Проективная методика "Пространство дерева и света" как навигатор по детскому опыту отношений в родительской семье у взрослых [Текст] / М. А. Одинцова, Д. В. Лубовский, Е. С. Гусарова, П. А. Иванова // Консультативная психология и психотерапия. - 2022. - № 3, Том 30. - С. 68-91. - Библиогр.: С. 86-88 (25 назв. ). - References: p. 88-90 (25 names) . - ISSN 2075-3470
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
опросники -- опыт близких отношений -- проективные методики -- психологическое благополучие -- психотерапия -- родители -- семейные дисфункции -- семейные эмоциональные коммуникации -- семьи -- социализация -- трудные жизненные ситуации
Аннотация: Проведение эмпирической валидизации проективной методики К. Адамс "Пространство дерева и света". В исследовании приняли участие 298 человек, из них 245 женщин и 53 мужчины в возрасте от 18 до 65 лет. Использовались методики: опросник "Семейные эмоциональные коммуникации" А. Б. Холмогоровой, С. В. Воликовой, М. Г. Сороковой; опросник "Опыт близких отношений" К. А. Чистопольской и соавторов; проективная методика "Пространство дерева и света" К. Адамс. Результаты, полученные по проективной методике "Пространство дерева и света", хорошо согласуются с характеристиками семейных дисфункций и проявлениями эмоциональной привязанности взрослых в близких отношениях. Статистический анализ данных показал, что для групп респондентов, выбравших картинку, символизирующую тот или иной вариант духовного мира ребенка, характерны специфические профили семейных эмоциональных коммуникаций и опыта близких отношений. Прояснить эти особенности помогают ответы на дополнительные вопросы к методике. Выбор картинки, символизирующей ту или иную социальную ситуацию развития в родительской семье, выступает своеобразной эвристикой, позволяющей строить гипотезы об особенностях семейных эмоциональных коммуникаций и об опыте выстраивания близких отношений. Методика "Пространство дерева и света" может углубить эмпирические исследования и пополнить арсенал техник и методик в практической деятельности психологов.


Доп.точки доступа:
Одинцова, Мария Антоновна (кандидат психологических наук; доцент; заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения); Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; доцент; профессор кафедры ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства"); Гусарова, Елена Сергеевна (магистр психологии; модератор Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA); Иванова, Полина Андреевна (магистр психологии; выпускник Московского государственного психолого-педагогического университета); Холмогорова, А. Б.; Воликова, С. В.; Сорокова, М. Г.; Чистопольская, К. А.; Адамс, К.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)