Казаков, Александр Александрович.
    Медиаграмотность в контексте политической культуры: к вопросу об определении понятия [Текст] / А. А. Казаков // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2017. - № 4. - С. 78-97 : табл. - Библиогр.: с. 92-97 (40 назв.) . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 60.56 + 76.01
Рубрики: Социология
   Отраслевые социологии в целом

   Средства массовой информации

   СМИ в целом

Кл.слова (ненормированные):
Интернет -- СМИ -- виды грамотности -- зарубежные исследования -- медиаграмотность -- медиаобразование -- политическая культура -- социология воспитания -- социология журналистики -- социология образования -- терминология
Аннотация: В зарубежной и отечественной науке до сих пор нет единого, разделяемого большинством ученых понимания сути медиаграмотности. Определяя данный феномен, исследователи делают акцент на разных его сторонах, используют для своего анализа различные ракурсы. Учитывая специфику отечественного политического процесса и особенности политической культуры в современной России, а также отталкиваясь от содержания распространенных на Западе подходов, автор формулирует собственное определение медиаграмотности, очерчивает место данного феномена в ряду аналогичных и синонимичных ему категорий, а также показывает роль медиаграмотности в формировании определенного типа политической культуры отдельного человека, социальной группы и общества в целом.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Казаков, Александр Александрович.
    Манипулятивный потенциал поляризованного политического медиатекста: вариант измерения [Текст] / А. А. Казаков // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2018. - № 6. - С. 75-93. - Библиогр.: с. 87-93 (37 назв.). - Библиогр. в примеч. - Примеч. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 76 + 81.1
Рубрики: Средства массовой информации
   СМИ в целом

   Языкознание

   Прикладное языкознание

Кл.слова (ненормированные):
измерение манипулятивного потенциала -- манипулятивный потенциал -- манипуляция -- массмедиа -- медиалингвистика -- медийная грамотность -- поляризованный медиатекст
Аннотация: В современной политической коммуникативистике достаточно много работ, посвященных используемым журналистами методам манипулирования общественным сознанием. Значительно реже предпринимаются попытки разработать алгоритм, при помощи которого можно было бы выразить содержащийся в медиатекстах потенциал воздействия на аудиторию количественно. Данная статья содержит обоснование возможного варианта измерения манипулятивного "заряда" вербальных сообщений. В основу авторского подхода положено пятнадцать параметров, каждый из которых подлежит количественной оценке применительно к конкретному медиатексту. К числу основных критериев манипулятивности в рамках предлагаемого алгоритма относятся: наличие оценочных суждений в заголовке и лиде, степень представленности альтернативной точки зрения, характер используемых журналистом источников информации, количество эмоционально нагруженных лексем и используемых прецедентных имен, уровень аргументированности основных тезисов и т. д. В статье приводятся также результаты апробации данной системы оценивания, осуществленной на основе анализа десяти статей с сайтов двух американских и трех российских газет. Сформулированы основные методологические ограничения этого подхода, намечены пути его оптимизации.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)