Львова, Ирина Павловна.
    Из истории просвещения в России в эпоху Петра Великого [Текст] : (Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов) / И. П. Львова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2008. - Вып. 2. - С. 36-43. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 76.17 + 81
Рубрики: Книжное дело
   Издательское дело--Москва--Россия, 17 в.; 18 в.

   Языкознание

   История языкознания--Москва--Россия, 17 в.; 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
филологи -- языковеды -- ученые -- просветители -- переводчики -- педагоги -- издатели -- редакторы -- корректоры -- школы -- типографские школы -- греческие школы -- духовные школы -- переводы -- библейские переводы -- печатные дворы -- типографии -- синодальные типографии -- книгопечатание -- книги -- буквари -- словари -- лексиконы -- грамматика
Аннотация: Исследованы обстоятельства жизни и творчества одного из видных московских книжников петровской эпохи, во многом определившего развитие российской филологии в первой половине XVIII в., директора Московского Печатного Двора Федора Поликарповича Поликарпова-Орлова (1670-1731). Показана многогранная деятельность и сложная судьба этого высокоодаренного и незаурядного человека: переводчика, редактора, издателя, автора оригинальных сочинений и педагога, его приверженность к старой церковнославянской книжной традиции и вместе с тем необходимость служить требованиям нового времени.


Доп.точки доступа:
Поликарпов-Орлов, Ф. П. (переводчик; издатель; педагог ; ок. 1670-1731); Петр I (царь русский ; 1672-1725); Московская духовная школа; Московский Печатный дворМосковская типография; Синодальная типография




    Баранникова, Н. Б.
    Традиционные пословицы в советском учебнике для начальной школы 1950–2000 гг. [Текст] / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов // Образование и общество. - 2009. - N 3. - С. 115-118. - Библиогр. в конце ст.
УДК
ББК 82.3(2)
Рубрики: Фольклор--Россия, 1950-2000 гг.
   Фольклор России

Кл.слова (ненормированные):
пословицы -- поговорки -- учебники -- буквари -- русский язык -- литературные чтения -- начальная школа
Аннотация: В работе рассмотрено применение пословиц в качестве дидактического средства в учебниках для начальной школы России в течение примерно 60 лет. Особенный фокус сделан на букварях, учебниках русского языка и книгах для чтения. Авторы показывают значимые изменения в частоте применения пословиц, их содержании и спектре упражнений, предлагаемых ученикам на их основе. Предлагается гипотеза о влиянии идеологии на эволюцию места и роли пословиц в начальном образовании.


Доп.точки доступа:
Безрогов, В. Г.




    Илюха, Ольга Павловна (кандидат исторических наук).
    Сельская школа в Карелии в конце XIX - начале XX в. [Текст] : преломление языковой политики на локал. уровне / О. П. Илюха // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2009. - Вып. 4. - С. 89-97. - Библиогр.: с. 96-97 (25 назв. ) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 74.03 + 81.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Карелия--Архангельская губерния--Олонецкая губерния; Финляндия; Российская империя, 19 в. кон.; 20 в. нач.

   Языкознание

   Финно-угорские языки--Карелия--Архангельская губерния--Олонецкая губерния; Финляндия; Российская империя, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
народы Российской империи -- карелы -- школы -- сельские школы -- церковно-приходские школы -- инородческие школы -- училища -- начальные училища -- языки -- преподавание языка -- обучение языку -- методика преподавания -- русский язык -- родной язык -- карельский язык -- алфавит -- переводы -- книги -- азбука -- буквари -- словари -- миссионерская деятельность -- православные братства -- ученые -- языковая политика
Аннотация: На территории Карелии в конце XIX - начале XX вв. использовалась система обучения нерусских народов империи, разработанная известным просветителем Николаем Ивановичем Ильминским. Ученый считал, что "орудием первоначального обучения для каждого племени должно быть его наречие". Преимущественное распространение метод Н. И. Ильминского получил в церковно-приходских школах. При этом учителя, в совершенстве знавшие карельский язык, получали поддержку и имели шанс продвинуться по службе.


Доп.точки доступа:
Ильминский, Н. И. (ученый; профессор ; 1822-1891); Карельское православное братство
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сальникова, А. А.
    Советское, постсоветское и национальное в татарском букваре "Алифба" (конец 1980-х - 2000-е годы) [Текст] / А. А. Сальникова // Россия и современный мир. - 2010. - № 2. - С. 169-179. - Библиогр.: с. 178-179 (20 назв.) . - ISSN 1726-5223
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов--Россия--Татарстан, 1980-2000 гг.

Кл.слова (ненормированные):
национальные культуры -- школьные пособия -- буквари -- татарские буквари -- национально-региональные компоненты -- татарский язык -- родная речь
Аннотация: Проблемы подготовки и использования учебной литературы в начальной национальной школе на примере татарского букваря "Алифба" с конца 1980-х по 2000-е гг.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Букатов, Вячеслав Михайлович.
    "Своими глазами", или Герменевтические аллюзии иллюстративных экзерсисов в учебных книгах XVII века (на примере учебника латинского языка "Мир чувственных вещей в картинках" А. Я. Коменского (1658, Нюрнберг) и рукописного "Букваря" Кариона Истомина (1692, Москва) [Текст] / В. М. Букатов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2018. - № 4. - С. 13-35. - Библиогр.: с. 34-35 (14 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2072-2516
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика, 17 в.
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
учебники -- иллюстрации -- герменевтическая процедура -- дидактика -- история -- эстетика -- буквари
Аннотация: В позапрошлом году исполнилось 435 лет со дня рождения Я. А. Коменского. А в этом - 360 лет первому изданию его учебника латинского языка "Мир чувственных вещей в картинках" (1658, Нюрнберг). И уже через 34 года после его выхода в России появился иллюстрированный "Букварь" Кариона Истомина (в рукописном, а потом и в печатном варианте: 1692-1694, Москва). Семиотические и герменевтические переклички этих изданий по-новому открывают известные факты из истории развития дидактической мысли.


Доп.точки доступа:
Коменский, Я. А. (1592-1670); Карион, Истомин (1640-е-1717)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бородина, Анна Евгеньевна (аспирант).
    Литературное образование на удмуртском языке: от азбуки до хрестоматии [Текст] / А. Е. Бородина // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. - № 3 (48). - С. 207-211. - Библиогр.: с. 211 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 74.26 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

   История образования--Россия--Удмуртия, 1847-1930 гг.

Кл.слова (ненормированные):
азбуки -- буквари -- литературное образование -- обучение литературе -- родной язык -- удмуртский язык -- удмуртское школьное образование -- учебная литература -- учебные пособия
Аннотация: Изучен процесс становления литературного образования на родном удмуртском языке. Выявлены особенности литературного образования на родном удмуртском языке в 1847-1930-е гг. Представлен обзор научной, методической литературы 1847-1930-х гг. на родном удмуртском языке.


Доп.точки доступа:
Михеев, И. С.; Ислентьев, В. (педагог); Суворова, З. В.; Герд, К.; Ермаков, Ф. К.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)