Попов, Александр Анатольевич (канд. филос. наук). Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения [Текст] / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская> // Вопросы образования. - 2007. - N 3. - С. 186-198. - Библиогр.: с. 197-198 ( 27 назв. ). - 1; Идея самоопределения в педагогической культуре. - 1; Человеческий потенциал как предмет педагогики самоопределения. - 1; Гуманитарная антропология как основание построения педагогики самоопределения. - 1; Представление об образовательной задаче в контексте идеи практического мышления
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): педагогическая деятельность -- педагогическая антропология -- антропологические воззрения -- педагогика самоопределения -- человеческий потенциал -- актуализация человеческого потенциала -- образовательные задачи -- образовательные процессы -- антропопрактики -- содержания образования -- типы содержания образования -- процессы актуализации -- процессы идеализации -- процессы трансформации -- практическое мышление -- реальность мышления Аннотация: Построение начал теории образования, основанной на философско-антропологическом проекте Л. С. Выготского, а конкретно его теории поиска. Вводится понятие "образовательная задача" в качестве основного понятия антропологии и педагогики самоопределения. Образовательная задача инициирует открытое действие субъекта, в связи с этим развивается идея практического мышления как мышления, обеспечивающего реализацию той или иной культурно-исторической практики. Большое внимание уделяется понятиям "человеческий потенциал", "возможность", "антропопрактика". С точки зрения образовательной задачи дается современное представление о структуре содержания образования. Доп.точки доступа: Проскуровская, Ирина Дмитриевна (канд. филос. наук); Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\ |
Азаренко, Сергей Александрович (доктор философских наук; профессор). Синергийная антропология как междисциплинарная парадигма. Размышления об онтологии "интерфейса" [Текст] / С. А. Азаренко, Д. И. Макаров> // Вопросы философии. - 2019. - № 2. - С. 61-71. - Библиогр.: с. 69-71 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Философская антропология Кл.слова (ненормированные): интерфейс -- онтология интерфейса -- интерфейс социального -- интерфейс антропологического -- антропология -- синергийная антропология -- междисциплинарные парадигмы -- социум -- синергия -- человек (философия) -- онтологический человек -- антропотренды -- антропопрактики -- виртуальность -- уход человека -- триумф машин -- человек и машины Аннотация: В статье анализируется онтология "интерфейса" социального и антропологического в книге С. С. Хоружего "Социум и синергия: колонизация интерфейса", в которой автор пытается заново обосновать границы человеческого существования в условиях антропологического кризиса и тренда ухода человека. Хоружий доказывает, что выход из антропологических тупиков современности – это путь к дередуцированию идентичности. Для Хоружего характерно провозглашение приоритета антропологического по отношению к социальному. Связь этих уровней реальности осмысливается через понятие "интерфейса". Уровень человеческого (антропопрактики) играет значительную роль в общественной жизни. По Хоружему, совокупность антропотрендов формирует три главные антропологические формации – "Человека Онтологического", "онтического" и "виртуального". В виртуальных трендах антропология подчинена технологии. Эти тренды антикультурны. Авторы статьи, опираясь на классиков социальной мысли и на "восходящую онтологию" М. Деланды, стремятся показать, как происходит собирание индивида в качестве "человека" вокруг различных "мест" социальности. Анализируется глубинное ядро синергийной антропологии Хоружего, связанной с взаимопроникновением христианского богословия, антропологии и естественнонаучной синергетики. Авторы статьи соглашаются с выводами Хоружего о том, что борьба с трендом ухода и триумфом Машины предполагает возврат "онтологического человека", поскольку виртуализация в современности захватывает весь интерфейс Антропологического и Социального. "Человек Оконечивающийся" оказывается связанным обществом потребления и клиповым мышлением. Духовность человека состоит в размыкании к Абсолюту и целому мира. Доп.точки доступа: Макаров, Дмитрий Игоревич (доктор философских наук; профессор); Хоружий, С. С. (российский философ; доктор физико-математических наук); Деланда, М. (американский философ ; 1952-) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Скуднова, Татьяна Дмитриевна (доктор философских наук; профессор). Социокультурные векторы развития методологии и технологий психолого-педагогического образования [Текст] / Скуднова Т. Д.> // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2019. - № 2. - С. 241-246. - Библиогр.: с. 245-246 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2079-1690
Рубрики: Социология Педагогическая социология Кл.слова (ненормированные): методология образования -- саморазвитие -- субъективность -- самоактуализация -- творческая самореализация -- рефлексия -- инновационные технологии -- антропопрактики -- акметехнологии -- навыки -- коучинг -- компетенции Аннотация: В статье раскрываются основные методологические ориентиры, векторы развития психолого-педагогического образования и современные антропопрактики и акметехнологии профессионально-личностного развития субъектов образования. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ковалева, Наталья Борисовна. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики [Текст] / Н. Б. Ковалева> // Мир психологии. - 2019. - № 4. - С. 264-273. - Библиогр.: с. 271-273 (32 назв.)
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): диалогическое пространство -- культурное событие -- личностная позиционность -- рефлексивно-позиционные технологии -- свобода выбора -- ситуации личностного развития -- смыслотворчество -- созидательно-преобразующая среда образовательной антропопрактики -- способность к самоопределению и пониманию Аннотация: В статье определяются актуальные задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения образовательной антропопрактики. Раскрываются и обосновываются некоторые психолого-антропологические принципы рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций развития личности и способности к самоопределению учащихся. Особое внимание уделяется проблеме проектирования диалогической среды, создающей условия для совместного размышления над актуальными вопросами, реализации свободы выбора, построения смысложизненных ориентаций в процессе совместного творчества. Разработки строятся на основе медиагерменевтики - одной из новых гуманитарных технологий, выстроенной на основе рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности и способностей учащихся, в центре которой оказываются поиск способов преобразования литературного текста в подлинное культурное со-бытие и проектирование условий для развития личностной позиционности, идентичности каждого участника в созидательно-преобразующей среде образовательной антропопрактики. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Агапов, Олег Дмитриевич (доктор философских наук). Антропологическая практика как невозможная возможность [Текст] / О. Д. Агапов> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Вып. 1. - С. 4-8. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
Рубрики: Социальная философия Общество как социальная реальность--Россия--Франция, 20 в. 2-я пол.; 21 в. нач. Кл.слова (ненормированные): Другой -- Я -- антропологические практики -- антропопрактики -- невозможная возможность -- полнота бытия -- социальные практики -- субъектность -- философы Аннотация: Рассматриваются вопросы антропологических практик, воспринимаемых человеком второй половины XX - начала XXI века как искусство быть собой. Обращается особое внимание на изучение указанных практик Л. П. Карсавиным и Э. Левинасом. Анализируется проблема невозможной возможности антропопрактик, их хрупкости и излишества. Утверждается, что антропологические практики носят антиномический характер и их возможность открывается в рамках экзистенциального события. Доп.точки доступа: Карсавин, Л. П. (российский философ ; 1882-1952); Левинас, Э. (французский философ ; 1905-1995) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |