О нецелесообразности широкого применения сотовых уплотнений в проточной части паровых турбин [Текст] / Н. Г. Родионов [и др.] // Теплоэнергетика. - 2019. - № 1. - С. 44-51 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
паровые турбины -- повреждения протечки пара -- радиальные зазоры -- роторы -- сотовые уплотнения -- статоры -- тепловые стендовые испытания -- экономичность -- экспериментальные исследования
Аннотация: Приведены результаты критического анализа применения концевых и внутренних сотовых уплотнений (СУ) в двух паровых турбинах (ПТ) типа Т-60/73-7. 8/0. 04 производства Калужского турбинного завода (КТЗ), предназначенных для Уфимской ТЭЦ-5. Сотовые уплотнения были установлены в проточную часть этих турбин по требованию заказчика и применены на КТЗ впервые. Предполагалось, что использование СУ может снизить паразитные протечки пара и тем самым увеличить КПД турбин. По оценке НПП “АРМС” и ожиданиям специалистов КТЗ замена лабиринтных уплотнений традиционной конструкции на уплотнения с сотовыми вставками позволит увеличить КПД турбины ориентировочно на 1% благодаря существенному уменьшению радиальных зазоров в концевых, диафрагменных и надбандажных уплотнениях. Экспериментальные исследования СУ при их работе в стендовых модельных условиях показали, что паразитные протечки рабочего тела действительно могут быть уменьшены с их помощью. Но это возможно только для узкого диапазона оптимальных соотношений конструктивных параметров сотовой структуры уплотнения и зазора между элементами статора и ротора. Идеи применения СУ в паровых турбинах заимствованы из опыта эксплуатации газотурбинных двигателей. В ПТ, у которых опоры выполнены с подшипниками скольжения, вращение ротора происходит по сложной траектории относительно продольной оси корпуса ПТ. При вибрации в реальных условиях эксплуатации турбин, во всяком случае турбин с гибким валом, СУ использовать нецелесообразно. На конкретном примере показано, что малые зазоры (0. 15–0. 30 мм) между статорными и роторными элементами ПТ, рекомендуемые производителями СУ, когда проявляется полезный эффект СУ, при эксплуатации реализовать невозможно. Это утверждение основано на результатах приемосдаточных испытаний двух ПТ типа Т-60/73-7. 8/0. 04 производства КТЗ на заводском стенде. Вскрытие ПТ и ревизия деталей после тепловых стендовых испытаний показали, что все СУ, выполненные с малыми радиальными зазорами, оказались разрушенными. Дальнейшая эксплуатация ПТ с такими уплотнениями комиссией по сдаче-приемке турбины с участием представителей заказчика была признана невозможной. На КТЗ было принято решение устанавливать в ПТ новые уплотнения с увеличенными радиальными зазорами. Если бы вскрытие турбин на заводе не производили, то разрушения СУ были бы обнаружены при капитальном ремонте ПТ через 6 лет их эксплуатации.


Доп.точки доступа:
Родионов, Н. Г.; Папков, В. И.; Коротков, В. В.; Голдин, А. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)