Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


БД "Статьи" - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=малоэмиссионные камеры сгорания<.>)
Общее количество найденных документов : 35
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-35 
1.


   
    Экспериментальные исследования эмиссий NOX при последовательном сжигании топлива с кинетической второй зоной горения [Текст] / Л. А. Булысова [и др.] // Теплоэнергетика. - 2019. - № 7. - С. 51-58 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.35
Рубрики: Энергетика
   Энергетические топлива

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- двухзонное сжигание -- камеры сгорания -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- оксиды углерода -- расчетные исследования -- топливовоздушные смеси -- экспериментальные исследования
Аннотация: Статья является четвертой в цикле, посвященном экспериментальным исследованиям процесса сжигания топливовоздушной смеси в камере сгорания (КС), имеющей две последовательные зоны сжигания топлива с температурой газов на выходе из КС в диапазоне 1550-1700°C и удовлетворяющей требованиям к уровню выбросов оксидов азота и оксида углерода. В статье приводятся результаты экспериментальных исследований сжигания газообразного топлива в КС, состоящей из двух последовательно расположенных зон сгорания, каждая из которых имеет свое горелочное устройство. Первое горелочное устройство (ГУ1) является традиционным для малоэмиссионных камер сгорания. Это горелочное устройство имеет завихрители, зону подготовки топливовоздушной смеси (ТВС), пилотную и основные горелки. На вход в ГУ1 подается хорошо перемешанная топливовоздушная смесь. Второе горелочное устройство (ГУ2) расположено ниже по потоку за первой зоной горения. На вход в ГУ2 также подается ТВС с концентрацией топлива, которая равна или превышает таковую в первой зоне горения. Как в первой, так и во второй зоне осуществляется кинетическое сжигание топлива, при котором скорость горения определяется кинетикой реакции окисления топлива, а не скоростью поступления реагирующих компонентов к поверхности пламени путем молекулярной или кинетической диффузии (диффузионное горение). Второе горелочное устройство имеет собственное устройство подготовки топливовоздушной смеси. Во второй зоне горения топливо сжигается в высокотемпературной среде с пониженным содержанием кислорода. Экспериментально исследованы четыре варианта КС с разными длинами первой и второй зон горения. Первый из них является базовым, т. е. происходит однозонное сгорание топлива. В трех остальных вариантах варьировались длины первой и второй зон горения (при этом общая длина жаровой трубы не изменялась). Приведены результаты оптимизации распределения ТВС между двумя последовательными зонами горения. Найдена оптимальная длина второй зоны, обеспечивающая минимальные выбросы NOx и СО при температуре газов на выходе из КС в диапазоне 1550-1700°С.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Васильев, В. Д.; Гутник, М. Н.; Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

2.


    Булысова, Л. А. (кандидат технических наук).
    Отработка конструкции горелочного устройства второй зоны горения для камеры сгорания с последовательным сжиганием топливовоздушной смеси для перспективных ГТУ [Текст] / Булысова Л. А., Берне А. Л., Пугач К. С. // Электрические станции. - 2019. - № 5. - С. 19-24 : 7 рис. - Библиогр.: с. 24 (4 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- камеры сгорания -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- расчетные исследования -- расчетные модели -- сжигание топливовоздушной смеси -- топливовоздушные смеси
Аннотация: Статья посвящена изучению сжигания топливовоздушной смеси (ТВС) во второй зоне камеры сгорания (КС) газотурбинной установки (ГТУ) с последовательным сжиганием ТВС и начальной температурой рабочего тела около 1700 градусов Цельсия. Схема последовательного сжигания ТВС является эффективным методом для подавления эмиссии NO[x] при высоких температурах продуктов горения. Она предполагает наличие в КС двух последовательно расположенных горелочных устройств (ГУ), с помощью которых осуществляется подача ТВС в соответствующую зону КС. Распределение и концентрация ТВС определяются исходя из получения минимальных выбросов вредных веществ. Первое горелочное устройство (ГУ1) является традиционным для малоэмиссионных камер сгорания, и его конструкция хорошо изучена. ГУ1 включает пилотную горелку (ПГ), работающую в диффузионном режиме при розжиге, и основную горелку (ОГ), работающую в режиме предсмешения на основных нагрузках. В статье исследована конструкция горелочного устройства второй зоны (ГУ2), обеспечившая надежную и малоэмиссионную работу КС. Приводятся оценки влияния неравномерности поля концентрации на выходе из ГУ2 на образование эмиссий оксидов азота и распределение температуры в объеме камеры сгорания.


Доп.точки доступа:
Берне, А. Л.; Пугач, К. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

3.


