Золотова, Н. О. Естественный метаязык сознания как инструмент становления языковой личности [Текст] / Н. О. Золотова> // Вестник Тверского государственного университета. - 2007. - N 16 (Философия). - С. 4-13. - Библиогр.: с. 13-14 (27 назв. )
Рубрики: Психология Детская психология Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- детская речь -- метаязык -- языковая личность -- метаязыковые способности -- языковое сознание Аннотация: Вопросы исследования детской речи с целью выяснения способности ребенка к рефлексии над языком и речью. |
Елисеева, М. Б. "Нормальные" ошибки в речи детей раннего возраста [Текст] / Елисеева М. Б.> // Практическая психология и логопедия. - 2008. - N 2. - С. 57-62
Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): нормальное развитие речи -- развитие речи -- детская речь -- дети -- ранний возраст -- речевые ошибки -- речевые нарушения -- задержка речевого развития -- патологические ошибки -- аномальные ошибки -- нарушения речи Аннотация: Отклонения от нормативного языка в речи нормально развивающихся детей. |
Таратынова, М. О. Процесс формирования речевой деятельности ребенка и его отношений с игрушками, животными и людьми [Текст] / М. О. Таратынова ; Под руководством Зыкова М. Б.> // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. - 2008. - N 5. - С. 39-40
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): соционика -- речь -- детская речь -- развитие речи -- речевая деятельность -- развитие ребенка Аннотация: Данная работа выполнена как первый шаг в ряду последовательных ступеней процесса формирования и развития речевой деятельности. Доп.точки доступа: Зыков, М. Б. \.\ |
Таратынова, М. О. Как научить ребенка говорить? [Текст] / М. О. Таратынова ; Под руководством Зыкова М. Б.> // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. - 2008. - N 5. - С. 41
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): соционика -- речь -- детская речь -- развитие речи -- речевая деятельность -- развитие ребенка Аннотация: По гипотезе автора включая ребенка сначала в деятельность с игрушками, затем отношения с животными, и, наконец, отношения с людьми можно активизировать речевую деятельность ребенка. Доп.точки доступа: Зыков, М. Б. \.\ |
Bokus, B. Children's communication in space : the creation of peer interactions at the prechool age [Text] / Bokus B.> // Вестник Пермского университета. - 2008. - Вып. 3 (19). - С. 22-30 . - ISSN 1998-2143
Рубрики: Языкознание--Польша, 21 в. нач. Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): детская речь -- детское общение -- языковая картина Аннотация: В статье представлена попытка исследовать общение детей в пространстве в процессе конструирования взаимодействия ребенок-ребенок. Автор придерживается различения пространства и времени, предложенного Йи-Фу Туаном. В соответствие с его идеями пространство, ощущаемое как хорошо знакомое, становится для нас местом. Открытое пространство подобно незаполненной странице, готовой принять смысл. Закрытое, освоенное человеком пространство, которому уже приписан определенный смысл, превращается в "место". В противоположность пространству место подчиняется установленным людьми правилам. Автор сосредоточивается на обсуждении одного аспекта коммуникативной компетенции: как дети общаются в пространстве и какие смыслы они приписывают пространственным отношениям, конструируя взаимодействие ребенок-ребенок. |
Зырянова, Е. В. О методах сбора материалов и изучения детской речи [Текст] / Зырянова Е. В.> // Вестник Пермского университета. - 2008. - Вып. 3 (19). - С. 39-44 . - ISSN 1998-2143
Рубрики: Языкознание, 21 в. нач. Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): детская речь -- речевой материал -- экспериментальный материал -- компьютерные технологии Аннотация: В статье рассматриваются методы анализа детской речи. Описывается международная система обмена данными детской речи CHILDRES. Автором делается вывод о том, что записи детской речи, осуществляемые в системе CHILDRES, позволяют не только исследовать речь, но составить представление об информанте, установить автора записи. Несомненными преимуществами системы являются доступность, разноаспектность, единство формата записей, разнообразие материалов и их достоверность. |
