Булысова, Л. А.
    Малоэмиссионное сжигание топлива в авиапроизводных газотурбинных установках [Текст] / Л. А. Булысова, В. Д. Васильев, А. Л. Берне // Теплоэнергетика. - 2017. - № 12. - С. 35-42 . - ISSN 0040-3636
УДК
ББК 31.363
Рубрики: Энергетика
   Турбомашины

Кл.слова (ненормированные):
газотурбинные установки -- горелочные устройства -- камеры сгорания -- малоэмиссионное сжигание -- малоэмиссионные камеры сгорания -- многогорелочные камеры сгорания -- пассивное демпфирование -- пульсации давления -- топливовоздушные смеси
Аннотация: Статья является первой из запланированной авторами серии статей, посвященных мировому опыту создания малоэмиссионных камер сгорания (МЭКС) для наземных газотурбинных установок (ГТУ). Цель статьи - обобщить и проанализировать наиболее успешный опыт внедрения принципов малоэмиссионного сжигания так называемых “бедных” (с низкой концентрацией топлива в воздухе, когда коэффициент избытка воздуха составляет примерно 1. 9-2. 1) хорошо перемешанных топливовоздушных смесей в МЭКС ГТУ и способов снижения неустойчивости горения. В данной статье рассмотрены наиболее успешные и широко используемые на мировом рынке газовые турбины, разработанные на базе авиационных двигателей. При создании таких турбин возникает много проблем, связанных с предъявляемыми к ним требованиями и условиями работы промышленных и энергетических ГТУ, отличающимися от авиационных. Одна из основных - создание камер сгорания, обеспечивающих низкую эмиссию вредных веществ, в первую очередь оксидов азота NOx. Показаны пути модернизации/замены штатных камер сгорания на малоэмиссионные. Представлены два подхода - размещение многогорелочного фронтового устройства в старых осевых размерах корпуса и изменение корпусов для размещения выносных камер сгорания. Наиболее актуальны ГТУ, работающие на природном газе без добавления воды. В связи с высокими требованиями к экономичности современные ГТУ разрабатываются на давление за компрессором более 3 МПа и температуру на входе в турбину выше 1500°C. Приведены примеры конструкции малоэмиссионных камер сгорания на основе организации предварительно хорошо перемешанных топливовоздушных смесей (воздух-природный газ). В каждой МЭКС применяется свой принцип регулирования работы в зависимости от нагрузки ГТУ. Для многогорелочной камеры сгорания используется постепенное подключение горелок по определенной программе; в выносных камерах сгорания предусмотрены зоны горения, которые последовательно включаются в работу при изменении нагрузки двигателя. Рассмотрены проблемы неустойчивости горения, возникающие при сжигании “бедных” топливовоздушных смесей, и пути их решения в каждом конкретном случае. Приведены результаты испытаний ГТУ, подтверждающие широкий диапазон их устойчивой работы и удовлетворительный уровень эмиссии NOx и CO. Анализ и обобщение мирового опыта и изучение тенденций дальнейшего развития ГТУ с повышенными параметрами помогут специалистам в разработке собственной МЭКС для перспективных ГТУ.


Доп.точки доступа:
Васильев, В. Д.; Берне, А. Л.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : эн.ф. (1)
Свободны: эн.ф. (1)