   
    Экспериментальные исследования модельной двузонной малоэмиссионной камеры сгорания ГТУ средней мощности [Текст] / Булысова Л. А. [и др.] // Электрические станции. - 2019. - № 9. - С. 2-7 : 8 рис. - Библиогр.: с. 7 (5 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- расчетные исследования -- топливовоздушные смеси -- экспериментальные исследования
Аннотация: Статья завершает цикл статей, посвященных расчетным и экспериментальным исследованиям процесса горения топлива в камере сгорания с двумя последовательными зонами сжигания и температурами газов на выходе 1600 - 1700 градусов Цельсия при удовлетворительных значениях эмиссий оксидов азота и углерода. Приводятся результаты экспериментальных исследований модельной двузонной камеры сгорания с температурой газов на выходе 1460 градусов Цельсия на номинальной нагрузке, для которой была рассмотрена возможность повышения температуры газов перед турбиной до 1690 градусов Цельсия. Целью работы было подтверждение работоспособности камеры сгорания в диапазоне температур уходящих газов от 700 до 1700 градусов Цельсия. В камере используются два последовательно расположенных по длине жаровой трубы горелочных устройства. Скорости, распределения расходов воздуха и топлива между первой и второй зонами горения выбраны на основе ранее проведенных исследований. Определены режимы работы и показатели модельной двузонной камеры сгорания по режимам ГТУ, начиная от холостого хода, режима перехода на малоэмиссионное горение и до номинальной нагрузки. Проведено сравнение эмиссионных характеристик для трех вариантов сжигания топлива. Первый - топливо и воздух подаются только в первое горелочное устройство, второе при этом заглушено; второй - топливо подается только в первое горелочное устройство, а воздух поступает в обе зоны, при этом второе горелочное устройство играет роль смесителя камеры сгорания; третий - воздух и топливо в оптимальных соотношениях подаются в оба горелочных устройства.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Васильев, В. Д.; Гутник, М. Н.; Пугач, К. С.; Гутник, М. М.; Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

4.


    Булысова, Л. А. (кандидат технических наук).
    Расчетные исследования режимов работы камеры сгорания с последовательным сжиганием топливовоздушной смеси [Текст] / Булысова Л. А., Берне А. Л., Пугач К. С. // Электрические станции. - 2019. - № 7. - С. 7-13 : 8 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 13 (10 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- расчетные исследования -- расчетные модели -- сжигание топливовоздушной смеси -- топливовоздушные смеси
Аннотация: Статья посвящена расчетным исследованиям камеры сгорания (КС) с последовательным сжиганием топливовоздушной смеси для высокотемпературной газотурбинной установки (ГТУ) с температурой рабочего тела до 1670 градусов Цельсия. Исследуемая камера сгорания имеет два последовательно расположенных горелочных устройства: ГУ1 и ГУ2 и три независимых топливных канала: к пилотной (диффузионной) горелке ГУ1 и к горелкам предсмешения ГУ1 и ГУ2. Приводятся результаты расчета максимально теплонапряженного режима работы камеры сгорания с температурой на выходе 1670 градусов Цельсия, показано влияние распределения топлива между зонами КС на неравномерность поля температуры и концентрации вредных веществ на выходе из КС при различном распределении топлива между горелками предсмешения ГУ1 и ГУ2. По результатам серии расчетов предложен алгоритм управления работой ГТУ за счет перераспределения топлива между топливными каналами, при котором обеспечиваются минимальные выбросы вредных веществ.


Доп.точки доступа:
Берне, А. Л.; Пугач, К. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

5.


