923-1979); Блейлер, О. (психиатр ; 1857-1939)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)