Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент)
Заглавие : Интериоризация и/или экстериоризация
Серия: Дискуссии
Место публикации : Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С.91-105. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2021/2). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 103-104 (36 назв.)References in Russian: р. 104-105 (35 names)
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): взаимоотношения с окружающей средой--инструментальный метод--интериоризация--когнитивное развитие детей--культурно-исторический подход--психологическое развитие детей--совершенствование способностей--соотношение внутренней и внешней деятельности--социализация--формирование личности ребенка--цифровая социализация--цифровая среда--цифровое опосредование--цифровое поколение--цифровые технологии--экстериоризация
Аннотация: Данная публикация своим появлением обязана увидевшей свет на страницах журнала "Вопросы психологии" статье М. В. Фаликман "Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода" (2020. № 2), в которой поставлены проблемы, носящие дискуссионный характер. Автором статьи предпринята попытка рассмотреть сквозь призму культурно-исторической психологии Л. С. Выготского особенности психического развития современных детей в условиях цифровой социализации. В частности, М. В. Фаликман прослеживает изменения, касающиеся трансформации культурных орудий и наблюдаемого в онтогенезе сдвига в сторону повышения роли внешнего опосредствования психических процессов - это позволило ей сделать вывод о том, что имеет место сдвиг от интериоризации в сторону "новой экстериоризации". Также она обращает внимание на то, что в связи с активным взаимодействием ребенка с цифровыми носителями культуры требует пересмотра и понятие зоны ближайшего развития. Объяснение этих объективно происходящих изменений предполагает их тщательное и всесторонне изучение. В этой связи видится актуальным отделение имеющих теоретическое обоснование и получивших подтверждение данных от положений, носящих лишь гипотетический характер. Это относится в первую очередь к содержанию процесса интериоризации в ее взаимосвязи с экстериоризацией. Также пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся рассмотрения цифровых устройств как своеобразных культурных орудий. Автор данной статьи с опорой на исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. П. Зинченко приводит результаты исследований, которые позволяют расширить наши представления о специфике процессов интериоризации в современных условиях активного внедрения цифровых технологий. Обращение к этим источникам позволяет уточнить некоторые выводы, содержащиеся в работе М. В. Фаликман. В заключение автор приходит к выводу о заложенном в культурно-исторической теории исследовательском потенциале и необходимости специальной работы по переосмыслению научного вклада Л. С. Выготского сквозь призму тех задач, которые стоят перед современной наукой и практикой воспитания.

Доп.точки доступа:
Фаликман, М. В.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Зинченко, В. П. (психолог ; 1931-2014)