Сухова, О. А. Рост грамотности населения средневолжской деревни как фактор эволюции крестьянской ментальности [Текст] / О. А. Сухова> // Интеграция образования. - 2007. - N 2. - С. 58-63. - Библиогр.: c. 63 (19 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика--История образования, 20 в. нач. Россия Среднее Поволжье Кл.слова (ненормированные): грамотность населения -- крестьянская ментальность -- крестьянство -- народное образование -- население деревень -- рост грамотности Аннотация: В статье анализируется проблема противоборства двух тенденций в общественном сознании, связанных с восприятием крестьянством потребности в получении образования. Стремительный выход масс на широкую арену истории в начале ХХ столетия, политизация крестьянской "картины мира" запрограммировали появление "нового социального героя". Патриархально-недоверчивое отношение к образованию как угрозе разрыва связей преемства трансформировалось в тотальное требование введения всеобщего и бесплатного образования для народа. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Линн, Ричард. Интеллект и экономическое развитие [Текст] / Р. Линн ; пер. с англ. Е. А. Валуевой> // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, N 2 (апрель-июнь). - С. 89-108 : табл. - Библиогр.: с. 100-102 . - ISSN 1813-8918
Рубрики: Психология Социальная психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): интеллект -- интеллект нации -- креативность нации -- экономическое развитие -- доход -- благосостояние нации -- национальные различия в интеллекте -- национальный IQ -- IQ -- коэффициент интеллекта -- грамотность населения -- творческие достижения нации -- религиозные убеждения -- естественнонаучные способности -- математические способности Аннотация: Утверждается, что от интеллекта зависит доход отдельных людей и благосостояния народов и что национальные различия в интеллекте являются главным фактором, отвечающим за процветание и бедность наций. Рассматриваются некоторые другие корреляты интеллекта наций, а именно: математические и естественнонаучные способности, грамотность взрослого населения, продолжительность жизни и религиозные убеждения. Доп.точки доступа: Валуева, Е. А. \.\ |
Анкудинова, Т. В. Создание системы народного образования в городе Улале в 20–30-е гг. XX в. [Текст] / Т. В. Анкудинова> // Вестник Томского государственного университета. История. - 2011. - N 1 (13). - С. 50-52. . - Библиогр.: с. 52 (9 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Россия--Сибирь--Улала, город, 20 в. 20-е гг.; 20 в. 30-е гг. Кл.слова (ненормированные): система образования -- народное образование -- грамотность населения -- уровень грамотности -- образовательный уровень -- реорганизация народного образования -- социалистические преобразования -- рабочие факультеты -- институты -- училища -- техникумы -- школы -- подготовка кадров Аннотация: Анализ становления системы народного образования на основе архивных источников и опубликованных материалов. Создание учреждений сферы народного образования города Улалы в 20–30-е гг. XX в. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Айзатов, Р. Р. Становление и состояние системы народного образования в мордовском крае во второй половине XIX - начале XX в. [Текст] / Р. Р. Айзатов> // Интеграция образования. - 2010. - N 3. - С. 57-62. . - Библиогр.: с. 62 (13 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Мордовия--Россия, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач. Кл.слова (ненормированные): грамотность населения -- мечети -- мордва -- народное образование -- народное просвещение -- народные училища -- православные храмы -- просвещение -- русские -- татары Аннотация: На примере мордовского края второй половины XIX - начала XX в. раскрывается тема становления и развития системы народного образования России. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Арчебасова, Надежда Анатольевна (кандидат исторических наук). Взаимодействие школьных и публичных библиотек России XIX века в процессе распространения народной грамотности [Текст] / Н. А. Арчебасова> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2010. - N 2 (18). - С. 30-37. : Ил.: 2 табл. - Библиогр.: с. 36-37 (29 назв. )
Рубрики: История Россия в XVIII в. - 1917 г. Библиотечное дело История библиотечного дела--Россия, 19 в. Кл.слова (ненормированные): библиотеки -- учебные заведения -- школьные библиотеки -- публичные библиотеки -- грамотность населения -- распространение грамотности -- народная грамотность -- общественное управление -- духовно-цензурные комитеты -- ученые комитеты -- комитеты грамотности Аннотация: Анализируется процесс распространения грамотности населения России XIX века. Обращается внимание на различные формы проявления государственной и общественной инициативы в деле создания публичных и школьных библиотек. На основе анализа широкого круга источников и документов сделан вывод о важной роли школьных библиотек. Они послужили основой и оказали огромное влияние на создание разных видов библиотек (публичных, народных, земских, читален и пр. ) ; повлияли на распространение народной грамотности и расширение форм обслуживания потребностей грамотного населения. Доп.точки доступа: Ученый комитет Министерства народного просвещения; Ученый совет при Священном Синоде; Вольное экономическое общество \комитет грамотности\; Министерство народного просвещения; Царицынское уездное училище; Саратовская публичная библиотека Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Монякова, О. А. (кандидат исторических наук). Образовательные реалии провинциальной России накануне реформ 1860-х годов: духовный и светский аспекты [Текст] : (на материалах губерний Верхнего Поволжья) / О. А. Монякова> // Образование и общество. - 2012. - № 1 (72). - С. 100-106 : табл. 1-4. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2071-6710