Ларина, Е. А. (кандидат педагогических наук, доцент). К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Ларина> // Коррекционная педагогика. - 2009. - N 1 (31). - С. 5-14. - Библиогр.: с. 10 (3 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): логопедия -- детская речь -- интонация -- интонационная система языка -- развитие речи -- периодизация -- дошкольники -- младшие школьники -- ритм речи -- смысл речи -- выразительность речи -- лепет -- эмоциональное воздействие -- онтогенез -- звуковой состав слова Аннотация: В статье поднимается вопрос о необходимости пересмотра временных рамок становления интонации в онтогенезе и о значимости интонации в процессе формирования языковой системы. |
Мошникова, Дарья Анатольевна (ст. преподаватель каф. англ. филологии Череповец. гос. ун-та). Формирование начального лексикона монолингвальных и билингвальных детей (русский и английский материал) [Текст] / Д. А. Мошникова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 26. - С. 97-101. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): детская речь -- двуязычие -- речевое развитие -- начальная лексика -- лексические единицы -- речь -- активный словарь -- монолингвальные дети -- билингвальные дети -- детский лексикон Аннотация: Обозначенная тема имеет отношение к детской речи. В данной статье рассматривается процесс освоения языка ребенком. Даются характеристики лексических единиц и первых высказываний детей. Выделяются этапы речевого развития и их особенности. Выявляются характеристики лексических единиц и факторы, способствующие переводу слов из пассивного словаря ребенка в активный; даются количественные характеристики начального детского лексикона и его семантическая наполняемость. |
Смирнова, Юлия Викторовна (аспирант каф. теории языка и перевода Ярослав. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского). Гендерный параметр вопросительных конструкций с отрицанием [Текст] / Ю. В. Смирнова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 26. - С. 122-126. - Библиогр. в примеч. - Библиогр.: с. 125-126 (7 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): вопросительные конструкции -- отрицание -- гендер -- детская речь -- маскулинность Аннотация: Приводится анализ вопросительных конструкций с отрицанием в детской речи с точки зрения гендерного параметра. Обосновывается взаимосвязь общего смысла подобных конструкций с гендерными стереотипами, принятыми в обществе. Использование большого количества вопросительных конструкций с отрицанием определяется как вербальный способ конструирования маскулинного дисплея. |
Гагарина, Н. В. К вопросу о принципах анализа грамматических категорий и глагольных форм в детской речи [Текст] / Н. В. Гагарина> // Сибирский филологический журнал. - 2008. - N 4. - С. 173-181 . - ISSN 1813-7083
Рубрики: Языкознание Русский язык Грамматика Кл.слова (ненормированные): детская речь -- онтогенез -- нормативный язык -- сравнительный анализ -- грамматические категории -- глагольные формы Аннотация: Исследование рассматривает принципы анализа глагольных форм и грамматических категорий в детской речи и предлагает критерии для определения уровня "конвенциональности" детских глагольных форм и для их сопоставления с глагольными формами нормативного языка. |
Хохловская, Ольга Геннадьевна (канд. филол. наук, доц. каф. рус. яз. Челяб. гос. ун-та). Об интеграционных тенденциях в области онто- и социолингвистики [Текст] / О. Г. Хохловская> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 30. - С. 152-155. - Библиогр.: с. 155 (7 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): детская речь -- дискурс -- инпут -- речевой онтогенез -- речевая среда -- речевая компетенция -- социолингвистика Аннотация: Онтосоциолингвистика - зарождающаяся научная дисциплина, формирующая собственный научный аппарат, методы исследования, ряд значимых прикладных аспектов. Признание ключевой роли социальной среды в онтогенезе речи выдвигает на первый план как системообразующий, из ряда многочисленных подходов к изучению онтогенеза, именно социолингвистический. На одном из этапов речевого онтогенеза возрастает роль культурологической парадигмы лингвистического инпута. |
Головенкина, Лариса Харитоновна. Семантика самостоятельности как отражение организации действия у ребенка [Текст] / Л. Х. Головенкина> // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - N 1. - С. 45-51