   
    Экспериментальные исследования эмиссий NO{x} при сжигании топлива в одной и двух последовательно расположенных ступенях сгорания [Текст] / Булысова Л. А. [и др.] // Электрические станции. - 2018. - № 11. - С. 15-23 : 9 рис. - Библиогр.: с. 23 (8 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газовые турбины -- газотурбинные установки -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- топливовоздушные смеси -- экспериментальные исследования -- экспериментальные установки
Аннотация: Статья является первой из цикла, посвященного экспериментальным исследованиям и оптимизации процесса сжигания топливовоздушной смеси с температурами газов на выходе из камеры сгорания около1700 градусов Цельсия при удовлетворении требований к эмиссиям. Работа поделена на два этапа. На первом исследованы возможности получения минимальных концентраций NO{x} и CO при использовании традиционной (одноступенчатой) схемы сжигания подготовленной топливовоздушной смеси (ТВС). Она предполагает наличие одного горелочного устройства (ГУ), через которое поступают топливо и воздух в жаровую трубу (ЖТ), и процесс горения осуществляется на зонах стабилизации пламени, формируемых в ней за счет завихрителей и/или плохообтекаемых тел. Для такой схемы исследовано влияние: качества подготовки ТВС, воздуха пилотной горелки, скорости потока в ЖТ и температуры воздуха на входе на эмиссии NO{x} и СО в диапазоне выходных температур от 1300 до 1700 градусов Цельсия (коэффициентах избытка воздуха КС от 2, 2 до 1, 6). На втором этапе рассмотрена возможность снижения вредных выбросов за счет использования двухступенчатой последовательной схемы сжигания топлива. Она предполагает наличие двух ГУ, одно из которых, традиционное (ГУ1), расположено в торце ЖТ, второе, последовательное (ГУ2), - на боковых стенках ЖТ ниже по потоку. Здесь приводятся результаты испытаний ГУ2, имеющего вид пережима-коллектора с отверстиями для впрыска топлива, расположенными по его окружности. Суммарный расход топлива разделен между ступенями. В первой ступени происходит сжигание топлива в виде ТВС, во второй оставшееся топливо дожигается в горячем, обедненном кислородом потоке газов первой ступени. Для этой схемы исследовано влияние входной температуры ТВС в первую ступень и скорости ее подачи в ЖТ на эмиссии NO{x} и CO в диапазоне выходных температур от 1300 до 1700 градусов Цельсия. Результаты получены при испытаниях модельной камеры сгорания (КС) на стенде ОАО "ВТИ". Многовариантные расчетные исследования по этой теме опубликованы ранее [1-3].


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Васильев, В. Д.; Гутник, М. М.; Гутник, М. Н.; Берне, А. Л.; Пугач, К. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

6.


   
    Результаты исследования последовательного двухступенчатого горения в малоэмиссионных камерах сгорания газотурбинных установок [Текст] / Л. А. Булысова [и др.] // Теплоэнергетика. - 2018. - № 11. - С. 40-53 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- двухступенчатое горение -- жаровые трубы -- малоэмиссионные камеры сгорания -- наземные энергетические установки -- топливовоздушные смеси
Аннотация: Проанализирован опыт производителей передовых наземных энергетических ГТУ, в которых для устойчивой работы и пониженного выброса вредных веществ в широком диапазоне рабочих характеристик и составов топлив используются малоэмиссионные камеры сгорании (МЭКС) с последовательным двухступенчатым горением топлива в общем объеме жаровой трубы. Такие МЭКС нашли применение в ГТУ различной мощности: малой (например, M7A-03 мощностью примерно 8–10 МВт), средней (L20A и L30A, 18–30 МВт) и большой (9HA, GT36, более 300 МВт). Это свидетельствует об универсальности и эффективности двухступенчатой схемы горения и о хорошей ее масштабируемости. Конструкции МЭКС для ГТУ разной мощности принципиально схожи. Они состоят из двух последовательно расположенных объемов горения (ступеней), каждый со своим горелочным устройством. Первое горелочное устройство (ГУ1) является традиционным для МЭКС со сжиганием предварительно перемешанной топливовоздушной смеси (ТВС). Оно состоит из завихрителей, зоны подготовки смеси, топливных форсунок и воспламенителей. Второе горелочное устройство (ГУ2) расположено ниже по потоку, в него через специальные отверстия подается ТВС другого состава, сжигание которой происходит в среде с пониженным содержанием кислорода и высокой температурой. Розжиг, работа до холостого хода, нагружение до перехода на малоэмиссионный режим работы и переход на него осуществляются регулированием ГУ1. Топливо в ГУ2 подается при достижении определенной температуры газов, поступающих из первой ступени горения, обеспечивающей его самовоспламенение. Дальнейший набор нагрузки регулируется подачей топлива в ГУ2. Конструкторская реализация схемы последовательного двухступенчатого горения, подходы к регулированию топлива и распределению воздуха по ступеням, обеспечению устойчивого беспульсационного горения различны и представляют большой научный и практический интерес.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Берне, А. Л.; Васильев, В. Д.; Гутник, М. Н.; Гутник, М. М.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

7.


