Тесельская, Ирина Павловна.
    Кадры железнодорожников Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны [Текст] / И. П. Тесельская // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2012. - № 1 (33). - С. 178-183. - Библиогр.: с. 183 (40 назв.) . - ISSN 1992-2868
УДК
ББК 63.3(2)6
Рубрики: История
   История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)--Дальний Восток

   
Кл.слова (ненормированные):
Великая Отечественная война -- железные дороги -- железнодорожные магистрали -- железнодорожный транспорт -- железнодорожники -- подготовка кадров -- мобилизация -- кадры железнодорожников
Аннотация: На основе архивных и опубликованных материалов автор рассматривает структурные изменения, которые произошли в составе железнодорожников Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны, источники и формы подготовки кадров для магистралей региона, показывает роль патриотических починов в деле мобилизации внутренних ресурсов железных дорог и помощи фронту. Успех выполнения железнодорожниками военно-стратегических и народнохозяйственных задач зависел от состояния кадров, уровня их технической грамотности. В связи с мобилизацией в армию, командированием на запад в составе спец-формиваний квалифицированных работников в коллективах магистралей произошли существенные изменения. На железных дорогах Дальнего Востока, как и на других предприятиях страны, возросла численность женщин и молодежи, включая подростков. В статье приведена динамика изменения половозрастного состава кадров железнодорожников региона. Это обстоятельство стало одной из причин увеличения случаев аварийности и браков в работе. На протяжении всех военных лет новое пополнение не смогло восполнить дефицит в кадрах, связанных с движением поездов (вагонные мастера, кондукторы, кочегары, дежурные по станции и др.), а также в технических кадрах высшей квалификации. Комплектования штатов железных дорог проходило в основном по следующим направлениям: через централизованную систему подготовки (работу ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения) и посредством индивидуального обучения. К началу Великой Отечественной войны Дальний Восток оказался глубоким тылом, но обозначилась реальная военная опасность со стороны Японии. Поэтому магистрали региона были задействованы во внутриокружных перевозках войск для их обучения в условиях противостояния Дальневосточного фронта и Квантунской армии. Помимо этого, железнодорожники-дальневосточники выполняли важную задачу по переработке и пропуску грузов, поступающих в СССР через Тихий океан по системе ленд-лиза. Автор подчеркивает, что, несмотря на тяжелые условия быта и труда, дефицит квалифицированных кадров ведущих железнодорожных профессий, работники магистралей Дальнего Востока обеспечили выполнение поставленных перед ними задач оборонного и народнохозяйственного значения, реализовывали новые трудовые почины.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)