Горбатков, А. А.
    К столетию закона Йеркса-Додсона в психологических исследованиях [Текст] / А. А. Горбатков // Вопросы психологии. - 2008. - N 2. - С. 109-119. - Библиогр.: с. 118-119 (46 назв. )
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Россия
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
закон Йеркса-Додсона -- Йеркса-Додсона закон -- психологические исследования -- мотивация -- активация -- стимуляции -- успешность деятельности
Аннотация: Обсуждаются возможные причины ограниченного применения психологами закона Йеркса-Додсона: слишком узкое его понимание; слишком широкое толкование относящихся к нему переменных; обусловленная длительным доминированием когнитивизма в психологии установка исследователей на поиск объяснений в познавательной сфере; встречающееся необнаружение теоретически ожидаемых на основе закона эмпирических связей, обусловленное отсутствием учета возможной интерференции влияний переменных; сложность вопроса о механизмах, лежащих в его основе, и др.


Доп.точки доступа:
Йеркс \р. М.\; Додсон \дж. Д.\

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Раудис, Ш.
    Закон Йеркса-Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения [Текст] / Ш. Раудис, В. Юстицкис // Вопросы психологии. - 2008. - N 3. - С. 119-126. - Библиогр.: с. 126 (23 назв. )
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология--Россия
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
закон Йеркса-Додсона -- Йеркса-Додсона закон -- формула Рескорла-Вагнера -- нелинейность -- стимулирование -- успешность научения -- алгоритм научения -- Рескорла-Вагнера формула
Аннотация: Исследуется феномен нелинейной связи между успешностью учения и его стимулированием (закон Йеркса-Додсона). Имеющиеся объяснения так или иначе основываются на идее перегрузки и сбоя ответственных за научение психических механизмов в тех случаях, когда задача слишком трудна или стимулы к научению слишком сильны. Предлагается альтернативное объяснение природы нелинейности связи между стимуляцией и успешностью учения: эффекты Йеркса-Додсона могут быть вызваны особенностями используемого психикой алгоритма научения. Показано, что указанные эффекты не возникают, если при научении используются такие алгоритмы обучения, как подкрепление связи повторением Д. Хебба или приближение к результату, описываемое формулой Рескорла-Вагнера. На основе имитационного эксперимента показано, что, напротив, эффекты Йеркса-Додсона устойчиво возникают, если человек использует более обобщенный вариант указанных алгоритмов, а именно алгоритм, основанный на схеме нейронных сетей, в котором реализована идея нелинейности связи между стимулированием и результатом.


Доп.точки доступа:
Юстицкис, В.; Йеркс (психолог) \р.\; Додсон (психолог) \дж. Д.\; Хебб (психолог) \д.\

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Горбатков, А. А.
    Закон Йеркса-Додсона: проблема содержания переменных [Текст] / А. А. Горбатков // Вопросы психологии. - 2009. - N 2. - С. 63-80. . - Библиогр.: с. 79-81 (60 назв. )
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Россия
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
закон Йеркса-Додсона -- Йеркса-Додсона закон -- стимуляция -- активация -- мотивация -- эмоции -- эффективность -- результативность
Аннотация: Обсуждается проблема содержания переменных, связи между которыми описывает закон Йеркса-Додсона. Рассматривается соотношение понятий стимуляции, активации и мотивации - основных вариантов понимания содержания независимой переменной, а также понятий эффективности и результативности, относящихся к зависимой переменной. На основе ряда известных теоретических подходов, реализованных в соотношении с моделью деятельностной динамики эмоций, формулирована гипотеза о двух оптимумах стимуляции и предпринята попытка интеграции картины места и взаимодействия существующих вариантов независимой и зависимой переменных закона Йеркса-Додсона.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)