   
    Экспериментальные исследования эмиссии NOX при последовательном сжигании топлива с диффузионной второй зоной [Текст] / Л. А. Булысова [и др.] // Теплоэнергетика. - 2019. - № 6. - С. 33-40 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.35 + 31.3
Рубрики: Энергетика
   Энергетические топлива

   Теплоэнергетика. Теплотехника в целом

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- диффузионные вторые зоны -- камеры сгорания -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- расчетные исследования -- сжигание топлив -- топливовоздушные смеси -- экспериментальные исследования
Аннотация: Статья является третьей из посвященных экспериментальным исследованиям и оптимизации процесса сжигания топливовоздушной смеси в камере сгорания с двумя последовательными зонами (ступенями) сжигания топлива и температурами газов на выходе 1550-1700°C при удовлетворении требований к выбросам вредных веществ. В данной статье приводятся результаты экспериментальных исследований сжигания газообразного топлива в камере сгорания, в каждой из двух последовательных зон сгорания которой имеется свое горелочное устройство (ГУ), одно из которых, традиционное, расположено в торце жаровой трубы, второе, последовательное, – на ее боковых стенках, ниже по потоку. Сжигание топлива во второй зоне происходит в среде с пониженным содержанием кислорода и высокой температурой. Показано, что вблизи стенок жаровой трубы формируются зоны с максимальными значениями CO, в то время как максимальные концентрации NOx наблюдаются в центральной зоне рециркуляции потока. Проведена оценка пробивной способности топливных струй, поступающих во вторую зону горения, и показаны траектории движения струй в сносящем потоке горячих газов первой зоны. Приведены результаты оптимизации распределения топлива между двумя последовательными зонами горения, а также влияние скорости потока на образование NOx и СО при температуре газов на выходе 1550-1700°С. Результаты получены при испытаниях модельной МЭКС на стенде ОАО ВТИ.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Васильев, В. Д.; Гутник, М. Н.; Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

8.


   
    Экспериментальные исследования границ устойчивой работы малоэмиссионной двухступенчатой камеры сгорания [Текст] / Л. А. Булысова [и др.] // Теплоэнергетика. - 2019. - № 3. - С. 25-32 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.370.2
Рубрики: Энергетика
   Котельные цехи ТЭС

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- двухступенчатые камеры сгорания -- завихрители -- камеры сгорания -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- расчетные исследования -- сжигание газообразных топлив -- топливные трубки -- топливовоздушные смеси -- экспериментальные исследования
Аннотация: Приводятся результаты экспериментальных исследований сжигания газообразного топлива в камере сгорания, состоящей из двух последовательно расположенных зон горения, каждая из которых имеет свое горелочное устройство (ГУ). Первое горелочное устройство (ГУ1) является традиционным для малоэмиссионных камер сгорания, содержит завихрители и зону подготовки смеси, пилотную (ПГ) и основную (ОГ) горелки. На вход в ГУ1 подается идеально перемешанная топливовоздушная смесь (ТВС). Второе горелочное устройство (ГУ2) расположено ниже по потоку, за первой зоной горения. На вход в него подается газообразное топливо (природный газ) без предварительного перемешивания с воздухом. Процесс сжигания во второй зоне – диффузионный. Исследована возможность расширения диапазона устойчивой работы первой зоны горения в область малых значений коэффициента избытка воздуха путем создания радиальной неравномерности концентрации ТВС на выходе из ГУ1. Это достигается благодаря подаче топлива в одно отверстие в топливных трубках, расположенных над лопатками завихрителя ОГ. Определена оптимальная концентрация ТВС первой ступени для получения минимальных значений выбросов NOx и CO при совместной работе двух последовательных ступеней сгорания. Приводятся результаты испытаний ГУ2, имеющего вид пережима-коллектора с отверстиями для впрыска топлива, расположенными по его окружности. Эксперименты проведены на модельной камере сгорания, установленной на стенде ОАО ВТИ.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Васильев, В. Д.; Гутник, М. М.; Гутник, М. Н.; Берне, А. Л.; Пугач, К. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

9.


   
    Обеспечение малоэмиссионной работы камеры сгорания в широком диапазоне климатических условий применительно к авиапроизводным ГТУ [Текст] / Булысова Л. А., Тумановский А. Г., Гутник М. Н. [и др.] // Электрические станции. - 2019. - № 12. - С. 20-22 : 3 рис. - Библиогр.: с. 22 (3 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- перепуск воздуха -- расчетные исследования -- топливовоздушные смеси -- устойчивое сгорание -- экспериментальные исследования
Аннотация: Проанализированы возможности регулирования малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) в широком диапазоне изменения климатических условий применительно к ГТУ-16П, разработанной на базе авиационного двигателя ПС-90А АО "ОДК-Авиадвигатель". Рассматривается камера сгорания (КС) предварительного смешения со стабилизацией на крутке. В качестве прототипа выбрана МЭКС ГТЭ-110. Горелочное устройство состоит из основной и пилотной горелок. Основная горелка имеет два топливных канала, позволяющих регулировать качество получаемой топливовоздушной смеси (ТВС). Для данной конструкции МЭКС проанализирована возможность расширения диапазона малоэмиссионного горения до 70% нагрузки в области отрицательных температур наружного воздуха за счет сброса/перепуска воздуха на вход в компрессор.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Тумановский, А. Г. (доктор технических наук); Гутник, М. Н.; Васильев, В. Д.; Сипатов, А. М. (доктор технических наук); Нугуманов, А. Д.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

10.


    Булысова, Л. А. (кандидат технических наук).
    Научные проблемы и достижения в разработке и исследовании камер сгорания ГТУ [Текст] / Булысова Л. А., Васильев В. Д. // Электрические станции. - 2023. - № 2. - С. 2-6 : 3 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 6 (7 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
МЭКС -- выбросы оксидов азота -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- топливовоздушные смеси -- численные исследования -- экспериментальные исследования
Аннотация: Изложены основные этапы разработки малоэмиссионной камеры сгорания для ГТЭ-110М и достигнутые результаты, полученные в отсеке с одной жаровой трубой на стенде полных параметров. Представлен перечень работ, необходимых для подготовки испытаний комплекта жаровых труб на испытательном стенде в составе ГТУ. Перечислены возможные риски, такие как: перегревы отдельных участков металла стенок жаровых труб, превышение потерь давления на топливных линиях, отклонение от заданной эпюры поля температуры на входе в турбину, отсутствие зажигания в отдельных жаровых трубах, возникновение пульсаций давления с высокими амплитудами и пр., а также пути их устранения. Рассмотрены критические импортные комплектующие, которые требуют замены на отечественные аналоги.


Доп.точки доступа:
Васильев, В. Д.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

11.


   
    Разработка малоэмиссионных камер сгорания энергетических ГТУ [Текст] / А. Г. Тумановский, Л. А. Булысова, В. Д. Васильев [и др.] // Теплоэнергетика. - 2021. - № 6. - С. 68-76 : ил. - Библиогр.: с. 76 (12 назв.) . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
ГТУ -- МЭКС -- газотурбинные установки -- малоэмиссионные камеры сгорания -- топливовоздушные смеси
Аннотация: Рассмотрен комплексный подход к изучению процессов, протекающих в камерах сгорания, с применением численных и экспериментальных исследований, который позволяет сократить стоимость и время проведения работ по доводке малоэмиссионных камер сгорания.


Доп.точки доступа:
Тумановский, А. Г.; Булысова, Л. А.; Васильев, В. Д.; Гутник, М. Н.; Гутник, М. М.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

12.


    Пугач, К. С.
    Сжигание богатых водородом топлив в энергетических ГТУ [Текст] / Пугач К. С., Булысова Л. А., Васильев В. Д. // Электрические станции. - 2023. - № 11. - С. 2-10 : 11 рис. - Библиогр.: с. 9-10 (18 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363 + 31.35
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

   Энергетические топлива

Кл.слова (ненормированные):
ГТУ -- водород -- водородосодержащее топливо -- газотурбинные установки -- горелки -- горелочные устройства -- камеры сгорания -- конструкции горелочных устройств -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- микросмешение
Аннотация: Рассмотрены подходы к сжиганию топлив с высоким содержанием водорода в малоэмиссионных камерах сгорания (МЭКС) газотурбинных установок (ГТУ) двух ведущих производителей энергетического оборудования: Mitsubishi и General Electric. Проанализированы конструкции горелочных устройств, позволяющих решить главные проблемы, возникающие в традиционных МЭКС: проскок пламени в зону предварительного перемешивания, неустойчивость процесса горения, высокие потери давления на горелках. Эти конструкции объединяют отсутствие лопаточного завихрителя и организация отдельных малых зон смешения и пламени в камере сгорания. Рассмотрены этапы исследований таких горелочных устройств и дана их сравнительная оценка. Представлены результаты полномасштабных испытаний, полученных при сжигании топлива с большим содержанием водорода.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Васильев, В. Д.; Mitsubishi, фирма; General Electric, фирма

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

13.