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): семантика -- семантика самостоятельности -- типы ориентации -- центр координации -- субъективное пространство -- речь ребенка -- детская речь -- системы в детской речи -- самостоятельность Аннотация: Представлены результаты анализа высказываний детей дошкольного возраста, содержащие информацию о самостоятельном действии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кручинкина, Н. Д. Динамика процесса формирования пропозитивной актуализации событийных структур [Текст] / Н. Д. Кручинкина> // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2009. - N 3. - С. 94-102. - Библиогр.: с. 101-102 (22 назв. ) . - ISSN 1995-0640
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): событие -- языковое сознание -- процессы -- структура -- конституент -- номинатор -- реципиент -- детская речь Аннотация: Постулат о связи когнитивной и номинативной деятельности, языка и сознания находит свое подтверждение в разных языковых и речевых проявлениях. Наиболее ярко деятельность сознания в отражении внеязыковой действительности находит в структурировании воспринимаемых ими событий реальной действительности в ходе систематизации картины событийного мира. Процесс связи когнитивной и номинативной деятельности в рамках пропозитивных номинантов наиболее ярко проявляется в возрастной поэтапности формирования связной детской речи. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Петрова, Анна Александровна (канд. филол. наук). Развитие речи в онтогенезе: проблемы моделирования [Текст] / А. А. Петрова> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. - 2009. - N 1 (9). - С. 112-117. : Ил.: 1 схема. - Библиогр.: с. 117 (14 назв. )
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): речь -- детская речь -- онтогенез речи -- филогенез речи -- восприятие речи -- понимание речи -- модели коммуникации -- квазикоммуникация -- психолингвистическая модель коммуникации -- лингвисты Аннотация: Рассматриваются предпосылки возникновения и развития речи, а также возможности применения в описании к ранним периодам онтогенеза разных моделей коммуникации. Акцент делается на психолингвистической модели становления вопроса в онтогенезе. Доп.точки доступа: Горелов, И. Н. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Месеняшина, Людмила Александровна (доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного университета). Письменная речь [Текст] : обучение или освоение? / Л. А. Месеняшина> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 22. - С. 83-89. . - Библиогр.: с. 88-89 (23 назв. )
Рубрики: Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): обучение -- письменная речь -- родной язык -- лингвистические исследования -- мышление ребенка -- детская речь -- формирование письменной речи Аннотация: В статье анализируются результаты эксперимента, направленного на поиск подхода к формированию письменной речи по образцу освоения ребенком родного языка. Рассматривается вопрос о том, что в таком случае может сыграть роль инпута. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Петросян, И. Э. (аспирант кафедры педагогики МГОУ). Удовлетворенность положением в группе как фактор развития социального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / И. Э. Петросян> // Образование и общество. - 2011. - N 1 (66). - С. 54-57. : табл. - Библиогр.: с. 57 (5 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика, 2010 г. Дошкольная педагогика, 2010 г. Психология, 2010 г. Детская психология, 2010 г. Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- старшие дошкольники -- старший дошкольный возраст -- дети -- дошкольное воспитание -- социальный интеллект -- интеллект -- коммуникативная деятельность детей -- речевое общение -- вербальное общение -- речевое развитие -- развитие речи -- речь детей -- детская речь -- речевое поведение -- сюжетно-ролевые игры -- ролевые игры -- гендерные различия -- половые различия -- удовлетворенность положением в группе -- положение дошкольника в группе -- группы детского сада -- исследования (образование) -- эксперименты (образование) -- формирующие эксперименты Аннотация: Впервые рассматривается система работы по формированию удовлетворенности ребенка своим положением в группе, как одного из критериев социального интеллекта старших дошкольников. Представлена система работы по развитию социального интеллекта старших дошкольников. Показано наличие гендерных различий в вербальном поведении мальчиков и девочек в процессе сюжетно-ролевой игры. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ржаникова, Ю. В. Явление языковой игры в детской речи как показатель становления языковой личности (на материале речи ребенка дошкольного возраста) [Текст] / Ю. В. Ржаникова> // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - N 1. - С. 171-175. . - Библиогр.: с. 175 (4 назв. )