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия--Верхнее Поволжье--Костромская губерния; Владимирская губерния; Тверская губерния; Ярославская губерния, 19 в. 2-я пол. История образования--Россия--Верхнее Поволжье--Костромская губерния; Владимирская губерния; Тверская губерния; Ярославская губерния, 19 в. 2-я пол. Кл.слова (ненормированные): народное образование -- провинциальное образование -- духовное образование -- светское образование -- грамотность населения -- образовательные учреждения -- статистические данные -- духовные учебные заведения -- образовательные реформы -- реформы образования -- отмена крепостного права -- крестьянская реформа -- женское образование -- женские учебные заведения -- частные школы -- гимназии -- училища -- семинарии Аннотация: Дается характеристика светского и духовного образования в российской провинции накануне реформ 1860-х гг. на материалах губерний Верхневолжского региона. Рассматриваются все типы образовательных учреждений, включая женские и частные. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Масленников, Михаил Иванович (доктор экономических наук; профессор ; 1943-). Развитие человеческого потенциала в России и в зарубежных странах [Текст] / М. И. Масленников> // Экономика региона. - 2013. - № 3 (35). - С. 101-112 : табл. - Библиогр.: с. 110-111 (23 назв.) . - ISSN 2072-6414
Рубрики: Экономика Мегаэкономика Кл.слова (ненормированные): человеческий потенциал -- наука -- здравоохранение -- регионы РФ -- индекс развития человеческого потенциала -- социально-экономическое развитие -- уровень жизни населения -- продолжительность жизни -- уровень образования -- грамотность населения -- уровень рождаемости -- высшее образование -- медицинские услуги -- медицинское страхование Аннотация: О теоретических и методических подходах к развитию человеческого потенциала в России и в зарубежных странах. Выявляется вклад различных стран в его формирование и развитие, анализируются показатели, отображающие уровень развития человеческого потенциала и образующих его компонентов в создании ВВП. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермакова, Е. Е. Возникновение и деятельность общественных организаций в сфере народного образования в Енисейской губернии в конце XIX - начале XX века [Текст] / Ермакова Е. Е., Камышев Е. И.> // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2013. - № 2. - С. 22-26. - Библиогр.: с. 26 (12 назв. ) . - ISSN 2072-5833
Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Енисейская губерния--Красноярский край--Россия, 19 в. кон.; 20 в. нач. Кл.слова (ненормированные): общественные организации -- просветительская деятельность -- народное образование -- грамотность населения Аннотация: О роли общественных организаций в решении проблемы повышения грамотности населения. Показаны различные виды деятельности, направленные на оказание этими организациями помощи образовательным учреждениям губернии. Доп.точки доступа: Камышев, Е. И. (кандидат философских наук); Общество попечения о начальном образованииКрасноярская лига образования Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Григорьев, Андрей Александрович (доктор филологических наук; главный научный сотрудник). Образовательные достижения районов Московской области воспроизводят уровень грамотности в XIX в.: механизмы "культурной генетики" [Текст] / А. А. Григорьев, Е. М. Лаптева, Д. В. Ушаков> // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 69-85 : рис., табл. - Библиогр.: с. 77-78 (22 назв.) . - ISSN 1726-7080
Рубрики: Психология История психологии--Россия--Московская область--Московская губерния, 1883 г.; 2013-2014 гг. Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): ГИА -- ЕГЭ -- анализ грамотности -- географические паттерны -- государственная итоговая аттестация -- грамотность населения -- единый государственный экзамен -- исследования -- контроль знаний -- крестьяне -- культурная генетика -- культурные нормы -- линейно-структурное моделирование -- межпоколенные связи -- микросоциумы -- моделирование -- население -- научные исследования -- образовательные достижения -- образовательные паттерны -- паттерны -- психология образования -- регионы России -- русский язык -- сравнительный анализ -- уровень грамотности -- школьники -- экзамены Аннотация: В статье рассматривается роль образования и микросоциума в передаче культурных норм между поколениями. Авторы обсуждают причины изменений и стабильности культурных норм с течением времени. Образование рассматривается как проводник общекультурных знаний. С использованием линейно-структурного моделирования авторы проверяют гипотезу о сохранении "культурных генов" при смене поколений. В основе модели - данные о грамотности населения Московской губернии в 1883 г. и о результатах ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 2012-2013 гг. в Московской области. Доп.точки доступа: Лаптева, Екатерина Михайловна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник); Ушаков, Дмитрий Викторович (член-корреспондент РАН; доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; главный научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Щербакова, Наталья Николаевна (доктор филологических наук; доцент; профессор). Служба "Экстренной лингвистической помощи" как показатель лингвистических потребностей региона [Текст] / Н. Н. Щербакова> // Вопросы филологии. - 2015. - № 4. - С. 30-33. - Библиогр.: с. 33 (9 назв. )
Рубрики: Языкознание Практическое владение языком Социолингвистика Кл.слова (ненормированные): грамотность населения -- информационно-просветительские проекты -- культура речи -- лексикографические компетенции -- лексикографическая культура -- лингвистические потребности региона -- малоформатные словари -- проектная деятельность -- просветительская деятельность -- русский язык -- службы помощи -- университеты -- филологическая помощь Аннотация: Рассматривается деятельность службы "Экстренной лингвистической помощи", как наиболее популярного направления информационно-просветительского проекта "Современный русский", действующего в Омском государственном педагогическом университете. Доп.точки доступа: Омский государственный педагогический университет \экстренная лингвистическая помощь, служба помощи\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шипилина, Галина Вячеславовна (кандидат исторических наук; доцент). Ликвидация неграмотности в сельской местности Томско-Нарымского Приобья в 1920-е гг. и ее итоги [Текст] / Г. В. Шипилина> // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 408 (июль). - С. 168-171. - Библиогр.: с. 170 (14 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Россия--Томско-Нарымское Приобье--Томская область, 20 в. 20-е гг. Кл.слова (ненормированные): школьное образование -- начальное образование -- ликвидация неграмотности -- крестьянство -- сельские местности -- сельские школы -- дети -- взрослые -- обучение детей -- обучение взрослых -- грамотность населения -- сельское население -- повышение грамотности -- томские крестьяне Аннотация: Школьное образование детей и повышение грамотности взрослого крестьянского населения в сельских местностях Томско-Нарымского Приобья (в границах современной Томской области) в 1920-х гг. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Евсеева, Ирина Владимировна (доктор филологических наук; доцент; профессор). Акция "Тотальный диктант": просветительство и забота о грамотности или продвижение идеологии? [Текст] = "Total Dictation": Education and Care for Literacy vs Promotion of Ideology? / И. В. Евсеева, Г. А. Копнина> // Политическая лингвистика. - 2019. - № 1 (73). - С. 12-25. - Библиогр.: с. 21-22 (41 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1999-2629
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Орфография Кл.слова (ненормированные): тотальные диктанты -- просветительские акции -- повышение грамотности -- идеологическая ангажированность -- политическая идеология -- образовательные акции -- грамотность населения -- русский язык -- политический дискурс -- дискурс-анализ -- тексты диктантов -- анализ текстов -- гражданские инициативы -- проверка грамотности Аннотация: В статье рассказывается об идеологической ангажированности ежегодной просветительской акции "Тотальный диктант". Доп.точки доступа: Копнина, Галина Анатольевна (доктор филологических наук; доцент; профессор); Тотальный диктант, просветительская акция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кубасов, Александр Васильевич (доктор филологических наук; доцент; профессор). Тотальный диктант: уважение читательской компетентности участника [Текст] = Total Dictation: Respect for the Reader's Competence of the Participant / А. В. Кубасов> // Политическая лингвистика. - 2019. - № 1 (73). - С. 26-33. - Библиогр.: с. 32 (17 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1999-2629
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Литературоведение Русская литература XX в. Кл.слова (ненормированные): тотальные диктанты -- просветительские акции -- повышение грамотности -- идеологическая ангажированность -- политическая идеология -- образовательные акции -- грамотность населения -- русский язык -- политический дискурс -- дискурс-анализ -- тексты диктантов -- анализ текстов -- гражданские инициативы -- художественные тексты -- русские писатели -- читательская компетентность -- социально-культурная компетентность -- русская культура -- гражданская зрелость -- проверка грамотности Аннотация: В статье рассматривается значение Тотального диктанта как формы проявления гражданской зрелости участников акции. Доп.точки доступа: Тотальный диктант, просветительская акция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |