Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:БД "Книги" (1)БД "Статьи" (2)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Александров, Юрий Иосифович$<.>)
Общее количество найденных документов : 11
Показаны документы с 1 по 10
 1-10    11-11 
1.


    Александров, Юрий Иосифович.
    Коэволюция институтов и ментальных моделей [Текст] / Юрий Иосифович Александров, Светлана Георгиевна Кирдина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (130). - С. 87-93. - Библиогр.: с. 91-92 . - ISSN 1998-5053
УДК
ББК 65.01 + 88.5
Рубрики: Экономика
   Общая экономическая теория

   Психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
коэволюция -- ментальные модели -- институциональные матрицы -- ментальность -- валовой внутренний продукт -- ВВП -- институциональные структуры
Аннотация: В исследовании на основе сопоставления стран по характеру доминирующих в них институциональных матриц и типов ментальности выделен тип X-ментальности ("незападной") и Y-ментальности ("западной").


Доп.точки доступа:
Кирдина, Светлана Георгиевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


   
    Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 133-144. - Библиогр.: с. 142-144 (61 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
индивидуальный опыт -- консолидация -- научение -- норма эмоций -- память -- патология эмоций -- реконсолидация -- системогенез -- специализация нейронов -- экспрессия генов
Аннотация: Анализируются системные закономерности, лежащие в основе научения и динамики памяти. Научение рассматривается как системогенез - формирование новых элементов индивидуального опыта. Рассматриваются особенности структуры индивидуального опыта у представителей разных видов, а также у индивидов одного вида при разной истории его формирования. Обсуждается роль процессов селекции, реконсолидационных модификаций ранее сформированной памяти, экспрессии генов, появления новых нейронов (нейрогенеза) у взрослых и гибели нейронов (апоптоза) при научении.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией); Горкин, Александр Георгиевич (кандидат психологических наук; психофизиолог; старший научный сотрудник); Созинов, Алексей Александрович (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Кузина, Евгения Алексеевна (психофизиолог; ассоциированный член лаборатории); Гаврилов, Владимир Викторович (психофизиолог; кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


   
    Формирование поведения достижения поощрения или избегания потери у финских и российских школьников [Текст] / А. А. Созинов [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 26-37. - Библиогр.: с. 36-37 (53 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
научение -- избегание потери -- поощрения -- поведение избегания -- мотивация -- школьники -- достижение поощрения -- избегание -- перенос научения -- межкультурные различия -- домены -- домены индивидуального опыта
Аннотация: На основе предположения о большей дифференцированности, когнитивной сложности, детализированности поведения избегания по сравнению с поведением достижения проведено сопоставление показателей выполнения простых заданий и переноса научения школьников в ситуации получения очков за успешные действия или ситуации избегания потери очков при совершении ошибок. Исследование было проведено в России и Финляндии, поскольку склонность к достижению успеха или избеганию неудачи различается в разных культурах. Выявлены различия показателей выполнения заданий и переноса научения между ситуациями достижения и избегания, характеризующиеся рядом культурных особенностей. Полученные результаты соответствуют предположению о большей дифференцированности "негативного" домена опыта избегательного поведения по сравнению с "позитивным" доменом опыта достижения.


Доп.точки доступа:
Созинов, Алексей Александрович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Ширинкина, Александра Игоревна (магистрант); Сиипо, Анти (инженер-исследователь); Нопанен, Марку (студент); Туоминен, Тууликки (аспирант); Лаукка, Сеппо (ассистент-профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


   
    Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 80-91. - Библиогр.: с. 87-91 (72 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
память -- научение -- индивидуальный опыт -- системогенез -- специализация нейронов -- экспрессия генов -- алкоголизация -- регрессия -- просоциальное поведение -- обратимая дедифференциация
Аннотация: В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода. а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Знаменская, Ирина Игоревна (ассоциированный научный сотрудник); Арутюнова, Карина Роландовна (соискатель); Колбенева, Марина Геннадьевна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Крылов, Андрей Константинович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Булава, Александра Игоревна (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


   
    Стресс, болезнь и научение как условие регрессии [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 87-101. - Библиогр.: с. 98-101 (59 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
научение -- индивидуальный опыт -- норма -- патология -- специализация нейронов -- экспрессия генов -- регрессия
Аннотация: Приведены результаты экспериментально-теоретического исследования по выявлению закономерностей динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежащих в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявленных при разнородных состояниях и воздействиях, таких как эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания.


Доп.точки доступа:
Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией); Сварник, Ольга Евгеньевна (психофизиолог; кандидат психологических наук; научный сотрудник); Знаменская, Ирина Игоревна (ассоциированный научный сотрудник); Арутюнова, Карина Роландовна (соискатель); Колбенева, Марина Геннадьевна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Крылов, Андрей Константинович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Булава, Александра Игоревна (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Созинова, Ирина Михайловна (аспирант).
    Решение моральных дилемм "свой" - "чужой" детьми при отсутствии видимого внешнего контроля [Текст] / И. М. Созинова, П. А. Пескова, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 62-63 (42 назв.). - References in Russian: с. 63-64 (21 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
системно-эволюционный подход -- регрессия -- социальная желательность -- социальный контроль -- мораль -- межгрупповые отношения -- моральные дилеммы -- дети 3-11 лет -- свой - чужой -- чужой - свой
Аннотация: В статье рассматривается значение видимого внешнего контроля как фактора формирования моральных суждений "свой" - "чужой". Результаты исследования показывают, что нравственное отношение к "своему" - "чужому" при наличии/отсутствии" в присутствии экспериментатора у старших и младших детей различно.


Доп.точки доступа:
Пескова, Полина Алексеевна; Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Созинова, Ирина Михайловна (научный сотрудник).
    Психофизиологические закономерности формирования разных стратегий решения конфликтных ситуаций между "своими" и "чужими" [Текст] / И. М. Созинова, А. В. Бахчина, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 147-157. - Библиогр.: с. 154-156 (48 назв.). - References in Russian: р. 156-157 (29 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
мораль -- моральные дилеммы -- системно-эволюционный подход -- системное рассогласование -- дети 4-11 лет -- вариабельность сердечного ритма -- низкочастотный сердечный ритм -- высокочастотный сердечный ритм -- отношения свой-чужой -- свой-чужой отношения -- конфликтные ситуации -- психофизиологические закономерности
Аннотация: Целью исследования являлось изучение динамики показателей вариабельности сердечного ритма при реализации поведения, связанного с решением конфликтных ситуаций между членами своей и чужой группы, у детей на разных стадиях онтогенеза. В ходе исследования дети 4-11 лет решали ряд моральных дилемм, в которых конфликт был задан между членом своей группы, которому ресурс нужен был для дополнительного блага, и членом чужой группы, которому тот же ресурс нужен был для выживания. В ходе всего эксперимента проводилась регистрация сердечного ритма как индикатора системного рассогласования (рассогласование, возникающее между ранее и позднее сформированными системами, актуализация которых связана с обеспечением поведенческих актов, обладающих конфликтующими нравственными характеристиками, т. е. в нашем случае направленных на поддержку "чужого" или "своего"). В результате были обнаружены достоверно более высокие показатели соотношения мощностей низко- и высокочастотного компонентов вариабельности сердечного ритма у детей, придерживающихся позднее сформированных стратегий решения дилемм (поддержка «чужого») по сравнению с детьми, придерживающихся ранее сформированных стратегий (поддержка "своего"), что указывает на психофизиологические особенности формирования "новой" моральной оценки действий. Результаты обсуждаются в связи с системно-эволюционным пониманием процессов формирования нравственного отношения к другим.


Доп.точки доступа:
Бахчина, Анастасия Владимировна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


   
    Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверка [Текст] / В. В. Апанович, А. Г. Тищенко, В. В. Знаков, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. - 2020. - № 4. - С. 142-154. - Библиогр.: с. 152-154 (42 назв.). - References in Russian: р. 154 (17 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
аналитические задачи -- холистические задачи -- эмпирические проверки -- решение задач -- психометрика -- аналитичность -- холистичность
Аннотация: На основе теоретического анализа литературы описаны два критерия, характеризующие аналитические и холистические задачи: пошаговость решения и возможность дробления задачи на отдельные элементы. Аналитические задачи описываются как задачи с пошаговым решением и сравнительно небольшим количеством альтернатив. Холистические задачи описываются как задачи, требующие симультанного решения и несчетного числа альтернатив. При опоре на эти критерии были отобраны по три типа аналитических ("Рыцари и лжецы", задачи на соответствие, "Выделение существенных признаков") и холистических (Анаграммы, Моральные дилеммы, задача на ассоциации) задач. Было показано, что блоки аналитических и холистических задач обладают высокой степенью внутренней согласованности, что говорит об их внутренней консистентности. Также было показано, что обобщенные показатели решения задач значимо коррелируют с аналитичностью-холистичностью решавших их испытуемых, что подтверждает их валидность относительно аналитичности-холистичности. Сделан вывод о возможности теоретического и эмпирического выделения задач, успешность решения которых связана с аналитичностью-холистичностью мышления. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода, а аналитичность-холистичность рассматривается как отображение элементов культур разного типа.


Доп.точки доступа:
Апанович, Владимир Викторович (младший научный сотрудник; преподаватель); Тищенко, Антон Григорьевич (магистрант); Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО).
    Вербальная оценка эмоциональных и нейтральных изображений [Текст] / Ю. И. Александров, В. Н. Носуленко, Т. Ю. Савицкая // Вопросы психологии. - 2020. - № 6. - С. 117-130. - Библиогр.: с. 129-130 (33 назв.). - References: p. 130 (13 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
вербализации -- вербальная оценка -- воспринимаемое качество -- индивидуальный опыт -- нейтральные изображения -- эмоции -- эмоциональные изображения -- эмоциональные переживания
Аннотация: Приведены результаты исследований восприятия эмоционально окрашенных изображений. Содержание эмоциональных переживаний представлено не только качественно, но и количественно. В частности, полагалось, что при переходе к более эмоциональному состоянию число выделяемых в среде деталей, описываемых вербально, падает. Показано, что в вербализациях количественно представлено содержание эмоциональных переживаний. Обнаружена связь между вербальными показателями и шкальными оценками валентности и эраузела, полученных методом SAM. Полученные результаты подтверждают возможность использования вербальных данных для количественной оценки значимых эмоциональных переживаний. Подтверждено, что описание негативных изображений сопровождается более выраженными эмоциональными переживаниями, которые характеризуются снижением выборочной энтропии сердечного ритма, указывающим на уменьшение сложности активированного опыта.


Доп.точки доступа:
Носуленко, Валерий Николаевич (доктор психологических наук; главный научный сотрудник); Савицкая, Татьяна Юрьевна (аспирантка)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Тищенко, Антон Григорьевич (магистрант).
    Дескрипторы способов решения текстовых задач: соотношение с индивидуально-психологическими характеристиками [Текст] / А. Г. Тищенко, В. В. Апанович, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 135-147. - Библиогр.: с. 145-146 (26 назв.). - References in Russian: р. 146-147 (20 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
индивидуально-психологические свойства -- индивидуальный опыт -- исследования -- методики исследования -- способы решения -- текстовые задачи -- характеристики решений
Аннотация: Исследование было направлено на проверку того, каково соответствие между характеристиками решения текстовых задач индивидами и их индивидуально-психологическими свойствами. Предполагалось, что способы решения текстовых задач являются результатом взаимодействия индивидов с предметной областью и формируются в ходе научения. Способы решения представлены как новые компоненты структуры индивидуально-специфического опыта, проявляющиеся в характеристиках решения. Цель исследования состояла в выделении семейств решений, группируемых по их характеристикам (время решения, правильность ответа и др. ), и оценке однородности каждого семейства по характеристикам решения. Эти семейства сопоставлялись с индивидуально-психологическими свойствами. В результате было установлено, что: а) индивиды, использующие различающиеся семейства решений, обладают несхожими психологическим характеристиками; б) семействам решений соответствуют не отдельные индивидуально-психологические характеристики, а их совокупность. Были выделены четыре группы испытуемых, характеризующиеся специфическим сочетанием психологических характеристик и семейств решений. Главным результатом является обнаружение соответствия между индивидуально-психологическими свойствами участников исследования и специфическими способами решения ими текстовых задач.


Доп.точки доступа:
Апанович, Владимир Викторович (преподаватель; научный сотрудник); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 1-10    11-11 
 
Статистика
за 31.07.2024
Число запросов 23675
Число посетителей 1
Число заказов 0
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)