Табурова, Т. С.
    Образ "значимого другого" в совладающем поведении студентов [Текст] / Т. С. Табурова // Психология обучения. - 2011. - N 5. - С. 61-68. . - Библиогр.: с. 67 (10 назв. )
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
вузовское образование -- студенты вузов -- совладающее поведение -- кризисные этапы -- самоопределение -- образ значимого другого -- пожилые люди -- трудные ситуации -- жизненные задачи -- возрастные этапы -- эмпирические исследования -- жизненные перспективы
Аннотация: Исследование совладающего поведения личности в период обучения в вузе, совпадающий с кризисным этапом "вхождения во взрослость". Важность успешного преодоления студентами трудностей и построения жизненных перспектив для дальнейшего личностного развития. Роль образа "значимого другого" как ориентира самоопределения и как средства преодоления трудностей на данном жизненном этапе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Собкин, Владимир Самуилович (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра).
    Особенности использования нецензурной речи российскими подростками [Текст] / В. С. Собкин // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 28-42. - Библиогр.: с. 41-42 (34 назв.). - References in Russian: р. 42 (20 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
возрастные этапы -- гендерные различия -- девиантные формы поведения -- защитные механизмы -- компенсаторные механизмы -- нецензурная речь -- подростки -- правила речевого поведения -- психологические особенности -- семейные отношения -- социально-стратификационные факторы
Аннотация: Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей использования современными российскими подростками нецензурной речи. Рассматриваются исторические особенности возникновения и социальные формы табуирования (религиозные представления, этические правила, языковые нормы, юридические ограничения) нецензурной речи; анализируются различные социальные функции использования ненормативной лексики в разных видах и типах коммуникации; обсуждаются социально-психологические особенности (экспрессивность, эмоциональность, обобщенность и др. ) и механизмы использования (символизация, замещение, эго-защита и др. ) ненормативной лексики в речевом общении. Приведенные в статье эмпирические данные основаны на материалах анонимного анкетного опроса 4 837 учащих 7-11 классов общеобразовательных школ, который был проведен весной 2020 г. в трех субъектах Российской Федерации (Забайкальский Край, Тульская и Смоленская области). Рассмотрено своеобразие использования нецензурной речи среди подростков в широком социокультурном контексте и с учетом влияния разно образных социально-психологических факторов. Показано, что неблагополучие микросоциального окружения и склонность подростков к девиантным формам поведения являются важными факторами, влияющими на активное использование ими нецензурной речи. Установлено, что с возрастом среди учащихся заметно увеличивается доля тех, кто постоянно употребляет в своей речи нецензурные выражения; все более отчетливо проявляются и существенные гендерные различия в соблюдении культурных норм и правил речевого поведения. Выявлено влияние материального статуса семьи на использование учащимися нецензурной речи. Обнаружено, что сквернословие явно связано со своеобразием детско-родительских отношений: подростки, постоянно использующие нецензурные выражения, склонны чаще отмечать авторитарность родителей, их выраженное негативное отношение к своему ребенку. Анализ полученных материалов свидетельствует о том, что социальная успешность подростка (хорошая успеваемость, статус среди одноклассников) является важным фактором, влияющим на его языковую культуру. Полученные результаты интерпретируются действием сложного комплекса психологических компенсаторных и защитных механизмов, определяющих своеобразие подросткового возраста.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)