Бартлетт, Джурджа.
    Надежда Ламанова и модерность в предреволюционной России: между высокой модой и авангардным искусством [Текст] / Джурджа Бартлетт ; пер. с англ. Софьи Абашевой // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2018. - Вып. 48 : весна. - С. 73-112 : ил., 5 л. цв. ил. - Библиогр.: с. 99-102. - Примеч.: 103-112 . - ISSN 5-86793-4
УДК
ББК 37.24
Рубрики: Легкая промышленность
   Швейное производство

Кл.слова (ненормированные):
Серебряный век -- авангардная мода -- высокая мода -- искусство русского авангарда -- модельеры -- модернистская интерпретация -- стиль модерн -- театральные костюмы -- театральные художники -- феномен моды -- этнические мотивы
Аннотация: В 1885 году Надежда Ламанова открыла собственный модный салон в центре Москвы на Большой Дмитровке. К 1910-м годам в ее мастерской работали двадцать портних, а в числе влиятельных и утонченных обладательниц ее роскошных нарядов от кутюр были члены царской семьи и придворные дамы, представительницы крупной буржуазии и знаменитые актрисы. Когда Октябрьская революция принесла с собой радикальные перемены в политической и общественной жизни России, Ламановой было пятьдесят шесть лет. Она без промедления нашла общий язык с представителями советской власти и до самой смерти в 1941 году принимала участие в многочисленных инициативах партии в области теоретизирования, разработки и пропаганды новой социалистической формы костюма, а также продолжала создавать костюмы для театра и кино. Контраст между изысканными нарядами Ламановой дореволюционной эпохи и ее творческой деятельностью после 1917 года способствовал мифологизации статуса Ламановой в России. На материале публикаций в дореволюционных художественных журналах и журналах по прикладному искусству и мемуаров современников, а также на основе анализа коллекции платьев от Надежды Ламановой в Государственном Эрмитаже, в этой статье дореволюционные модели Ламановой помещаются в контекст русского и европейского модернистского искусства и художественных объединений той эпохи. Погружая деятельность Ламановой и ее личную жизнь в контекст общественного, культурного и художественного авангарда эпохи, эта статья предлагает новую интерпретацию деятельности Ламановой до 1917 года.


Доп.точки доступа:
Абашева, Софья \.\; Ламанова, Н. П. (модельер; художник ткатрального костюма ; 1861-1941)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Бартлетт, Джурджа.
    Денди в социалистических странах Восточной Европы в 1946-1959 годах [Текст] / Джурджа Бартлетт ; перевод с английского Татьяны Пирусской // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2021. - Вып. 60 : лето. - С. 79-132 : илл. - Библиогр.: с. 121-124. - Примеч.: с. 125-132 . - ISSN 1992-5646
УДК
ББК 37.23 + 76.02 + 85.154/159
Рубрики: Легкая промышленность
   Текстильное производство--Европа; Восточная Европа--СССР; Россия--Чехословакия; Венгрия; Польша; США, 1946-1959 гг.

   Средства массовой информации

   Отдельные газеты и журналы--Европа; Восточная Европа--СССР; Россия--Чехословакия; Венгрия; Польша, 1946-1959 гг.

   Изобразительное искусство и архитектура

   Виды и жанры графики

Кл.слова (ненормированные):
восточноевропейские денди -- газеты -- гендерные роли -- городская молодежь -- денди -- джаз -- дресс-код -- журналы -- интеграция -- история мужского костюма -- карикатуры -- костюмы -- маскулинность -- молодежная мода -- молодежь -- нелегальная торговля -- образы -- пресса -- сатирические статьи -- советские денди -- социалистическая пресса -- социалистические денди -- стиляги -- танцы -- тело -- теоретики моды -- торговля -- фарцовщики -- феномены -- экстравагантные костюмы
Аннотация: После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе появился мужчина нового типа: андрогинный юноша, слушающий джаз и танцующий под свинг, облаченный в длинный пиджак, узкие короткие брюки, ботинки на толстой подошве и яркие носки. В советском Союзе такого молодого человека называли стилягой, в Чехословакии - Pasek, в Венгрии - Jampec, в Польше - Bikiniarz. Новый тип модно одетых молодых людей возник в СССР и Восточной Европе в послевоенный период на фоне масштабных политических, социальных и культурных изменений, происходивших в 1946 - 1959 годах. Социалистические денди, появившиеся в зарождающемся обществе нового типа, принадлежали к разным социальным слоям: от довоенной и новой социалистической элиты до среднего и рабочего класса. Они были немногочисленны и объединялись в маленькие группы единомышленников, куда иногда входили и девушки, не игравшие в них важной роли. В разделах статьи, посвященных рождению этой тенденции, борьбе с ней и ее интеграции в культуру, рассматриваются костюмы и образ жизни таких молодых людей, а также их взаимодествие с обществом, к которому они принадлежали.


Доп.точки доступа:
Пирусская, Татьяна \.\; Черчилль, У. (политический деятель ; 1874-1965); Аксенов, В. (русский писатель; сценарист; педагог ; 1932-2009); Хахордин, О. (социолог); Тырманд, Л. (польский писатель; редактор ; 1920-1985); Боллон, П. (французский теоретик культуры); Хофф, Б. (дизайнер ; 1932-); Фуко, М. (философ; теоретик культуры; историк ; 1926-1984); Хрущев, Н. С. (государственный деятель ; 1894-1971); Полански, Р. (кинорежиссер ; 1933-); Шерман, Д. (журналист); Бонами, Ф. (художественный критик)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)