Кузьминов, М. Ю.
    Методологические вопросы взаимодействия среды, творчества и личности [Текст] / М. Ю. Кузьминов // Вестник Московского энергетического института. - 2016. - № 3. - С. 112-119
УДК
ББК 60.53
Рубрики: Социология
   Социология личности

Кл.слова (ненормированные):
творческий потенциал -- этапы творчества -- творческая личность -- творчество -- креативная среда
Аннотация: Проанализированы проблемы творчества и творческой личности во взаимодействии со средой, имеющие общекультурный характер и выходящие за пределы только научного творчества. Рассмотрены различные подходы к проблеме творчества, творческой деятельности, творческого потенциала в русской философии, а также в современной философской, социологической и психологической литературе. Раскрыто понятие творчества и введена типология ее различных видов и стадий. Так, каждый этап творчества: выдвижение идеи, детализация и конкретизация, воплощение ее в жизнь — можно рассматривать как самостоятельный тип творческой деятельности. Подобная классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальные, прикладные и технические знания). Сделан вывод, что деление на творческую и нетворческую деятельность весьма условно. Нет нетворческой деятельности, можно говорить лишь о доле или степени творчества в каждой конкретной деятельности. В числе упоминаемых в статье концепций: развивающий, деятельностно-организационный, аксиологический, сенергетический и ресурсный подходы, распространенные в отечественной литературе. Особое внимание уделено концепции среды и творчества Сальваторе Мади, который разрушает стереотипы отношения к творчеству, как к чему-то хрупкому и беззащитному. Ученый-творец как личность начинается с осознания окружающего мира и определения собственного отношения к нему, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии. Именно самореализация в науке, более широкие возможности практического осуществления научных идей, а не только заработок являются побудительной силой творчества в вузовской и научной средах. Реализация этих сценариев бесспорно зависит от типа личности, его ценностных ориентаций. Дана оценка творческой деятельности, а также факторов, влияющих на креативную среду вуза, исходя из проведенных прикладных социологических исследований. Озвучена одна из главных проблем — организация творческой среды и ее информационное сопровождение. Результаты данной работы могут служить для совершенствования организационной и информационной эффективности творческой деятельности в вузе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)