    Булысова, Л. А. (кандидат технических наук).
    Влияние водорода в топливном газе на процессы в камерах сгорания ГТУ [Текст] : (обзор) / Булысова Л. А., Васильев В. Д., Пугач К. С. // Электрические станции. - 2023. - № 6. - С. 2-7 : 8 рис. - Библиогр.: с. 7 (12 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
Воббе индекс -- водородосодержащее топливо -- газовые турбины -- индекс Воббе -- камеры сгорания -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- пульсации давления -- скорость ламинарного распространения пламени -- топливо-воздушные смеси -- фронт пламени -- экспериментальные исследования
Аннотация: Представлен обзор исследований по влиянию водорода в топливном газе на процессы, протекающие в малоэмиссионных камерах сгорания (МЭКС) энергетических газотурбинных установок. Проанализировано влияние доли водорода и качества получаемой топливно-воздушной смеси на ламинарную скорость распространения пламени, форму стабилизированного факела, потери давления на топливных линиях, границы бедного срыва горения и скорости проскока пламени в зону предварительного перемешивания. Приведены результаты экспериментальных исследований по влиянию доли водорода в топливе на границы устойчивого, беспульсационного горения в МЭКС и оценена возможность использования индекса Воббе в качестве критерия применимости топливного газа, содержащего водород в горелочном устройстве, разработанное под другое газообразное топливо без модернизации его геометрии.


Доп.точки доступа:
Васильев, В. Д.; Пугач, К. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

14.


   
    Опыт масштабирования конструкции МЭКС для применения в ГТУ разной мощности [Текст] / Булысова Л. А., Тумановский А. Г., Гутник М. Н., Васильев В. Д. // Электрические станции. - 2020. - № 4. - С. 2-7 : 5 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 7 (3 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- критерии подобия -- малоэмиссионные камеры сгорания -- масштабирование -- оксиды азота -- перепуск воздуха -- топливовоздушные смеси -- устойчивое горение
Аннотация: Рассмотрены возможности использования уже имеющихся отработанных конструкций малоэмиссионных камер сгорания (МЭКС) ГТУ со своим понятным алгоритмом управления в других ГТУ, например, при их модернизации. Показан опыт ОАО "ВТИ" по использованию разработанной им конструкции МЭКС, прошедшей успешные испытания на стенде полных параметров и рекомендованной для установки на двигатель, в качестве прототипа для разработки МЭКС на существенно меньшей мощности. Рассмотрены принципы и критерии подобия и этапы, необходимые для успешного выполнения масштабирования МЭКС. Приведены результаты испытаний разработанной модели МЭКС и прототипа при неполном давлении на стенде ОАО "ВТИ" по алгоритмам прототипа. Достигнуто хорошее сходство в управлении МЭКС и в получаемых результатах.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Тумановский, А. Г. (доктор технических наук); Гутник, М. Н.; Васильев, В. Д.; ОАО "Всероссийский теплотехнический институт"; Всероссийский теплотехнический институт, ОАО

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

15.


    Иноземцев, А. А. (доктор технических наук; член-корреспондент РАН; генеральный конструктор).
    Использование перспективных технологий авиационных газотурбинных двигателей для создания энергетических ГТУ большой мощности [Текст] / Иноземцев А. А. // Электрические станции. - 2020. - № 1. - С. 29-35 : 3 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 35 (2 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
ГТУ большой мощности -- ПГУ -- газотурбинные установки -- климатические характеристики -- кооперация предприятий -- критические технологии -- малоэмиссионные камеры сгорания -- моделирование компрессоров -- параметры цикла -- парогазовые установки -- перспективные технологии
Аннотация: Выполнен анализ параметрических особенностей современных энергетических ГТУ большой мощности и парогазовых установок, которые могут быть построены на их основе. Отмечена важность использования технологий авиационного двигателестроения при разработке энергетических ГТУ нового поколения. Представлены ключевые технологии, освоенные в программе создания авиационного двигателя ПД-14 и разрабатываемые в программе двигателя большой тяги ПД-35, которые могут найти применение при разработке современных энергетических ГТУ большой мощности. Приведены результаты исследований АО "ОДК-Авиадвигатель" требований к параметрам, конструктивному облику и технологиям, которые потребуются для разработки перспективных энергетических ГТУ в диапазоне мощности 50 - 500 МВт. Описан опыт участия АО "ОДК-Авиадвигатель" в проектах разработки ГТУ большой мощности совместно с предприятиями и институтами энергомашиностроительной отрасли и даны предложения по возможному участию в программе разработки перспективной ГТУ большой мощности.


Доп.точки доступа:
АО "ОДК-Авиадвигатель"; ОДК-Авиадвигатель, АО

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

16.


   
    Результаты испытаний МЭКС ГТ-16 в одногорелочном отсеке на стенде полных параметров [Текст] / Булысова Л. А., Гутник М. Н., Васильев В. Д. [и др.] // Электрические станции. - 2020. - № 7. - С. 2-5 : 6 рис. . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
автоматическое управление -- алгоритмы управления -- газотурбинные установки -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- пульсации давления -- топливовоздушные смеси -- устойчивое горение -- экспериментальные исследования
Аннотация: Представлены результаты комплексных испытаний экспериментального образца малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для газотурбинной установки ГТУ-16П при рабочих давлениях (до 2000 кПа) в широком диапазоне температур наружного воздуха плюс-минус 25 градусов Цельсия. Показано, что разработанные технические решения обеспечивают переход и работу на малоэмиссионных режимах без пульсаций при автоматическом управлении топливными каналами МЭКС. Приведены данные по эмиссионным характеристикам, подтверждающие высокую полноту сгорания топлива во всем диапазоне нагрузок и низкие выбросы оксидов азота и углерода при нагрузках ГТУ от 70 до 100%, согласно требованиям технического задания. Разработана и реализована система автоматического управления топливными кранами МЭКС в зависимости от нагрузки, включающая защиту с уходом на безопасные режимы при возникновении пульсаций давления с превышающими допустимый уровень амплитудами.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Гутник, М. Н.; Васильев, В. Д.; Тумановский, А. Г. (доктор технических наук); Сипатов, А. М. (доктор технических наук); Нугуманов, А. Д.; Фагалов, И. У.; Цатиашвили, В. В. (кандидат технических наук)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

17.


   
    Факторы, определяющие форму пламени, и их связь с устойчивостью горения в малоэмиссионных камерах сгорания ГТУ [Текст] / Булысова Л. А., Тумановский А. Г., Гутник М. Н., Васильев В. Д. // Электрические станции. - 2020. - № 6. - С. 2-5 : 5 рис. - Библиогр.: с. 5 (3 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
алгоритмы управления -- газотурбинные установки -- малоэмиссионные камеры сгорания -- оксиды азота -- пульсации давления -- топливовоздушные смеси -- устойчивое горение -- экспериментальные исследования
Аннотация: Проанализированы возможности влияния на устойчивость процесса перехода на малоэмиссионный режим работы камеры сгорания и способы расширения диапазона ее малоэмиссионной работы. В качестве влияющих факторов рассмотрены скорость, температура и давление в малоэмиссионной камере сгорания (МЭКС). Рассматривается камера сгорания (КС) предварительного смешения со стабилизацией на крутке. Горелочное устройство состоит из основной и пилотной горелок. В основной горелке имеются два топливных канала, позволяющих регулировать качество получаемой топливовоздушной смеси. Экспериментальные исследования МЭКС, разработанной для авиапроизводной ГТУ, проведены при давлении и температуре воздуха на входе до 2000 кПа и 475 градусов Цельсия и температуре газов на выходе до 1320 градусов Цельсия.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Тумановский, А. Г. (доктор технических наук); Гутник, М. Н.; Васильев, В. Д.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

18.


   
    Опыт создания малоэмиссионных камер сгорания для наземных газотурбинных установок большой мощности: GT24/26 [Текст] / Л. А. Булысова [и др.] // Теплоэнергетика. - 2018. - № 6. - С. 40-49 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
GT24 -- GT26 -- автоматическое управление -- газотурбинные установки -- горелочные устройства -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- пульсации давления -- топливовоздушные смеси -- установки большой мощности
Аннотация: Статья является третьей из запланированной авторами серии статей, посвященных мировому опыту создания малоэмиссионных камер сгорания (МЭКС) для наземных газотурбинных установок (ГТУ) большой мощности (выше 250 МВт). Цель данного исследования – обобщить и проанализировать использованные разными разработчиками принципы организации течения и горения топлива, а также управления его подачей. Рассмотренные в данной статье ГТУ GT24 и GT26 (GT24/26), вырабатывающие электрический ток частотой 60 и 50 Гц соответственно, имеют одинаковые конструкции горелочных устройств. Эти ГТУ разработаны фирмой ABB, выпускались ранее фирмой Alstom, а сейчас производятся компанией Ansaldo Energia. Коэффициент полезного действия этих ГТУ достигает 41% при мощности 354 МВт в простом и 60. 5% при 505 МВт в парогазовом циклах. Обе ГТУ соответствуют всем требованиям по выбросам вредных веществ. Степень сжатия составляет 35. В данной статье рассмотрена система двухступенчатого сжигания топлива в двух последовательно расположенных малоэмиссионных камерах сгорания, одна из которых расположена перед турбиной высокого давления (КС1), а вторая – перед турбиной низкого давления (КС2). Наибольшее внимание в статье уделено КС2, которая работает с пониженным содержанием кислорода в окислителе, поступающем на вход горелок. Подробно описаны оригинальные конструкции генераторов вихрей и форсунок, расположенных в потоке горячих продуктов сгорания, выходящих из турбины высокого давления. Приведена оригинальная система охлаждения фронтовой плиты КС2, позволившая значительно сократить количество воздуха, поступающего на охлаждение, а также внедренные в камеру устройства, демпфирующие пульсации давления. Использование этих устройств значительно расширило диапазон нагрузок КС при ее малоэмиссионной работе. Принципы регулирования подачи топлива и управления процессом горения, реализованные в МЭКС этой ГТУ, представляют научный и практический интерес.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Васильев, В. Д.; Берне, А. Л.; Гутник, М. М.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

19.


    Васильев, В. Д.
    Влияние смесеобразования на выход NOх в малоэмиссионной камере сгорания ГТУ [Текст] / В. Д. Васильев, Л. А. Булысова, А. Л. Берне // Теплоэнергетика . - 2016. - № 4. - С. 16-22 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
FlowVision -- газотурбинные установки -- камеры сгорания -- малоэмиссионные камеры сгорания -- моделирование -- оксиды азота -- природные газы -- расчетные исследования -- топливовоздушные смеси -- энергетические газотурбинные установки
Аннотация: Статья посвящена построению упрощенной методики подавления образования в камерах сгорания (КС) энергетических газотурбинных установок (ГТУ), работающих на природном газе, оксидов азота (NOx). Теоретически и экспериментально исследуется КС, в которой сжигается предварительно подготовленные бедные топливовоздушные смеси. Исследование выполнено на натурной КС с параметрами, типичными для современных ГТУ. Представлены результаты расчетов в программном комплексе FlowVision и экспериментальных исследований, проведенных на испытательном стенде ОАО ВТИ. Расчеты и испытания выполнены при следующих параметрах: расход до 4. 6 кг/с, давление до 450 кПа, температура воздуха на входе в КС до 400°С, температура на выходе 1200°С, топливо - природный газ. В результате сопоставления полученных при моделировании параметров с результатами экспериментов построена корреляционная зависимость измеренной эмиссии NOx от расчетного параметра неравномерности концентрации топлива на выходе из зоны предварительного перемешивания. Экспериментально доказано положение о слабой зависимости от давления в КС эмиссии NOx, образующихся при сжигании идеально перемешанной топливовоздушной смеси (концентрация метана в воздухе является постоянной в любой точке топливовоздушной смеси, т. е. постоянна в объеме смеси). Подтверждены правомерность и целесообразность использования стационарной математической модели процесса перемешивания для оценки эмиссии NOx по расчетному качеству получаемой в зоне предварительного перемешивания топливовоздушной смеси, что позволяет избежать некоторых трудностей, возникающих при расчете процессов горения и образования NOx.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А.; Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

20.


    Васильев, В. Д.
    Влияние формы пламени на устойчивость процесса в малоэмиссионной камере сгорания [Текст] / Васильев В. Д., Булысова Л. А., Берне А. Л. // Электрические станции. - 2015. - № 12. - С. 55-61 : 8 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 61 (3 назв. ) . - ISSN 0201-4564
УДК
ББК 31.35 + 31.363
Рубрики: Энергетика
   Энергетические топлива

   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелки -- макроструктура пламени -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- моделирование процессов -- оксиды азота -- расчетные исследования -- топливовоздушная смесь -- форма пламени -- экспериментальные исследования
Аннотация: Описано расчетное и экспериментальное исследование процессов, происходящих в камере сгорания (КС) предварительного смешения со стабилизацией на крутке, схожей с применяемыми в современных ГТД. Горелочное устройство КС состоит из основной и пилотной горелок. КС работает на смеси природный газ – воздух с коэффициентами избытка воздуха от 10 до 2, 6. Рассматривается влияние доли топлива в пилотную горелку (PFR) при фиксированном коэффициенте избытка воздуха альфа на макроструктуру пламени – связь между формой и положением фронта пламени и доминирующими структурами течения. Фронт пламени исследуется при помощи трехмерного численного моделирования. В исследуемом диапазоне PFR от 0 до 100% при фиксированном коэффициенте избытка воздуха альфа наблюдаются четыре макроструктуры. Показано, что каждой форме высокочастотной неустойчивости горения соответствует определенная макроструктура пламени. Отмечено, что доли топлива в пилотную горелку, при которых наблюдались изменения конфигурации пламени, связаны с появлением термоакустической неустойчивости.


Доп.точки доступа:
Булысова, Л. А. (кандидат технических наук); Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)

Найти похожие

 1-20    21-35 
 
Статистика
за 12.09.2024
Число запросов 26941
Число посетителей 1
Число заказов 0
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)