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): детская речь -- языковые игры -- речевое развитие -- развитие речи -- языковая рефлексия -- языковая личность Аннотация: Рассмотрены примеры явления языковой игры в детской речи. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фомиченко, Любовь Георгиевна (доктор филологических наук; профессор кафедры английской филологии). Психолингвистические особенности формирования речевой просодии [Текст] / Л. Г. Фомиченко> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. - 2011. - № 2 (14). - С. 73-78. - Библиогр.: с. 77-78 (22 назв. ) . - ISSN 1998-9911
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): просодия -- речевая просодия -- теория речевой деятельности -- речевая деятельность -- производство речи -- порождение речи -- пропозиции -- психолингвистические теории -- генеративная грамматика -- онтогенез -- детская речь -- нейролингвистика -- просодические характеристики речи -- ученые -- лингвисты -- психологи Аннотация: Изучается вопрос формирования речевой просодии в процессе восприятия, порождения и понимания речи. Анализ особенностей детской речи показывает, с одной стороны, процесс овладения языком, при котором просодическое оформление и ритмическая организация речи формируются раньше лексико-грамматического наполнения речевых структур, а с другой стороны, помогает понять язык, речевую деятельность взрослого человека. Освещаются вопросы, относящиеся к теории производства речи в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Доп.точки доступа: Лурия, А. Р. (профессор; психолог); Осгуд, Ч. Э.; Хомский, Н. (лингвист); Миллер, Дж. А. (психолог); Кацнельсон, С. Д. (лингвист); Мельчук, И. А. (лингвист); Жолковский, А. К. (лингвист ; 1937-); Исенина, Е. И.; Катлер, А. (английский лингвист); Изард, С. Д. (английский лингвист); Шаповаленко, И. А.; Белякова, Г. П.; Детина, О. Б. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бабина, Галина Васильевна (кандидат педагогических наук; профессор). Феномен метаязыковой способности: перспективные тенденции исследования [Текст] / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова> // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1, ч. 1. - С. 146-152. - Библиогр.: с. 152 (15 назв.) . - ISSN 2073-9613
Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): детская речь -- метаязыковая способность -- языковая способность -- способности (психология) -- метаязыковые рефлексии -- метаязыковое сознание -- дизорфография -- орфографические трудности Аннотация: Рассматриваются концептуальные вопросы, касающиеся метаязыковой способности школьников, показывается, что анализ данного феномена с мультидисциплинарных позиций расширяет границы его применения, что в свою очередь актуализируется в исследовании дизорфографии как одной из проблем формирования метаязыковой способности. Доп.точки доступа: Шарипова, Наталья Юрьевна (кандидат педагогических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мильруд, Р. П. Развитие языка в онтогенезе как игра хаоса [Текст] / Р. П. Мильруд> // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 63-76. - Библиогр.: с. 76 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): развитие языка -- усвоение языка -- появление языка -- самоорганизация языка -- игра хаоса -- странный аттрактор -- фракталы -- феномен ответвления -- детский язык -- язык ребенка -- младший детский возраст -- детская речь -- самоорганизация предложений Аннотация: Развитие родного языка у ребенка традиционно рассматривалось как ycвоение лексических средств и грамматических норм. Позже внимание ученых привлекла теория, объясняющая появление языка как синкретизм социального и индивидуального факторов в стадийном развитии языкового механизма. Некоторые исследования последних лет посвящены теории самоорганизации языка как сложной хаотической системы. В статье особое внимание уделяется языку в онтогенезе как игре хаоса. Полученные результаты позволяют понять глубинные механизмы возникновения языка, моделировать эти процессы и управлять ими. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |